Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Анастасия Борик

Латиноамериканист, колумнист-эксперт журнала Brasil.ru, эксперт РСМД

Две первых части цикла итогов года в Латино-Карибской Америке касались крупных трендов, однако политическая жизнь в регионе ими отнюдь не ограничивалась.

 

Настоящий текст расскажет о менее заметных процессах, часть из которых можно отнести к категории перманентных, а оставшиеся — к новым, но еще не сформировавшим тренд, явлениям.

Бессменный спутник

Фото: AFP / Daniel Garcia

 

2016 г. подтвердил, что коррупция по-прежнему остается самым верным и надежным спутником латиноамериканских стран. Даже без публикаций «Панамского досье» было довольно очевидно, что провозглашенная по всему региону борьба с коррупцией — на деле либо формальность, либо неэффективна, либо вообще не проводится. При этом в 2016 г. в ряды коррупционеров и использующих свое служебное положение попали чиновники очень высокого ранга — бывшие и действующие президенты, министры и их заместители, а также парламентарии. 2016 г. продемонстрировал, что при всей привычности коррумпированности региональной политики масштабы последних событий все же выходят за пределы «нормальности» и требуют отдельного упоминая в итогах года.

 

Перечислю лишь основные случаи: расследования против Кристины Фернандес де Киршнер, коррупционные схемы «Петробраз» в Бразилии с участием уже даже двух бывших президентов — Лулы да Силвы и Дилмы Руссефф, использование служебного положения и оказание давления министрами правительства действующего президента Бразилии Мишела Темера, скандал с недвижимостью с участием чилийского главы государства Мишель Бачелет, случай «narcosobrinos» в Венесуэле, еще один скандал с недвижимостью, на этот раз у жены мексиканского президента Энрике Пенья Ньето, и многие, многие другие. Интересно, кстати, что в этот список попала Чили, которая традиционно считается самым «прозрачным» государством региона.

Авторитаризм не проходит

Фото: hispantv.com

 

Президентские системы при популярных президентах-харизматиках имеют один существенный изъян, заключающийся в излишне тонкой грани между сильным лидером и авторитарным правителем. 2016 г. продемонстрировал нам, что в ЛКА по-прежнему нет страховок от авторитарных устремлений отдельных политиков. Речь, конечно же, идет о Даниэле Ортега, который, похоже, планирует править Никарагуа даже после собственной смерти (детали можно посмотреть здесь).

 

Д. Ортега, впрочем, не одинок в своих устремлениях. К числу желающих я бы отнесла и венесуэльского президента Николаса Мадуро и эквадорского Рафаэля Корреа. Случай с Н. Мадуро не совсем аналогичный, учитывая тотальную непопулярность президента и всякое отсутствие харизмы. Это, конечно, не мешает ему с подлинно авторитарным настроем стремиться контролировать все, а в проблемах бесконечно обвинять неких врагов режима. Население Венесуэлы, кстати, платит за устремления Н. Мадуро высокую цену — преследования и аресты оппозиционеров уже давно стали обычной практикой.

Женский вопрос

Фото: AFP / Eitan Abramovich

 

Похоже, в Латинской Америке назрел «женский вопрос». Интересно, что актуализация женской повестки происходит одновременно с закатом лидерства прекрасного пола в регионе. Из «суперженщин» на посту осталась одна М. Бачелет, и та скоро его покинет (последовательное переизбрание невозможно). Помимо резонансных случаев нападения на женщин в Бразилии и Аргентине (детали смотрите здесь) проблематика обрела популярность на фоне нескольких фактов: рост количества убийств женщин по всему региону (домашнее насилие и гендерное насилие), признание женщин особенно пострадавшей группой от внутреннего вооруженного конфликта в Колумбии, рост женского протестного движения (в частности, организации NiUnaMenos). По данным «ООН-Женщины», из 25 стран мира с наибольшим количеством убийств на гендерной почве 14 приходится на государства ЛКА, а среди них особенно выделяются Гондурас, Гватемала и Сальвадор. В 2016 г., однако, ситуация ухудшилась и в ранее относительно благополучных Чили и Аргентине.

 

Пока неясно, насколько это долгосрочный тренд, и вполне возможно, что это просто некое неприятное стечение обстоятельств. Точнее можно будет сказать, когда появятся полные обобщенные данные об убийствах и случаях домашнего насилия за 2016 г., но это произойдет в начале 2017 г..

И еще десяток                       

К сожалению, невозможно объять необъятное и рассказать все интересные, интригующие, грустные и веселые, воодушевляющие и не очень истории о странах Латино-Карибской Америки. Надеюсь, что 2017 г. станет для государств региона хотя бы чуть менее напряженным, чуть более успешным и поможет сделать еще шаг к заветной мечте о процветании и благополучии.

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся