Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Анастасия Борик

Латиноамериканист, колумнист-эксперт журнала Brasil.ru, эксперт РСМД

Одна из самых красивых стран мира — Венесуэла — переживает непростые времена. Государство оказалось в плену глубочайших социально-экономического и политического кризисов. Ситуация ухудшается с каждым днем, власти продолжают терять контроль, а сторонники идей Уго Чавеса вот-вот передерутся между собой.   

 

Говоря о ситуации в Венесуэле сегодня надо учитывать несколько факторов, которые толкают Боливарианскую Республику прямо в эпицентр политического шторма: социально-экономический кризис, активность оппозиции и раскол в рядах «чавистов». Разумеется, это не единственные триггеры, но именно они, как представляется, требуют пояснения.

 

Фото: REUTERS/Carlos Garcia Rawlins

В погоне за туалетной бумагой

Сегодня некогда благополучная Венесуэла стала практически самым опасным государством Южной Америки, причем сразу во всех смыслах: помимо рекордного уровня преступности (только убийств совершается порядка 30 тыс. в год), страна переживает глубочайший продовольственный кризис, по остроте напоминающий скорее беднейшие государства Африки, а никак не одну из ключевых стран региона. Ситуация с поставками товаров первой необходимости такова, что еще весной 2016 г., по данным агентства «Datanalisis», нехватка продуктов только в Каракасе составляла 80%, а столица традиционно снабжается лучше, чем большинство других регионов. Характерно, что если раньше колумбийцы из приграничных с Венесуэлой районов ездили туда за дешевым бензином, то сейчас все наоборот: за выходные 16-17 июля границу с Колумбией пересекли порядка 150 тыс. венесуэльцев, стремившихся обеспечить себя хотя бы базовыми продуктами, а также медикаментами и другими товарами первой необходимости. Помимо очевидных позиций вроде риса, сахара и растительного масла в топе закупок венесуэльцев оказалась и туалетная бумага, которую невозможно купить в Венесуэле уже очень давно. Почему они не делали этого раньше? Ответ прост: Венесуэла в августе 2015 г. закрыла границу с Колумбией со своей стороны, открыв ее только сейчас и то на время. Колумбийцы принимают соседей доброжелательно, называя границу «гуманитарным коридором», чем вызывают невероятное раздражение у администрации Н. Мадуро, которая отказывается признавать фактический продовольственный кризис в стране. При этом официальный «чавизм» уже традиционно возлагает вину за проблемы с поставками на оппозицию, заговор оппозиционных предпринимателей и «руку внешних врагов боливарианской революции». Впрочем, даже если бы продукты в магазинах были, купить их средний венесуэлец вряд ли бы смог так просто: по данным ЦБ Венесуэлы, общая инфляция в 2015 г. составила 180%, а на продукты питания – 315%. Добавьте к этому перебои с поставками электроэнергии, которые к тому же остановили некоторые заводы и фабрики, а также нехватку медикаментов и расходных материалов в больницах и получите более чем неприятную картину жизни в Венесуэле.  

Оппозиция атакует

Еще в мае я писала, что президента Н. Мадуро может постичь судьба отстраненной Дилмы Руссефф, поскольку оппозиция собирает подписи за проведение референдума с вопросом об отставке действующего лидера. Пока процесс созыва референдума «завис», однако оппозиционеры не только не теряют надежды, но и уверенно атакуют власть по всем фронтам. По сути, власть и оппозиция находятся в состоянии политической войны, которая отнюдь не способствует стабилизации и без того удручающей внутриполитической ситуации. Вероятно, значительная часть вины здесь лежит все-таки на оппозиции, которая упорно отказывается сесть за стол переговоров по примирению с действующим президентом, несмотря на его постоянные к этому призывы и посреднические усилия целого ряда крупных иностранных политиков и даже Ватикана. Буквально на днях, 22 июля, Круглый стол демократического единства (оппозиционная коалиция) заявил, что готов вступить в переговоры, но обязательным условием их начала должен быть запуск процесса созыва референдума (он завис на этапе проверки собранных оппозицией подписей контролируемым Н. Мадуро ЦИКом). 

 

Пока неясно, как отреагирует власть на этот ультиматум, но оттягивать решение становится все сложнее и сложнее, и какая-то ясность должна быть внесена в этот вопрос в самое ближайшее время.

Удар ножом в спину из лучших побуждений

Наверное, было бы странно, если бы в столь сложные времена в рядах правящей «чавистской» элиты не назрел раскол. Объединяющим фактором всегда было политическое наследие Уго Чавеса, сохранявшееся в государственнической экономической модели и политическом доминировании левых сил. Однако время показало, что наследие быстро поддалось эрозии: сначала в политику ворвались правые, одержав победу на парламентских выборах в декабре 2015 г. Затем трещину дала и социально-экономическая модель, которая к лету 2016 г. продемонстрировала свою полную неэффективность.

 

В среде последователей У. Чавеса и раньше раздавались голоса, критикующие Н. Мадуро. Объединились они 18 июля, когда группа видных «чавистов», включая несколько министров времен У. Чавеса, дали пресс-конференцию, на которой заявили, что они также поддерживают инициативу по проведению референдума, поскольку это единственный мирный способ урегулировать текущий политический кризис. Соответствующая петиция была передана ими в ЦИК. Участники группы называют себя защитниками Конституции и народа, который сам должен решать судьбу страны.

 

Среди вступивших на путь раскола есть, в частности, Кливер Алкала Кордонес, один из тех, кто с самого начала был с У. Чавесом, поддержав его попытку государственного переворота в 1992 г. К. Кордонес уже относительно давно обвиняет Н. Мадуро в отходе от идей У. Чавеса и в разрушении его наследия, заявляя о необходимости вернуться к идеям покойного лидера боливарианской революции. Для Н. Мадуро наличие «раскольников» в рядах «чавистов» это еще один гвоздь в крышку гроба, в котором, похоже, скоро окажется его политическая карьера.

 

В сухом остатке мы имеем страну, не просто поглощенную всеобъемлющим кризисом, но и страну глубоко расколотую. Пока единство даже не алеет на горизонте, а без него корабль «Венесуэла» неумолимо движется в самый центр идеального политического шторма.  

Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся