Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Дмитрий Мезенцев

Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Республике Беларусь, член РСМД

Генеральный секретарь Шанхайской организации сотрудничества Дмитрий Мезенцев рассказал о том, что будут обсуждать на июльском саммите ШОС в Уфе, о перспективах создания Банка развития Организации и других проектах этого объединения.

- Дмитрий Федорович, в преддверии Уфимского саммита ШОС много внимания уделяется Стратегии развития Организации до 2025 года, которую и планируют рассматривать в столице Башкортостана. Можете обозначить ключевые элементы этого документа?

- Сам факт подготовки проекта Стратегии ШОС в горизонте на десять лет, рассмотрение столь значимого документа главами шести государств-основателей - есть показатель того, что процесс становления Организации принципиально завершен. Определены приоритеты Организации, отлажены механизмы сотрудничества на 18 министерских и ведомственных площадках; сформированы профессиональные коллективы штаб-квартиры ШОС и Региональной антитеррористической структуры (РАС), решены сотни других вопросов.

Стратегия – это комплексный и масштабный документ, в котором прописаны ориентиры взаимодействия Организации на ближайшие годы. Но, важно подчеркнуть, Стратегия - это не план работы, а философия развития.

Страны-основательницы стремятся к тому, чтобы ШОС стала организацией, деятельность которой чувствовали бы граждане всех наших стран. В таком ключе эту задачу – с учетом комплекса сложнейших вопросов – трудно прописать в Стратегии, но если внимательно вчитаться в документ, то понимаешь, что система приоритетов ШОС сформулирована именно во благо миллионов людей.

- Можете привести примеры обращения ШОС к новым приоритетам?

- На этапе становления Организации вопросы укрепления мер доверия, обеспечения безопасности и стабильности в регионе были обозначены как приоритет. Но по прошествии нескольких лет становление торгово-экономического взаимодействия на пространстве Организации также стало важнейшей задачей. Уже в 2005 году было принято решение о создании Делового совета и Межбанковского объединения как общественных институтов ШОС. Чуть позднее была принята Программа торгово-экономического сотрудничества и План по ее реализации.

Значимым примером готовности стран-основательниц ШОС защищать национальные интересы и добиваться учета интересов Организации в целом стало подписание на Душанбинском саммите в 2014 году межправительственного Соглашения о создании благоприятных условий для автомобильных перевозок, подготовке которого активно содействовала и ЭСКАТО (Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана) ООН.

Но время уже требует обновления Программы торгово-экономического сотрудничества, которая действует с 2008 года. Такую задачу поставили премьер-министры государств-членов ШОС на своей встрече в декабре 2014 года в Астане, а уже в сентябре текущего года на Совещании министров, отвечающих за внешнеэкономическую деятельность, состоится обсуждение подходов сторон к формированию нового проекта Программы.

Примером стремления Организации и к новому качеству взаимодействия со странами-наблюдателями - приглашение стран-наблюдателей за последние два года к более широкому взаимодействию с ШОС, к участию их представителей в совещаниях Секретарей Советов безопасности, Генеральных прокуроров, Председателей Верховных судов, министров юстиции, обороны, внутренних дел, транспорта, культуры, в ряде других министерских и ведомственных встреч по формуле «6+5».

Впервые в сентябре 2015 года в рамках программы Евразийского экономического форума (Сиань, КНР) состоится встреча министров, отвечающих за внешнеэкономическую деятельность, из 14 стран «шосовской» семьи, на которой будут обсуждены текущие задачи экономической повестки дня, откроется выставка товаров производителей из всех стран ШОС. Это то новое, чего вчера не было.

- На прошлой неделе в Душанбе состоялось заседание министров внутренних дел и общественной безопасности государств-членов ШОС. Можете рассказать подробности состоявшейся встречи?

- Состоявшееся Совещание министров внутренних дел один из важных инструментов взаимодействия в сфере безопасности. В этот раз участие в заседании приняли и первые руководители правоохранительных органов Афганистана и Ирана, представители Индии, Пакистана, Беларуси и Турции. Была обсуждена практика обмена опытом сотрудников правоохранительных ведомств, совместная подготовка кадров, повышение квалификации специалистов, на плечах которых огромная ответственность - борьба с преступностью. В ходе обсуждений отмечалось, что во внимании правоохранительных органов должен быть также и анализ мотивации преступности, мотивации преступников. Нельзя допускать «героизации» нарушений и нарушителей Закона, чем грешат, порой, кинематографисты, литераторы, да и некоторые журналисты.

Важно формировать в обществе ряд ценностей в поддержку соблюдения Закона, а не наоборот...

- Какими «инструментами» может пользоваться ШОС в вопросах обеспечения безопасности региона, учитывая то, что ШОС - невоенный альянс?

- Мудрость глав государств, их опыт, точные оценки вызовов и угроз региону ситуации на пространстве ШОС позволяют реализовывать потенциал политико-дипломатических мер в решении вопросов обеспечения региональной безопасности и стабильности. В пользу этого взаимодействие силовых ведомств под эгидой Совета Региональной антитеррористической структурой (РАТС ШОС).

На Саммите в столице Башкортостана будет принята Уфимская декларация, в которой главы государств дадут оценку текущему взаимодействию в рамках Организации, положению на пространстве ШОС и в соседних регионах. Это станет представлением позиции Организации в отношении кризисных точек, предложений, реализация которых будет способствовать стабильности и миру.

- Многие эксперты отмечали, что, если Афганистан получит статус полноправного члена ШОС, то этот факт может значительно улучшить ситуацию в сфере безопасности региона. Как Вы можете прокомментировать возможность вступления этой страны в Организацию?

- Решение глав-государств на Пекинском саммите 2012 года о предоставлении Афганистану статуса наблюдателя, минуя уровень партнера по диалогу, подчеркивает внимание, которое ШОС уделяет афганской теме. Тогда же была принята Декларация «О построении региона долгосрочного мира и совместного процветания», в которой подчеркивалась позиция ШОС, что решение вопроса мирного урегулирования в Афганистане возможно только при центральной координирующей роли ООН.

Не комментируя возможные желания самого Афганистана вступить в семью ШОС в качестве полноправного члена, отмечу то, что сегодня от этой страны не поступало официального заявления на повышение статуса в Организации.

- Как привлечь Иран к более активному участию в работе Организации, обойдя при этом условие, заложенное в уставных документах, которое не позволяет странам, находящимся под санкциями ООН, получить статус государства-члена ШОС?

- Прогресс, который в последнее время обозначился на шестисторонних переговорах по иранской ядерной программе, делает перспективу обретения Ираном статуса полноправного члена в ШОС реальной. Активная деятельность ИРИ в статусе наблюдателя ШОС, последовательное подтверждение этой страной своей заинтересованности в расширении взаимодействии с Организацией является доказательством того, что Иран хочет, чтобы его опыт, его предложения были более востребованы в ШОС. Мы в свою очередь желаем, чтобы переговоры в Швейцарии были успешно завершены, а санкции Совета Безопасности ООН были сняты в самое ближайшее время.

- Будет ли на уфимском саммите в июле принято решение о присоединении к Организации Индии и Пакистана?

- Такое важное для Организации политическое решение могут принять только главы государств. Давайте наберемся терпения и дождемся 10 июля, станем свидетелями тех решений, которые примут президенты наших стран. В проекте повестки дня Саммита также заявление в связи с 70-летием Победы над фашизмом, Уфимская декларация, которую мы уже упоминали, и Заявление в связи с ростом наркоугрозы, утверждение Отчета о деятельности ШОС за ушедший год и ряд других важных документов.

- Заявку на обретение статуса страны-наблюдателя недавно подала Сирия. Какие преимущества может получить ШОС от такого партнера, ведь Сирия сейчас находится в достаточно сложном положении?

- Действительно, недавно от Сирии поступило заявление с запросом статуса наблюдателя, к которому стороны отнеслись с вниманием и уважением. В соответствии с действующей нормативной базой ШОС в рамках обязательной процедуры документ будет своевременно рассмотрен. В первую очередь полагаю, следует обратить внимание на соответствие заявки требованиям официальных документов ШОС.

Вопрос преимуществ как для Организации, так и для страны заявителя важно соотносить с той мерой ответственности и обязательствами, которые стороны должны брать на себя в каждом случае принятия решения о расширении состава «шосовской семьи».

Источник: ИА Национальная Служба Новостей (НСН)

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся