Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Михаил Швыдкой

Специальный представитель президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству, посол по особым поручениям, член РСМД

Как известно, 10 января 2019 года парижский суд вынес обвинительный приговор Петру Павленскому, художнику-акционисту, который получил политическое убежище во Франции в мае 2017-го, а уже в октябре поджег ограду отделения Банка Франции на площади Бастилии. За эту акцию, которую Павленский и его гражданская жена Оксана Шалыгина назвали "Освещение", им дали соответственно три и два года заключения, причем Павленскому два года - условно, а Шалыгиной - условно присудили 16 месяцев из 24-х. Оба были освобождены из-под стражи после вынесения приговора. Суд приговорил их также к возмещению материального ущерба в размере 18 678 евро и морального - в размере 3 тысяч.
Как известно, 10 января 2019 года парижский суд вынес обвинительный приговор Петру Павленскому, художнику-акционисту, который получил политическое убежище во Франции в мае 2017-го, а уже в октябре поджег ограду отделения Банка Франции на площади Бастилии. За эту акцию, которую Павленский и его гражданская жена Оксана Шалыгина назвали "Освещение", им дали соответственно три и два года заключения, причем Павленскому два года - условно, а Шалыгиной - условно присудили 16 месяцев из 24-х. Оба были освобождены из-под стражи после вынесения приговора. Суд приговорил их также к возмещению материального ущерба в размере 18 678 евро и морального - в размере 3 тысяч.

Не останавливаюсь на прочих деталях, о которых сообщали печатные и электронные СМИ, замечу лишь, что и Петр Павленский и Оксана Шалыгина твердо уверены в своей, как им представляется, творческой правоте. Они хотели привлечь внимание общества к тому, что современные банкиры заняли место королей, и из-за этого надо начать новую Великую Французскую революцию именно на площади Бастилии, где расположено одно из зданий Банка Франции. Не могу согласиться с искусствоведом А. Ковалевым, который полагает, что ограда здания Банка Франции имеет куда меньшее символическое значение, чем дверь ФСБ, которую Павленский поджег в ночь на 9 ноября 2015 года. Достаточно почитать романы Оноре де Бальзака, из которых Карл Маркс почерпнул, по его словам, больше знаний о классическом капитализме, чем из иных работ политэкономов. Для Франции право собственности священно не менее, чем для России - право государства. Банки определяют всю кровеносную систему новой и новейшей экономической жизни, и именно поэтому к ним относятся с метафизическим уважением, которое легко превращается в страх. Но, впрочем, у меня не хватит ни таланта, ни знаний, чтобы всерьез рассуждать о банковском деле. Думаю, что у Павленского и Шалыгиной - тоже.

Павленский заявил, что его акция посвящена памяти маркиза де Сада, которого заперли в Бастилии, а потом упекли в сумасшедший дом, и что она освещена не столько физическим огнем, сколько светом справедливости. И что это делает ее актом художественного творчества.

Что мешает "желтым жилетам" тоже объявить сожжение автомобилей творческой акцией?

Здесь прервем рассказ об акционизме и позволим себе обратить внимание на еще одно событие, которое произошло на родине Бальзака и маркиза де Сада ровно через два дня после судебного разбирательства по делу Павленского и Шалыгиной. В субботу 12 января 2019 года по всей Франции в очередной раз прошли выступления "желтых жилетов", которые тоже требовали справедливости. Справедливых цен на топливо, разумных налогов, достойного уровня жизни для трудящихся. В акции приняли участие более 80 тысяч человек. Как и предшествующие, она началась почти празднично, но постепенно превратилась в жесткое противостояние манифестантов с полицией - противостояние, которое провоцировало насилие с обеих сторон. Естественно, что французские и мировые СМИ не смогли пройти против того, как в Руане "желтые жилеты" напали на журналистов новостного телеканала LCI, недовольные тем, как французские медиа отражают их акции. Но и оставить без внимания спецсредства, которые использовала полиция, чтобы утихомирить демонстрантов, СМИ не могли тоже. Насилие всегда порождает насилие - эту простую мысль сложно опровергнуть. Из восьми тысяч парижских демонстрантов почти 250 были задержаны полицией, их ждут судебные разбирательства, а затем и реальные уголовные и административные наказания.

Но что мешает лидерам "желтых жилетов" объявить, что их демонстрации - своего рода творческая акция, которая должна привлечь всеобщее внимание к несправедливости ценовой политики нефтяных компаний? Ведь и они заняли сегодня место королей. В конце концов, творческие акции могут быть массовыми, - вспомните Майскую революцию в Париже в 1968 году, когда бунтующая молодежь обратила в прах знаменитую формулу генерала де Голля "государство никогда не отступает". В 1968 году молодежные революции прокатились по всему миру. Политологи писали о них глубокие академические исследования, но не менее серьезной была книга американского режиссера и педагога Роберта Брустина "Театр как восстание". При всей жесткости и трагизме столкновений с властями революции всегда отмечены особой публичной театрализацией, порождают экзальтированную атмосферу праздника, - об этом писал еще Ленин. Как известно, орудия крейсера "Аврора" стреляли по Зимнему дворцу холостыми снарядами, - чем не театральная постановка? Словом, даже реальные революции могут претендовать на звание творческих акций.

Вот только выговаривается все это с трудом. Лидеры "желтых жилетов" наверняка обидятся, если кто-то назовет их выступления "театром". Это реальная социальная борьба за свои права, где проигравшего неизбежно ждет суд. И уже не художественные эксперты будут выносить свой вердикт.

Вопрос о границах искусства не нов. Оно на протяжении тысячелетий обосабливалось из религиозных ритуалов и устремлялось к реальной жизни, но не только для того, чтобы раствориться в ней полностью. Можно жечь глаголом души, а можно поджигать машины, - не уверен, что это схожие действия, хотя они могут привести к одинаковым общественным последствиям. Марксовы "локомотивы истории" - так классик называл революции - были безжалостны к нашему Отечеству в ХХ веке.

Крейсер "Аврора" стрелял по Зимнему холостыми - чем не театральная постановка?

Спору нет, художник имеет право на свободу высказывания, а в искусстве не может быть запретных тем. Вопрос в том, является ли умножение хаоса отличительной чертой творчества?

Источник: Российская Газета

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся