Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Анастасия Борик

Латиноамериканист, колумнист-эксперт журнала Brasil.ru, эксперт РСМД

«Уж сколько их упало в эту бездну», — написала почти век назад Марина Цветаева. Вряд ли она имела в виду склонность латиноамериканских лидеров к авторитаризму, но эта фраза пришлась как нельзя кстати для описания нового расклада сил в Никарагуа. Президент страны Даниэль Ортега планомерно продвигается к установлению в ней авторитарного режима. Из последних шагов — лишение оппозиции мест в парламенте и выдвижение своей жены на пост вице-президента.  

 

Никарагуа — страна любопытная. Когда речь заходит о левых режимах Латино-Карибской Америки, как правило, все вспоминают Кубу или Венесуэлу. Реже Боливию или Эквадор. И почти никогда — Никарагуа, хотя левые в этой стране успешно интегрировались в политическую систему, демонстрируя выживаемость идей социализма и возможность их адаптации к современным реалиям. Нынешний президент Д. Ортега когда-то вполне мог стать никарагуанским Фиделем, будучи одним из наиболее ярких лидеров «Сандинистской революции» 1979 г., покончившей с режимом диктатора Сомосы.  Его существенное отличие от кубинского лидера заключается в умелом жонглировании плюрализмом. Когда глава хунты, а затем президент Д. Ортега в 1990-е гг. допустил проведение либерально-демократических реформ и свободных выборов, победу на которых одержали правые во главе с Виолеттой Чаморро, казалось, что ему остается только писать мемуары о великих событиях прошлого.

 

REUTERS/Oswaldo Rivas

Д. Ортега и Р. Мурильо на праздновании 37 годовщины Сандинистской революции

 

Д. Ортега, между тем, продолжил свою политическую карьеру, не забывая баллотироваться в президенты в 1996, а затем в 2001 г. Демократия сама вернула его к власти: на выборах 2006 г. он одержал победу над оппонентами-либералами, повторив успех в 2011 г. В ноябре этого года состоятся новые президентские выборы, и почти ни у кого нет сомнений в том, кто одержит на них победу, ведь за свое правление Д. Ортега сделал немало для ослабления противников. Разрозненная и расколотая оппозиция, не способная даже выдвинуть единого кандидата на главный пост, на прошлой неделе оказалась и вовсе в безвыходном положении: Исполнительный комитет Национальной ассамблеи (парламента) Никарагуа принял решение о лишении 28 депутатов от оппозиции мест в парламенте. Таким образом, Д. Ортега фактически подчинил себе законодательный орган, в котором кроме «сандинистов» остались только условные оппозиционеры, на деле подчиняющиеся правящей элите. Оппозиционеры называют это парламентским переворотом и говорят о скатывании Никарагуа к диктатуре Ортеги. Об этом же говорят и многочисленные неправительственные организации. Можно было бы подумать, что это просто очередные рассуждения в духе «цветных революций», но, к сожалению, даже бывшие сторонники президента по революционному движению сандинистов осуждают все усиливающуюся личную власть лидера, который планомерно продвигается по пути установления диктатуры, против которой когда-то поднял мятеж. Помимо подавления оппозиции Д. Ортегу обвиняют в установлении контроля над прессой, в незаконном обогащении, в коррупции и непотизме.

 

Диктатура, помимо прочего, может стать еще и семейно-наследственной, ведь 4 августа 2016 г. Д. Ортега объявил, что кандидат в вице-президенты на ноябрьских выборах — его супруга Росарио Мурильо, которая уже много лет занимается политикой и считается правой рукой президента. Само семейство Ортега-Мурильо называет подобный ход «торжеством эмансипации», поскольку Росарио станет первой женщиной в Никарагуа, достигшей такого высокого политического поста. Противники же действующей власти уверены в том, что Д. Ортега любой ценой стремится сохранить за собой власть: даже если он не сможет исполнять свои функции в силу возраста (ему 70 лет) за него это сделает супруга, которая моложе его на пять лет. К тому же в среде оппозиционеров популярно мнение о неконституционности выбора Росарио в качестве вице-президента, хотя даже если это так, Д. Ортегу это вряд ли волнует: ему уже удалось продавить конституционную систему, изначально не предполагающую переизбрания одного и того же человека больше, чем на один срок.

 

Президентские выборы этой осенью явно не преподнесут правящей элите сюрпризов, нет никаких сомнений, что сандинистам и Д. Ортеге достанется победа. Другое дело, что скатывание к авторитаризму постепенно начинает вызывать раздражение в общественной среде. Пока раздражение не достигло критической массы, но уже появились слухи о возможном возрождении «контрас», которые, как мы помним, при поддержке США в 1980-е гг. боролись с сандинистской хунтой. Если это правда, то Д. Ортегу ждет непростое президентство, наполненное противостоянием с очевидно не настроенной на диалог силой. Похоже, что картина «диктатор и повстанцы» может вновь стать характеристикой Никарагуа, только теперь в диктаторах бывший повстанец. Что ж, иронию в истории никто, конечно, не отменял.

 

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся