Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Сергей Рогов

Научный руководитель Института США и Канады РАН, академик РАН, член РСМД

Новый министр обороны США Чак Хейгел объявил о реструктуризации американской программы противоракетной обороны. Формально поводом для такого решения стали проведенные недавно Северной Кореей испытания ядерного устройства и ракеты большой дальности. Пхеньян объявил о выходе из соглашения о прекращении огня, подписанного полвека назад, и выступил с угрозой нанести ядерный удар по Соединенным Штатам.

Ответный шаг Вашингтона призван продемонстрировать, что Пентагон способен защитить США и американских союзников от северокорейской угрозы. В этих целях количество стратегических перехватчиков GBI на Аляске будет увеличено к 2017 году почти в 1,5 раза – с 30 до 44 единиц. Также предусматривается разместить в Японии еще один радар для наведения американских противоракет на цели. Кроме того, на Тихом океане уже находятся 16 из 26 кораблей ВМС США, оснащенных системами Aegis с ракетами-перехватчиками SM-3 Block 1А, а в Южной Корее и Японии развернуты несколько батарей тактических противоракет Patriot-3. Этих средств вполне достаточно для защиты от ракет малой и средней дальности, которые имеются у КНДР, и перехвата нескольких ракет большой дальности, которые могут появиться у Северной Кореи в ближайшие годы.

Более того, решение администрации Барака Обамы следует рассматривать в контексте разворачивающего в АТР соперничества США и Китая. Еще год назад Пентагон объявил о переносе центра тяжести американской военной политики в этот регион. Наращивание американской ПРО на Тихом океане под предлогом защиты от северокорейской угрозы свидетельствует о намерении США нейтрализовать ракетно-ядерные силы Китая, модернизация которых вызывает все большую озабоченность в Вашингтоне.

По оценкам Пентагона, у КНР имеется от 50 до 75 межконтинентальных баллистических ракет (МБР). Группировка средств ПРО, которую американцы создают на Тихом океане, будет способна перехватить ответный удар китайских МБР. США не намерены соглашаться на создание ситуации взаимного гарантированного уничтожения с Китаем.

Напомню, что взаимное гарантированное уничтожение сложилось между Москвой и Вашингтоном еще полвека назад. На этом основывается стратегическая стабильность в российско-американских отношениях. Согласно этой концепции, еще в 1972 году был заключен Договор по ПРО.

Именно поэтому выход администрации Джорджа Буша-младшего из Договора по ПРО в 2002 году стал дестабилизирующим фактором в этих отношениях.

Однако в 2009 году администрация Барака Обамы сменила приоритеты программы противоракетной обороны и отказалась от развертывания третьего позиционного района ПРО в Восточной Европе. Это позволило России и США провести «перезагрузку» и заключить новый Договор СНВ.

Но ситуация затем осложнилась в связи с принятием США так называемого  поэтапного адаптивного подхода к развертыванию противоракетной обороны в Европе для защиты от иранской угрозы. Этот подход предусматривает развертывание системы Aegis наземного базирования в Румынии и Польше.

Планируется разместить там 48 перехватчиков SM-3, причем на четвертом этапе, который должен был начаться в 2018 году, должны быть развернуты противоракеты SM-3 модификации Block 2B, способные осуществлять «ограниченный» перехват МБР.

Это вызвало очень жесткую реакцию со стороны Москвы. Переговоры по ПРО зашли в тупик в связи с отказом США предоставить юридические гарантии «ненаправленности» американской ПРО против России. «Перезагрузка»  закончилась, началось очередное похолодание в российско-американских отношениях.

Почти год назад Барак Обама пообещал после президентских выборов в США продемонстрировать гибкость в подходе к ПРО. В последнее время появилось несколько авторитетных докладов, подготовленных Национальной академией наук, Научным советом при Министерстве обороны и Главным счетным управлением, в которых содержалась критика четвертого этапа.

Кроме того, было урезано финансирование НИР по созданию противоракеты SM-3 Block 2B. Наконец, было объявлено, что развертывание этого перехватчика начнется не ранее 2021 года.

В своем послании о положении страны Обама заявил, что намерен вступить в переговоры с Россией о дальнейшем сокращении ядерных арсеналов.

Ключевые игроки второй администрации Обамы – государственный секретарь Джон Керри и министр обороны Чак Хейгел выступают за поиск договоренностей с Москвой. В Вашингтоне понимают, что без компромиссного решения проблемы ПРО никакой прогресс на переговорах не будет возможен. Важную роль играет и секвестр государственного бюджета, предусматривающий существенное урезание расходов Пентагона.

Поэтому 15 марта Хейгел объявил о «реструктуризации» программы SM-3 Block 2B. Предназначенные для нее деньги будут направлены на закупку перехватчиков GBI на Аляске. Заместитель министра обороны Джим Миллер, отвечая на вопрос журналистов на пресс-конференции в Пентагоне, уточнил: программа SM-3 Block 2B отменена.

Администрация Обамы продемонстрировала, что не намерена обострять отношения с Россией и готова в определенной степени к компромиссу. В течение ближайшего десятилетия стратегическая ПРО США вряд ли превысит уровень в 100 перехватчиков, который когда-то устанавливал Договор по ПРО.

У России же имеется около 500 развернутых МБР, БРПЛ и тяжелых бомбардировщиков и 1,5  тыс. ядерных боезарядов.

Но пока еще рано утверждать, что проблема решена.

Во-первых, Вашингтон намерен выполнить второй и третий этапы адаптивного подхода к развертыванию противоракетной обороны в Европе, включая развертывание в Румынии и Польше на третьем этапе противоракет SM-3 Block 2А.

Во-вторых, по требованию республиканцев в Конгрессе Пентагон должен провести исследование  возможности создания третьего позиционного района ПРО на Восточном побережье США. Правда, Хейгел подчеркнул, что это лишь исследование, которое ни к чему не обязывает. Но в будущем, когда республиканцы придут к власти, нельзя исключать попытки создания сплошной ПРО для прикрытия территории США.

Таким образом, открылось новое окно возможностей. Пора начинать серьезные переговоры между Москвой и Вашингтоном. Хочется надеяться, что нам удастся прийти к компромиссным договоренностям, учитывающим интересы безопасности обеих сторон и укрепляющим стратегическую стабильность.   

Источник: Независимая газета

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся