Итоги 2016 г. в Латинской Америке: Невозможное возможно
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
(Нет голосов) |
(0 голосов) |
Латиноамериканист, колумнист-эксперт журнала Brasil.ru, эксперт РСМД
Продолжаем подводить итоги 2016 г. в Латино-Карибской Америке, определяя тренды и ситуации, формировавшие политику в регионе. На этот раз речь пойдет о радикально неожиданных случаях, которые не только убеждают нас, что в латиноамериканской политике все возможно, но и подтверждают, что любое значимое событие в одной стране не может не иметь последствий для всего региона.
Культ мира
Как мне представляется, событие номер один за 2016 г. — это подписание и одобрение мирного договора между правительством Колумбии и повстанцами из РВСК (FARC). Признаться честно, я до последнего не верила, что это возможно — настолько тяжело шел в Гаване переговорный процесс, настолько велико было разочарование всех сторон после провала первой версии договора на референдуме в октябре. Однако колумбийцы смогли, наконец, сделать «рывок» к миру на излете 2016 г., подписав вторую версию соглашения 24 ноября, затем ратифицировав ее в парламенте страны (подробнее смотрите здесь и здесь). Хотя сохраняется скепсис относительно имплементации его положений, историческое значение мира невозможно переоценить. Есть несколько причин, по которым во всей Латино-Карибской Америке смотрят на заключенный договор с надеждой и одобрением.
EPA / Alejandro Ernesto
Во-первых, завершение самого продолжительного вооруженного конфликта в регионе позитивно сказывается на имидже ЛКА. В России иногда склонны видеть Латинскую Америку как одно сплошное преступно-мафиозное пространство наркоторговли, организованной преступности и других форм насилия. Это именно тот образ, от которого страны ЛКА стремятся избавиться всеми возможными способами. Государства региона, в особенности самые крупные и значимые, уверены, что на международной арене с их интересами необходимо считаться. Регион растет, а с ним растут и его амбиции, и в этом вопросе латиноамериканцы проявляют редкое единодушие. Однако для укрепления своих позиций ему необходимо преодолеть немало трудностей, и колумбийский внутренний вооруженный конфликт долгое время не просто был в их списке, а входил в особую категорию «безнадежных супертрудностей».
Во-вторых, мир с повстанцами должен дать значительный стимул колумбийской экономике, в особенности в аграрном и энергетическом секторах. По разным оценкам, в постконфликтой Колумбии экономический рост может возрасти на дополнительные от 0,3% до 1% (некоторые прогнозируют и 3%, и 4%). Для страны, ежегодно теряющей около 4% своего ВВП из-за внутреннего вооруженного конфликта, перспективы роста и притока инвестиций имеют немалое значение. Сюда же добавляем вероятный рост туризма, сейчас серьезно ограниченного пространством «безопасных территорий».
Странам ЛКА в целом важна экономическая и финансовая стабильность Колумбии — на фоне кризиса в Венесуэле, неясности в Бразилии, непростых внутриполитических ситуациях в Чили, Аргентине и Эквадоре. Ведущие страны региона ведут борьбу с кризисом, а в тяжелые времена устойчивость «соседа» может стать позитивным фактором. Чтобы меня не обвинили в излишнем оптимизме, оговорюсь, что все это перспективы долгосрочного характера, и ожидать немедленного эффекта от заключенного мира было бы просто наивно.
В-третьих, важно понимать и значение прекращения конфликта для общерегиональной борьбы с преступностью и наркотрафиком. Колумбия действительно входит в топ «наркостран» ЛКА, а ее сети производства и транспортировки заслуженно вызывают ужас у правоохранительных органов далеко за пределами страны коки и кофе. При этом наркотрафик зачастую неразрывно связан с герильей, давно и очень успешно обогащающейся за счет торговли наркотиками, их производства и транспортировки. Устранение этого звена из цепи не решит проблему окончательно, но нанесет ощутимый удар по существующим схемам и акторам, серьезно продвинув борьбу с наркотиками в ЛКА.
В-четвертых, урегулированный конфликт с РВСК и постепенный переход герильи к участию в легальном политическом процессе, ее амнистия и формирование политической партии могут иметь еще один неожиданный региональный эффект: отношения между Кубой и США могут несколько улучшиться. США не раз обвиняли Кубу в поддержке террористов, что, в частности, касалось РВСК (США внесли РВСК в список террористических организаций еще в 1997 г.). Если РВСК больше не герилья и не террористы, а легализованная партия, и кубинское руководство внесло свой вклад в урегулирование конфликта — не пора ли снять с Кубы ярлык спонсора терроризма? Полагаю, отбрасывание ярлыков пошло бы на пользу американо-кубинским отношениям.
Вероятно, можно найти и другие плюсы для региона в завершении исторического противостояния в Колумбии, однако перечисленные выше представляются основными.
Экспортная модель
blogdapoliticabrasileira.com.br
Вторая небывалая вещь в латиноамериканской политике 2016 г. — это, безусловно, импичмент бразильского президента Дилмы Руссефф, хотя это не первое политическое расследование против президента в ЛКА. В 2015 г. расследование и обвинение в коррупции привели к отставке президента Гватемалы Отто Переса Молина, пусть формально он подал в отставку сам под давлением парламента и общественности. Что бы ни говорила сама Д. Руссефф и ее сторонники, формальных причин обвинять и.о. президента Мишела Темера в «государственном перевороте и заговоре» нет (подробнее о бразильских политических страстях и снятии Руссефф читайте здесь и здесь). Процесс смещения некогда популярного «левого» политика прошел в рамках закона и с соблюдением полагающихся процедур. Новое руководство не менее коррумпировано и вовлечено в скандалы по использованию служебного положения, и это тоже можно назвать своеобразным итогом года. Однако еще более важным результатом представляется сам факт импичмента, который может иметь региональные последствия и интерпретации.
Во-первых, нанесен серьезный удар по имиджу Бразилии и ее восприятию в регионе. Испаноязычные страны ЛКА на самом деле всегда прохладно относились к тому, что весь мир считает их региональным лидером португалоязычную Бразилию. Однако они готовы были это терпеть, в глубине души признавая, что Бразилия демонстрирует экономические и политические успехи, ведет диалог на равных с крупнейшими державами мира, и вообще близка к реализации латиноамериканской мечты о выходе из категории вечно проблемных и второразрядных стран. Коррупционные скандалы, расследование против Д. Руссефф и ее отстранение, дополненные откровенно не лучшими Олимпийскими играми в Рио, безусловно, поставили крест на таких рассуждениях. Региональное лидерство и влияние Бразилии пошатнулось, и в этой ситуации есть едва уловимое, но все же чувство злорадства других государств ЛКА.
Во-вторых, смещение Д. Руссефф доказывает, что снятие неугодного, прежде всего, элитам лидера может пройти и законным способом. Оказалось, что в ХХI в. совсем необязательно устраивать «дворцовый переворот» с армией и убийцами в шкафу. Успешный импичмент Д. Руссефф — это значимый прецедент для всей Латинской Америки, в особенности, для стран, где существует сильная оппозиция действующему руководству. Латиноамериканские государства представляют собой президентские системы, и редкий президент не сталкивается с проблемами неодобрения своей политики если не на первом, то на любом последующем сроке полномочий. Пример Д. Руссефф мог бы быть заразителен для чилийского президента Мишель Бачелет — обе когда-то били рекорды популярности, и обе оказались в центре коррупционных скандалов (подробнее о Чили здесь). Бачелет отчасти повезло, что в 2017 г. в Чили пройдут очередные президентские выборы, на которые она не сможет баллотироваться в любом случае. Ее, впрочем, может ждать и судьба другой известной женщины-президента, Кристины Фернандес де Киршнер, которая после провала на выборах стала целью номер один нового правительства «правых», преследующих ее за коррупцию (о делах против Кристины здесь).
В-третьих, импичмент Д. Руссефф может стать экспортной моделью «правых» в борьбе за власть с «левыми» правительствами. После отстранения Дилмы «левые» попытались спровоцировать волну в регионе для ее защиты, но у них ничего не вышло. В авангарде выступили Эквадор, Боливия и Венесуэла, но им весьма четко указали на их место в новом региональном раскладе политических сил. В период У. Чавеса, нефтяных денег, зарождения АЛБА и феноменального успеха Эво Моралеса сами формулировки, в которых правительство М. Темера ответило на выпады Эквадора и Боливии, были немыслимы. Министр иностранных дел Жозе Серра заявил: «Я считаю, что, в частности, Боливия и Эквадор могли бы из событий в Бразилии вынести урок о том, как нужно творить демократию. … А венесуэльский режим и вовсе не заслуживает никакого уважения, потому что он антидемократичен и развалил страну». «Левым» в регионе указали на дверь, да еще и намекнули, что могут помочь до нее добраться. Очень интригующе.
Конечно, 2016 год запомнится Латинской Америке не только миром в Колумбии и отставкой Дилмы Руссефф, однако эти два события стали для региона большим шоком, последствия которого мы будем наблюдать еще очень продолжительное время.
(Нет голосов) |
(0 голосов) |