Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Алексей Мешков

Чрезвычайный и Полномочный посол РФ во Французской Республике и по совместительству в Княжестве Монако, член РСМД

Сложная ситуация, сложившаяся в результате введения ЕС антироссийских санкций, не привела к полному разрыву взаимодействия между европейскими странами и РФ. В контактах на различных площадках, в том числе по линии ОБСЕ, НАТО, между российскими парламентариями и представителями ПАСЕ, в решении вопросов урегулирования кризиса на Украине и контроля над вооружениями в Европе вырабатываются новые принципы сотрудничества — теперь на равноправной основе. О том, как идет эта работа и с какими сложностями она сталкивается, в интервью ТАСС рассказал заместитель министра иностранных дел РФ Алексей Мешков.

— Алексей Юрьевич, председатель Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Педро Аграмунт сейчас находится с визитом в Москве для проведения консультаций по парламентской линии, в ходе которых в том числе обсуждается вопрос об участии делегации РФ в этой организации. Рассматривает ли Российская Федерация возможность сокращения взноса в Совет Европы (СЕ) в случае сохранения санкций в отношении делегации Федерального собрания Российской Федерации в Парламентской ассамблее СЕ?

— Как вам, наверное, известно, обязательство нашей страны выплачивать ежегодный взнос в СЕ зафиксировано в Федеральном законе от 23 февраля 1996 года "О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы".

Россия наряду с Великобританией, Германией, Италией, Турцией и Францией входит в число так называемых главных плательщиков в бюджет СЕ. Сохранение за нашей страной этого статуса обеспечивает необходимые условия для продвижения российских подходов в Совете Европы.

Ситуация с неучастием делегации Федерального собрания Российской Федерации в ПАСЕ подвижна. В связи с этим полагаем нецелесообразным рассматривать ее в качестве основания для пересмотра параметров финансирования Россией деятельности СЕ.

МИД России намерен и далее способствовать преодолению кризиса в Ассамблее.

— Какие наиболее актуальные вопросы могли бы войти в повестку дня следующего заседания Совета Россия — НАТО? Как вы оцениваете динамику нашего диалога?

— На мой взгляд, состоявшиеся в минувшем году после почти двухлетнего перерыва три заседания Совета Россия — НАТО (СРН) можно рассматривать как выход из "тяжелой затяжной болезни", поэтапное возвращение к действительно конструктивной и деполитизированной работе Совета. Как то предусмотрено подписанной на саммите России и стран альянса в Риме 28 мая 2002 года Декларацией "Отношения Россия — НАТО: Новое качество", 15 лет которой исполнится в текущем году. В течение этих лет Совет неоднократно подтверждал свою востребованность. Сохранял значение "всепогодной" диалоговой площадки для обсуждения актуальных вопросов евроатлантической безопасности, затрагивающих интересы России и НАТО. Именно в таком ключе и необходимо продолжать работу в рамках данного формата.

Думаю, что 15-летие Декларации могло бы стать хорошим поводом к перезагрузке российско-натовских отношений, "совместной ревизии" подходов к противодействию современным угрозам. Это диктуется и логикой развития недавних трагических событий. В их ряду — беспрецедентное убийство российского посла в Турции Андрея Карлова, волна террористических актов в Европе, на Ближнем и Среднем Востоке. Все это говорит о необходимости сопряжения ресурсов и усилий всех ответственных международных игроков в противодействии реальным угрозам и вызовам современности. Искусственные же перерывы в работе СРН, не говоря уже о "заморозке", неизбежно создают дополнительные риски для европейской безопасности, а следовательно, и для самих членов альянса.

Возобновление военных контактов и диалог по военной линии реализуемы лишь в случае готовности альянса учитывать российские предложения в сфере нормализации отношений, а также ухода от формального сохранения видимости диалога с нашей страной.

Дальнейшие попытки итерирования альянсом данного факта в конечном счете, как показывает сама жизнь, негативно отражаются на безопасности всех государств Евро-Атлантического региона.

 Германия, Австрия, Италия в декларации по итогам министерской встречи ОБСЕ выразили готовность продолжать начатую главой МИД ФРГ Штайнмайером работу по перезапуску диалога о контроле над вооружениями. Видите ли вы перспективы для такого диалога, при каких условиях возможно возобновление участия РФ в ДОВСЕ?

— Россия приостановила действие ДОВСЕ в 2008 году после многочисленных попыток вдохнуть новую жизнь в этот безнадежно устаревший документ. Говорить о возобновлении нашего участия в нем нереалистично. Речь может идти только о совместной работе над новым режимом контроля над обычными вооружениями в Европе (KOBE).

Германия, Австрия и Италия — предыдущий, действующий и будущий председатели ОБСЕ — действительно выпустили совместный документ, в котором помимо прочего высказались в пользу перезапуска диалога по контролю над вооружениями.

Следует отметить, что наряду с этим все государства — участники ОБСЕ в ходе СМИД поддержали декларацию, в которой также нашел отражение этот вопрос, но в более нюансированном виде, с учетом интересов разных стран.

Считаем, что определенные шансы на возобновление диалога по контролю над вооружениями в Европе имеются. Готовы поддержать усилия, направленные на создание условий, которые могут привести к такому диалогу на основе взаимного уважения и учета интересов друг друга. Вместе с тем будет весьма непросто создать новую архитектуру безопасности в условиях острого дефицита доверия в Европе, стремительного разворота в политике и военном планировании НАТО к схемам комплексного "сдерживания" нашей страны, а также отсутствия регулярных контактов по военной линии.

Нынешние военно-политические реалии в Европе не могут быть приняты в качестве отправной точки для диалога. Путь к созданию нормальной атмосферы для его начала пролегает через "замораживание" военного потенциала НАТО вблизи российских границ при одновременном сокращении военной активности Североатлантического альянса на "восточном фланге" и через дальнейший отвод непрерывно ротируемых сил и военной техники в места их постоянной дислокации.

Если начинать разговор всерьез о том, что делать в военно-политической сфере, в сфере контроля над вооружениями, то надо, как заявил Сергей Лавров в ходе СМИД ОБСЕ в Гамбурге, сесть, положить карту на стол и разобраться, кто, что и где имеет в плане вооружений и вооруженных сил. Тогда можно будет понять, где есть дисбалансы и как двигаться вперед.

 Какие вы видите возможности для того, чтобы европейские государства — участники ОБСЕ повлияли на Украину для выполнения минских соглашений?

— ОБСЕ предоставляет уникальные возможности для того, чтобы все ее участники: и европейские, и американские, и азиатские — а это 57 стран, — открыто обсуждали актуальные проблемы безопасности. Кризис на Украине не исключение.

К сожалению, пока многие западные партнеры воздерживаются от серьезного разговора с киевскими властями, стремятся прикрыть бездействие и ошибки своих подопечных. Но понимание того, кто именно является истинным виновником пробуксовки выполнения минских соглашений, постепенно приходит.

Россия активно содействует сторонам конфликта в выполнении ими минских соглашений. Вместе с представителями ОБСЕ мы помогаем организовывать диалог Киева с Донецком и Луганском в контактной группе. Вместе с немцами и французами ведем диалог с Киевом в "нормандском" формате, направляем наших представителей в Специальную мониторинговую миссию ОБСЕ. Однако ни Россия, ни любое другое государство — участник ОБСЕ не может сделать то, что должны сделать в Киеве. Именно там находятся ключи от политического урегулирования конфликта.

 Насколько реально, на ваш взгляд, создание вооруженной полицейской миссии ОБСЕ в Донбассе?

— В настоящее время вопрос о размещении в Донбассе международной вооруженной миссии в практической плоскости не рассматривается. Эту идею периодически вбрасывают в медиапространство киевские политики, новость подхватывают СМИ, вызывая всевозможные спекуляции. Все это Киев делает с единственной целью — отвлечь внимание от невыполнения им обязательств по минскому комплексу мер.

На самом деле ситуация выглядит следующим образом. На территории Украины, в том числе в Донбассе, с марта 2014 года работает Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ (СММ). Она носит гражданский характер. Ее наблюдатели не вооружены и следят за ситуацией только в светлое время суток. В прошлом году контактная группа с участием Киева, Донецка и Луганска приступила к переговорам о разведении сил на линии соприкосновения. 21 сентября 2016 года стороны подписали Рамочное решение по трем участкам разведения. На двух разведение состоялось. Еще четыре участка обсуждаются. В этой связи в ОБСЕ был поставлен вопрос об усиленном круглосуточном наблюдении СММ на таких участках. Об этом говорилось и на саммите "нормандского" формата в Берлине 19 октября 2016 года.

Летом 2016 года в ОБСЕ обсуждался вопрос о том, чтобы предоставить наблюдателям СММ, которые будут круглосуточно работать на этих участках, право ношения табельного оружия в целях самозащиты. Подчеркну — не во всем Донбассе, а только на участках разведения на линии соприкосновения сторон. Россия против этого не возражала. Однако вопрос не получил развития из-за отсутствия консенсуса. Выявилось большое число трудностей технического, политического, финансового и правового характера. ОБСЕ действительно не располагает ни опытом, ни ресурсами, ни правовой базой для проведения вооруженных операций. Все серьезные международные игроки это понимают. Кроме того, внедрение любого вооруженного компонента потребует согласования в контактной группе с представителями Донецка и Луганска.

Таким образом, в ОБСЕ в практическом плане не обсуждается вопрос о введении в Донбасс вооруженной миссии ни до, ни после проведения там выборов в местные органы власти. Со своей стороны, призываем киевских политиков не уводить разговор в сторону, а должным образом выполнить свои обязательства по предоставлению Донбассу и его жителям особого статуса, амнистии и согласовать с ними модальности местных выборов.

 Какие дополнительные усилия, на ваш взгляд, могла бы приложить ОБСЕ для урегулирования ситуации на Украине?

— Урегулирование любых конфликтов — дело крайне чувствительное, деликатное и хрупкое. Оно должно базироваться на "трех китах", трех основных принципах. Во-первых, оно должно осуществляться мирными средствами. Во-вторых, в нем должны участвовать непосредственные стороны конфликта, и их интересы должны в полной мере учитываться. И наконец, сам процесс должен проходить в рамках устоявшихся форматов урегулирования.

Главное, чего мы ждем от ОБСЕ на Украине, — это честность и объективность. Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ должна максимально беспристрастно информировать государства о положении дел на территории страны. Специальный представитель действующего председателя ОБСЕ Мартин Сайдик — продолжать содействовать равноправному диалогу Киева с Донецком и Луганском в контактной группе. Постоянный совет ОБСЕ является отличной площадкой для обсуждения всех аспектов внутриукраинского кризиса. В остальном я бы рекомендовал ОБСЕ руководствоваться гиппократовским принципом "не навреди" и воздерживаться от любых резких шагов в конфликтном урегулировании.

— Рассматривает ли Российская Федерация какие-либо ответные меры в свете отказа Евросоюза выдавать визы крымчанам?

— Невыдача виз по территориальному принципу, по признаку волеизъявления граждан или их политических взглядов является несоблюдением всевозможных международных обязательств странами, которые на это идут. Считаем, что это, по сути, является ничем не оправданным коллективным наказанием населения Крыма и Севастополя, что напоминает своего рода "визовой геноцид".

К разработанным Еврокомиссией и Европейской внешнеполитической службой в июле 2016 года и носящим рекомендательный характер "Руководящим принципам" присоединились к настоящему времени 13 стран Евросоюза, а также входящие в Шенгенскую зону Швейцария, Лихтенштейн и Норвегия. Они решили не признавать российских ОЗП, выдаваемых жителям Крыма и Севастополя как непосредственно на территории полуострова, так и в других субъектах Российской Федерации. В отношении этих стран применяются ответные меры, которые, с одной стороны, достаточно чувствительны, а с другой — не нарушают существующие российские обязательства в миграционной сфере. Суть этих мер я бы предпочел пока не комментировать, эти страны предупреждены, в чем они состоят.

 Может ли Москва как-либо повлиять на сложившуюся ситуацию? Известно, что Россия не обсуждает с ЕС условия для снятия санкций. А были ли в последнее время на каком-либо уровне сигналы с европейской стороны о возможности смягчения ограничительных мер?

— Что касается возможности смягчения ограничительных мер, то официальных заявлений на этот счет из Брюсселя мы пока не видим. Наоборот, похоже, что поддержание антироссийских санкций стало самоцелью для Евросоюза, который за неимением других примеров хочет продемонстрировать свое пресловутое единство хотя бы в этой области. Это, конечно, печально, поскольку сохранение рестрикций не отвечает ничьим интересам, санкции ударили не только по нам, но и по странам — членам Евросоюза, прежде всего в экономической сфере.

Однако на других уровнях сигналы есть, причем они поступают из разных стран — членов ЕС и их регионов. Резолюции, принятые Национальным собранием Франции 28 апреля 2016 года, а также Сенатом 8 июня 2016 года, резолюции парламента Кипра от 7 июля 2016 года, заявления руководителей ряда государств Евросоюза, а также соответствующие резолюции ряда региональных органов власти, например в итальянских областях Венето и Ломбардии, показывают, что в ЕС немало людей на самых различных уровнях настроены на возобновление сотрудничества с Россией. Кроме этого, и представители европейского бизнеса уже неоднократно высказывали недовольство проводимой ЕС санкционной политикой, подрывающей экономические интересы его стран-членов.

 Известно ли, когда может состояться назначение нового посла России в Турции, и будет ли усилена его личная охрана в связи с убийством посла Андрея Карлова? Планируется ли усиление охраны других российских диппредставительств за рубежом?

— После столь неожиданной и трагической гибели Андрея Геннадьевича Карлова с ходу найти адекватную кандидатуру непросто. Хотя, конечно, должность посла в таком "живом" регионе и в такой важной для нас стране, как Турция, долгий период оставаться незанятой не может.

Вопрос о новом назначении будет рассматриваться в соответствии с процедурами, предусмотренными действующим законодательством.

Меры по усилению охраны диппредставительств в Турции, их руководителей и персонала будут приниматься по согласованию с турецкой стороной. Определенные шаги, причем серьезные, властями этой страны уже были предприняты.

Вопросы, касающиеся обеспечения безопасности российских загранучреждений, решаются в зависимости от меняющихся местных условий.

 Как вы оцениваете перспективы возможного снятия эмбарго на ввоз ряда продовольственных товаров из Турции?

— С самого начала процесса восстановления российско-турецких отношений сторонами было согласовано поэтапное снятие экономических ограничений, действовавших в период кризиса. Это связано, в частности, с тем, что за это время в России изменилась конъюнктура рынка: занятые ранее турецкими производителями ниши были заполнены российскими товарами либо продукцией из третьих стран. Экспортерам из Турции разумнее и выгоднее делать акцент на товары, не производящиеся в России либо производящиеся в незначительных количествах.

На сегодняшний день с нашей стороны многие ограничения уже сняты. В частности, разрешен ввоз цитрусовых и косточковых фруктов из Турции (апельсины, мандарины, персики, абрикосы, сливы). Сохраняющийся запрет на ввоз ряда турецких продовольственных товаров связан с наличием у российских компетентных властей объективных замечаний в отношении надлежащего соблюдения действующих в России стандартов качества.

Теперь нам вместе с Анкарой предстоит подумать, как увеличивать и диверсифицировать товарооборот исключительно на взаимовыгодной основе. Рассчитываем, что турецкие партнеры также будут снимать барьеры на пути экспорта российской продукции, включая мясо-молочную, и создавать благоприятные условия для отечественных инвесторов в Турции.

— Наше интервью проходит на полях Гайдаровского форума. В каких мероприятиях вы принимаете участие, на что здесь хотели бы обратить внимание?

— Мы благодарны Гайдаровскому форуму за то, что в этом году он включил в себя такую знаковую вещь, как круглый стол о 40-летии восстановления дипломатических отношений между Россией и Испанией. Здесь сегодня развернута и будет во второй половине дня представлена выставка, подготовленная испанским информационным агентством EFE, которая пусть достаточно компактно, но выпукло показывает историю этих 40 лет политических контактов между нашими странами.

Испания сегодня является одним из наших надежных и перспективных партнеров среди стран ЕС. Естественно, как и с другими странами Европы, у нас сейчас тенденция к сокращению товарооборота. Но если говорить об отношениях с Испанией, эта тенденция замедлилась, активно продвигаются различного рода экономические проекты.

Наши инвестиции в испанскую экономику сейчас составляют более 3 млрд евро. Буквально несколько недель назад был запущен поезд Москва — Берлин, который состоит из вагонов испанского производства с уникальной технологией раздвижных пар, что позволяет значительно сократить время при прохождении этих поездов через Брест.

Беседовали Владимир Костырев и Мария Хренова 

Источник: ТАСС

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся