Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Владимир Чижов

Постоянный представитель Российской Федерации при Европейском Союзе, член РСМД

ВОПРОС: Следует ли ожидать, что после «евроразворота» Украины, могут осложниться отношения ЕС с Россией по тем или иным трекам, например, в визовом вопросе?

В.А.ЧИЖОВ: Оснований для осложнения отношений с Россией я не вижу. ЕС не пристало как серьезной организации идти на поводу у собственных эмоций. Лучше заняться подготовкой к саммиту Россия-ЕС, который намечен на конец января.

ВОПРОС: А мы планируем подписать на этом саммите какие-то документы?

В.А.ЧИЖОВ: Успех или неуспех саммита не определяется наличием и количеством подписанных документов. Между тем, обе стороны рассчитывают на конкретные результаты, которые необязательно будут в подписной форме. Это могут быть устные договоренности или политические решения. Например, мы рассчитываем на принятие политического решения, подводящего черту под имплементацией совместных шагов по визам и означающего переход к переговорам по этому соглашению.

Здесь не так важно, оформлено ли это решение на бумаге или нет. Это в большей степени вопрос политической воли. 

ВОПРОС: Считаете ли Вы, что после решения Украины количество противников начала переговоров о безвизовом режиме с Россией среди стран-членов Евросоюза увеличится при обсуждении этой темы в Совете ЕС?

В.А.ЧИЖОВ: Гадать не буду. Считаю, что это не связанные друг с другом вопросы. Кстати, в свое время одним из аргументов противников безвизового режима с Россией было нежелание обгонять достижение этого шага в отношениях с той же Украиной или Грузией. У меня ответ сформировался уже тогда и он был очень простой: разумеется, мы не против, если соответствующее соглашение ЕС заключит одновременно с Россией, Украиной и Грузией. И у партнеров сразу как то пропал интерес к этой теме. 

Мы изначально предлагали: закончим с «Совместными шагами» и автоматически начнем переговоры. ЕС нам немедленно сказал: нет, так нельзя: процесс по «Совместным шагам» ведет Еврокомиссия, а для начала переговоров необходимо политическое решение стран-членов. Мы ответили: понимаем, но только не тяните. Таким образом, если Совет ЕС это решение примет, мы будем рады его услышать на саммите в январе. 

В середине января мы планируем провести заседание Постоянного совета партнерства Россия-ЕС по вопросам свободы, безопасности и правосудия, где эта тема будет тоже рассмотрена. 

По поводу упрощения визового режима мы также ждем соответствующих решений Совета ЕС. Нам обещали, что в Совете постоянных представителей при ЕС /COREPER/ вопрос будет рассмотрен еще в сентябре, сейчас уже ноябрь, а воз и ныне там. Они искусственно привязывают эту задержку к обсуждению приказа Минтранса России о передаче данных на пассажиров, хотя сами признают, что формально связи нет. Но сразу же нам объясняют, что сейчас тема персональных данных очень чувствительна в контексте разоблачений Сноудена. 

ВОПРОС: А как Вы видите перспективы решения выплеснувшегося в ВТО спора по утилизационному сбору на автомобили? По которому Россия уже приняла решение об уравнении его объема в отношении иностранных и российских производителей с 1 января 2014, а ЕС до сих пор свои претензии не снял?

В.А.ЧИЖОВ: Не хочу в это вмешиваться, там идет своя процедура. Насколько я понимаю, у Еврокомиссии вопросы еще остаются. Я исхожу из того, что взаимоприемлемое решение будет найдено в рамках соответствующего экспертного диалога. 

ВОПРОС: А как развивается ситуация с переговорами по Новому базовому соглашению, переговоры по которому тянутся уже более 5 лет?

В.А.ЧИЖОВ: Мы рассчитываем на активизацию переговорного процесса. Не исключаю, что в ближайшие недели определимся со сроками следующего, 13-го раунда переговоров. Напомню, что последний официальный раунд переговоров состоялся в декабре 2010 года. Впрочем, это не означает, что переговорный процесс был мертв. Он продолжался, но в неформальном режиме.

Изначально задержка была связана с ожиданием вступления России в ВТО. Вступили. И ЕС сразу предложил пойти дальше, на основе идей ВТО+. То есть по пути дальнейшей либерализации и торговли, и всего прочего. На что мы им объяснили, что надо мыслить реально. Российская экономика еще должна адаптироваться к результатам 18 лет тяжелых переговоров /по вступлению в ВТО/, которые завершились довольно болезненными компромиссами, потребовавшими политических решений по очень широкому спектру вопросов. 

Иными словами, нашей экономике нужно переварить все то, до чего мы договорились, вступая в ВТО. 

Вторая причина – за это время активизировался процесс евразийской интеграции. Часть национальных компетенций Россия передала на уровень Евразийской экономической комиссии. Естественно, и нам, и ЕС это надо учитывать в переговорах о Новом базовом соглашении. Не сразу, но нам удалось убедить в этом наших европейских партнеров. 

Да и в самом Евросоюзе за это время произошли серьезные изменения, связанные с Лиссабонским договором. Например, начинал я эти переговоры с Еврокомиссией, а сегодня я их веду с Европейской внешнеполитической службой. 

ВОПРОС: 2014 год станет совместным годом науки Россия-ЕС. В чем это будет заключаться?

В.А.ЧИЖОВ: Старт ему мы дадим сегодня 25 ноября в Москве. Естественно, с нашей стороны основным участником является Минобрнауки. Это совместная инициатива. Её цель - обмен опытом и использование сравнительных преимуществ каждой стороны, для создания синергетического импульса развития. Россия имеет немалый потенциал, например в сфере нанотехнологий, по множеству фундаментальных направлений. Планируется много совместных семинаров, конференций, расширение обмена учеными. Программа довольно большая, всего в неё войдут сотни мероприятий.

Источник: ИТАР ТАСС

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся