Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Валерий Тишков

Научный руководитель Института этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, академик РАН, член РСМД

После создания Миннаца в 90-е годы начались кровавые этнические конфликты. Не повторится ли история сегодня?

Нужно ли России только что созданное Федеральное агентство по делам национальностей и для чего? В девяностые годы подобная структура уже существовала и даже носила статус министерства. Вскоре после ее создания начался осетино-ингушский конфликт, а затем - война в Чечне. И так совпало, что вслед за расформированием этого министерства этнические конфликты в стране прекратились. Полезно ли для национального мира возрождение этой структуры и то, что возглавил ее Игорь Баринов - силовик, прошедший службу в ВДВ и спецназе ФСБ? Об этом «МК» спросил у первого в истории Российской Федерации министра по делам национальностей Валерия Тишкова, верховного атамана Союза казачьих войск России и зарубежья Виктора Ратиева, чьи подопечные теперь попадают и под опеку агентства, и у одного из лидеров ОНФ Михаила Старшинова, который едва не возглавил это агентство.

Историк, академик Валерий Тишков стал первым министром РФ по делам национальностей, но спустя всего 7 месяцев попросил об отставке. Почему это произошло, не из-за того ли, что ученый посчитал это министерство ненужным и неэффективным?

- Я думаю, что такое ведомство все-таки необходимо, и его правильно восстановили, - сказал «МК» академик Тишков. - Кстати, подобные ведомства были и в дореволюционной России, и при советской власти. Только нужно понимать, что такое агентство должно существовать не для развития сепаратизма, а для формирования единого российского народа. Для того чтобы гасить в зародыше национальные и межконфессиональные конфликты.

- Почему вы, став первым министром обновленной России по делам национальностей, так быстро попросились в отставку?

- Президент Борис Николаевич Ельцин и его ближайшая помощница по национальному вопросу Галина Васильевна Старовойтова в то время были сторонниками парада суверенитетов и формирования национальных автономий. А я полагал, что нужно развивать культурную автономию наряду с территориальной. А на территориальном уровне нужно утверждать еще и общероссийскую идентичность. Мою концепцию не одобрили, а вскоре после моего ухода из правительства начались войны в республиках России. Мне было ясно, что Ингушетия и Чечня вспыхнут, если МВД не остановят их милитаризацию, но силовые структуры и правоохранительные органы ничего не предпринимали.

- С чем вы связываете упразднение министерства в начале нулевых годов нового века?

- Оно разбухло. Вместо того чтобы заниматься национальным миром, оно взяло на себя массу других обязанностей: развитие местного самоуправления, контроль за миграцией, проблемы народов севера... Все свалили в кучу, и в результате изначальная задача размылась, а министерство по делам национальностей превратилось в Минрегион. Министр по делам национальностей, но уже без министерства, еще какое-то время оставался в правительстве, но потом был упразднен.

- В вашу пору министерство не смогло предотвратить межнациональные конфликты, а сегодня вновь созданному агентству это по силам?

- В тот короткий период, когда я возглавлял министерство, эти конфликты еще не начались. Я ушел в отставку в октябре 1992 года, за две недели до начала осетино-ингушского конфликта.

Основные задачи вновь созданного агентства сформулированы в указе президента. Это - утверждение общероссийской гражданской идентичности, единства российского народа как гражданской нации и поддержка культурных, религиозных традиций разных народов России, плюс адаптация иностранцев, которые становятся жителями и гражданами нашей страны, новыми этническими группами. Разрешение межэтнических разногласий - такая задача тоже стоит, но для одного агентства она непосильна.

- Как вы оцениваете то, что во главу агентства поставлен русский выходец из силовых структур?

- В свое время министерство возглавляли и русский Михайлов, и дагестанец Абдулатипов. Оба хорошо справлялись. А были люди, которые, на мой взгляд, совершенно не справлялись, и от национальности это не зависит. И то, что Баринов - силовик, а не ученый, тоже ни о чем не говорит. У нас и страну возглавляет силовик, а не ученый. А в том, что ученый - не лучший вариант на госслужбе, я убедился на своем опыте. Ученые эффективнее в качестве экспертов.

Весь материал на сайте «MK.ru»

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся