Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 4.6)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Максим Семенов

Аспирант Высшей школы экономики

В понедельник, 24 декабря 2018 г. российское правительство расширило санкции против физических и юридических лиц Украины «для защиты интересов российского государства, компаний и граждан России». Санкции предусматривают замораживание банковских счетов и арест имущества на территории РФ.

Помимо деятелей, самым очевидным образом представляющих угрозу интересам России, например, руководителя украинской военной разведки Василия Бурбы, в санкционном списке появились и весьма неожиданные личности. Речь идёт о «пророссийских» политиках, связанных с олигархом Ринатом Ахметовым, а именно — о народных депутатах Александре Вилкуле, Вадиме Новинском, Борисе Колесникове, братьях Добкиных, Евгении Мураеве и других.

Ранее, в ноябре – декабре этого года оформился раскол оппозиции Юго-Востока на группу Рината Ахметова, которая и попала под санкции, и группу Виктора Медведчука, близкого к Владимиру Путину человека, который заключил союз с Вадимом Рабиновичем и «газовой группой» Юрия Бойко, Сергея Лёвочкина и Дмитрия Фирташа.

Введение Россией санкций против части «пророссийских» украинских политиков вызвало шок, непонимание и насмешки со стороны этих самых политиков и ориентирующихся на них политологов. Однако введение санкций против «ахметовских» политиков, занимающих условно «пророссийскую» позицию (отсюда и кавычки), укладывается в сформулированный ещё весной – летом 2014 г. план России по урегулированию ситуации на Украине.

Целью России, о чём пятый год заявляет её руководство, является приход к власти на Украине «партии мира», нацеленной на нормализацию отношений между странами. Реализация этого плана возможна только в том случае, если в президентских выборах будет участвовать единый кандидат от Юго-Востока Украины. Судя по всем социологическим опросам последних лет, наиболее популярным кандидатом от этой группы является Юрий Бойко. В декабре 2018 г. его рейтинг составлял почти 10% и от выхода во второй тур его отделяло чуть более 3% голосов.

Что же касается санкций против «пророссийских» политиков из группы Ахметова, то, вводя санкции, Россия действительно склоняет олигарха и контролируемых им политиков к объединению с группой Медведчука и консолидации усилий вокруг единого кандидата Бойко. Москва обоснованно подозревает Рината Ахметова в работе на Петра Порошенко, которому выгоден раскол юго-восточной оппозиции.

Что же касается аргумента о том, что российские санкции бессмысленны и не могут оказать влияние на украинских политиков, то достоверность этого тезиса покажет только время. При этом уже сейчас Россия выбила из-под ног «ахметовской» группы пророссийскую повестку, а значит серьёзно затруднила для них проведение избирательной кампании.

В понедельник, 24 декабря российское правительство расширило санкции против физических и юридических лиц Украины «для защиты интересов российского государства, компаний и граждан России». Санкции предусматривают замораживание банковских счетов и арест имущества на территории РФ.

Помимо деятелей, самым очевидным образом, представляющих угрозу интересам России, например, руководителя украинской военной разведки Василия Бурбы, в санкционном списке появились и весьма неожиданные личности. Речь идёт о «пророссийских» политиках, связанных с олигархом Ринатом Ахметовым, а именно — о народных депутатах Александре Вилкуле, Вадиме Новинском, Борисе Колесникове, братьях Добкиных, Евгении Мураеве и других.

Ранее, в ноябре-декабре этого года оформился раскол оппозиции Юго-Востока на группу Рината Ахметова, которая и попала под санкции, и группу Виктора Медведчука, близкого к Владимиру Путину человека, который заключил союз с Вадимом Рабиновичем и «газовой группой» Юрия Бойко, Сергея Лёвочкина и Дмитрия Фирташа.

Введение Россией санкций против части «пророссийских» украинских политиков вызвало шок, непонимание и насмешки со стороны этих самых политиков и ориентирующихся на них политологов. Звучали мнения о «полном провале», «бессмысленности» и «непонимании процессов на Украине». Утверждалось, что санкционный список формировался чуть ли не лично Медведчуком в Киеве. Последний якобы использует личное влияние для того, чтобы «загнать» строптивых оппонентов под свой контроль. В схожем ключе высказались и многие представители российского экспертного сообщества.

Представляется, что такая характеристика российских санкций является некорректной при оценке целей и планов России в отношении Украины. Введение санкций против «ахметовских» политиков, занимающих условно «пророссийскую» позицию (отсюда и кавычки), укладывается в сформулированный ещё весной – летом 2014 г. план России по урегулировании ситуации на Украине.

Целью России, о чём пятый год заявляет её руководство, является приход к власти на Украине «партии мира», нацеленной на нормализацию отношений между странами. План заключается в следующем: объединение «пророссийской» оппозиции от Юго-Востока, выдвижение от неё единого кандидата на президентских выборах и вывод его во второй тур. Во втором туре единый кандидат не выигрывает, однако набирает достаточный уровень поддержки, который конвертирует в победу объединённой юго-восточной оппозиции на парламентских выборах осенью 2019 г. Этой объединённой юго-восточной партии предстоит реинтегрировать Донбасс путём выполнения Минских соглашений и благодаря этому нормализовать отношения Украины с Россией.

Реализация этого плана возможна только в том случае, если в президентских выборах будет участвовать единый кандидат от Юго-Востока Украины. Судя по всем социологическим опросам последних лет, наиболее популярным кандидатом от этой группы является Юрий Бойко. В декабре 2018 г. его рейтинг составлял почти 10% и от выхода во второй тур его отделяло чуть более 3% голосов.

Виктор Медведчук, несомненно, обладает огромным неформальным влиянием, в том числе, на Владимира Путина, однако считать, что он может лично вписывать фамилии неугодных ему украинских политиков в российский санкционный список нелепо и абсурдно.

Вместе с этим при суммировании рейтингов его основных партнёров-конкурентов среди политиков от Юго-Востока, связанных с Ахметовым, (Александр Вилкул и Евгений Мураев), Бойко получает около 15% голосов и гарантированно занимает второе место в первом туре. Поскольку Юлия Тимошенко во всех социологических опросах стабильно занимает первое место, то во второй тур выборов выходит пара Тимошенко-Бойко, а действующий президент Пётр Порошенко гарантированно лишается власти.

Если же от Юго-Востока не будет выдвинут единый кандидат и, следовательно, симпатии электората разделятся между несколькими политиками, Порошенко легко обойдёт любого из них. Он скорее всего преодолеет комика Зеленского и во втором туре будет пара Тимошенко-Порошенко.

В этом случае, благодаря административному ресурсу и фальсификациям, Порошенко вполне может переизбраться на второй срок. Поскольку действующий украинский президент за четыре года продемонстрировал, что не собирается выполнять политическую часть «Минска» и последовательно проводит политику на разрыв связей с Россией. Подобный сценарий не отвечает российским интересам.

Что же касается санкций против «пророссийских» политиков из группы Ахметова, то вводя санкции Россия действительно склоняет олигарха и контролируемых им политиков к объединению с группой Медведчука и консолидации усилий вокруг единого кандидата Бойко.

Проблема объединения заключается в том, что Москва обоснованно подозревает Рината Ахметова в работе на Петра Порошенко, которому выгоден раскол юго-восточной оппозиции. После 2014 г. Ахметов, в прошлом — главный спонсор Партии регионов, договорился с новой властью и не только не потерял, но даже усилил свои позиции в украинской экономике.

Известной, например, является формула «Роттердам плюс», которая предусматривает закупку государством угля (абсолютное большинство угольных шахт принадлежит Ахметову) по мировым, а не внутренним ценам. В ходе антикоррупционных расследований неоднократно было доказано, что сверхприбыли от реализации этой схемы оседают в карманах Петра Порошенко и Рината Ахметова.

Сейчас Россия выбила из-под ног «ахметовской» группы пророссийскую повестку, а значит серьёзно затруднила для них проведение избирательной кампании.

По причине совместных бизнес-интересов олигарх и саботирует объединение оппозиции Юго-Востока, поскольку лишение власти Порошенко прямо бьёт по интересам Ахметова. Подконтрольные же ему политики заняли свою нишу в политической системе новой Украины: они критикуют власть с пророссийских позиций и на этом их борьба с режимом в общем-то заканчивается.

Россия и раньше неоднократно пыталась изменить позицию Ахметова. Помимо непубличных действий, в первом санкционном списке от 1 ноября 2018 г. оказались топ-менеджеры Ахметова: гендиректор холдинга СКМ (принадлежит олигарху) Олег Попов, и руководитель Метинвеста (входит в СКМ) Юрий Рыженков.

Теперь же санкции введены и против подконтрольных Ахметову политиков. Таким образом Россия добивается нескольких целей. Во-первых, она действительно призывает «ахметовцев» к объединению с Медведчуком и консолидации вокруг кандидатуры Бойко. Вне зависимости от личных симпатий или антипатий, именно Медведчука и Бойко выбрала Россия для реализации мирного плана, а значит именно вокруг них логично и целесообразно объединяться.

Также Россия выбивает из-под ног «ахметовцев» пророссийскую повестку. Для ориентирующихся на Ахметова политиков будет очень странно агитировать за мир с Россией, находясь при этом в списке лиц, угрожающих интересам России. А предложить альтернативную повестку они вряд ли смогут, поскольку для резкой смены имиджа осталось слишком мало времени. К тому же, это влечёт за собой риск и вовсе лишиться поддержи избирателей.

Попутно появлялись опасения отдельных экспертов, утверждающих, что публичная поддержка того или иного украинского кандидата Россией только навредит ему. Вряд ли можно согласиться с таким тезисом, поскольку украинское общество сейчас крайне поляризированно на «пророссийскую» и «прозападную» части. Группы сторонников и тех, и других, в целом, довольно крепки и практически не перетекают из одной в другую.

Ориентация же Медведчука и Бойко на Россию известна давно и вряд ли какой-то националист когда-нибудь допускал мысль о возможности проголосовать на выборах за Бойко. Поэтому «подсветка своего кандидата» Россией вряд ли может ему повредить.

Напротив, фактор «единого пророссийского кандидата» и человека, который придёт и молча поправит всё, может мобилизовать «пророссийских избирателей», которые в условиях разобщённости оппозиции не хотят голосовать за заранее проигрышного кандидата.

Что касается слухов о том, что российский санкционный список якобы готовился в Киеве лично Медведчуком, то их вряд ли стоит воспринимать всерьёз. Впервые об этом в ироничном тоне сказал в интервью олигарх Игорь Коломойский в ноябре этого года и с тех пор этот аргумент используется проахметовскими политологами для дискредитации Медведчука и российской политики, дескать, «в Москве не понимают происходящие на Украине процессы и полностью ориентируются на мнение кума Путина».

Виктор Медведчук, несомненно, обладает огромным неформальным влиянием, в том числе, на Владимира Путина, однако считать, что он может лично вписывать фамилии неугодных ему украинских политиков в российский санкционный список нелепо и абсурдно. В данном случае Россия проводит последовательную линию на поддержку украинской «партии мира» и она бы в любом случае, вне зависимости от конкретных личностей, всеми способами добивалась бы объединения оппозиции Юго-Востока.

Что же касается аргумента о том, что российские санкции бессмысленны и не могут оказать влияние на украинских политиков, то достоверность этого тезиса покажет только время. При этом уже сейчас Россия выбила из-под ног «ахметовской» группы пророссийскую повестку, а значит серьёзно затруднила для них проведение избирательной кампании.

Вскоре же Россия начнёт действительно арестовывать счета и имущества «ахметовских политиков». Как утверждает источник в российском МИДе, такое решение уже предварительно принято. Перспектива лишиться имущества, счетов и бизнеса в России вряд ли вызовет оптимизм у попавших под санкции политиков.

Регистрация кандидатов в президенты Украины начинается 31 декабря 2018 г. и заканчивается 4 февраля 2019 г. За это время у Ахметова и ориентирующихся на него политиков есть возможность принять решение: или объединиться с Бойко и Медведчуком и реально бороться за достижение мира на Украине, или же согласиться на достижение договоренностей с Порошенко.

При выборе первого варианта у страны есть реальный шанс в самое ближайшее время приступить к реализации мирного плана по Донбассу. По данным соцопросов, к этому стремятся три четверти украинцев.

Если же этого не произойдёт, Ахметов и его политики откажутся от объединения с Медведчуком и Бойко и де-факто сыграют на стороне Порошенко, тогда Украину, вполне возможно, будут ждать консервация нынешнего режима, продолжение войны и линии на разрыв с Россией.

Вот только «ахметовским» политикам теперь стоит учитывать, что в случае чего, сбежать в Ростов, как это ранее сделал Янукович, у них вряд ли получится — как-никак санкции.

(Голосов: 5, Рейтинг: 4.6)
 (5 голосов)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся