Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 5)
 (10 голосов)
Поделиться статьей
Илья Кравченко

К.полит.н., американист, эксперт РСМД

Никто не мог представить, что американская демократия сработает таким образом, что в результате выборов победит один из самых одиозных кандидатов в истории США. Что изменилось за это время в политической жизни США?

Во-первых, Д. Трамп продемонстрировал стремление к «ручному управлению» и изменил структуру своего кабинета, повысив должности директора Национальной разведки и директора ЦРУ до уровня кабинета. Помимо этого, Д. Трамп показал, что ему не чужд непотизм.

Во-вторых, политика Д. Трампа стала катализатором самых разных социальных и политических процессов. Были обнажены такие проблемы, как расизм, память о Гражданской войне, свободное владение оружием, борьба с терроризмом на территории США, реформа здравоохранения, отношения с Россией, равенство полов и др. И в решении этих проблем на Д. Трампа оказывается колоссальное давление. Чаще всего, он сам является тому причиной, ведь отсутствие опыта в большой политике приводит к расхождению между словами и действиями президента.

В-третьих, Д. Трамп сделал современные технологии, в особенности социальные сети, не просто необходимой имиджевой составляющей, а полноценным инструментом взаимодействия с обществом.

Показательна попытка сыграть на успехах команды Д. Трампа по привлечению протестного электората. Однако если Д. Трамп умело использовал свои способности шоумена-популиста для работы с этим электоратом, то его оппоненты, в частности демократы, пытаются выстроить исключительно антитрамповскую политику, тем самым ограничиваясь личностью Д. Трампа, а не критикой системы в целом.


Кто бы мог подумать, что год назад политическую жизнь Соединенных Штатов заставит по-настоящему вздрогнуть бизнесмен. Тем более что он достаточно известная личность в обществе, мелькающая на телевидении и запоминающаяся своими броскими заявлениями. США, да и весь мир, проснулись 8 ноября 2016 г. более или менее уверенные в будущем, а ложились спать (или же вообще не могли сомкнуть глаз) в смятении. Никто не мог представить, что американская демократия сработает таким образом, что в результате выборов победит один из самых одиозных кандидатов в истории США. Но, тем не менее, расклад голосов выборщиков составил 306 за Д. Трампа против 232 за Х. Клинтон (до голосования коллегии выборщиков 19 декабря 2016 г.). Однако кандидат от Демократической партии «победила» в народном голосовании с перевесом в почти 3 млн голосов избирателей. Тут же часть политологов и представителей СМИ призвали отказаться от коллегии выборщиков в принципе, чтобы избежать повторения подобных исходов президентских гонок.

Игорь Иванов:
Градус Трампа
Сегодня у критиков Д. Трампа нет правовой основы для обвинения президента в предоставлении привилегий родственникам.

Так или иначе, но Д. Трамп принял присягу и стал 45-м главой Белого дома. Что изменилось за это время в политической жизни США? Какие уроки смогли извлечь из прошлогодней предвыборной гонки политтехнологи?

Д. Трамп с самого начала своего президентства внес в привычный вашингтонский распорядок несколько нововведений.

Первое. Д. Трамп решил продемонстрировать стремление к «ручному управлению» и изменил структуру своего кабинета, повысив должности директора Национальной разведки и директора ЦРУ до уровня кабинета. При этом он исключил из кабинета министров Председателя Совета экономических советников, который был добавлен в кабинет Б. Обамой в 2009 г., в то же время добавив должность Стратега Белого дома, которую занял один из его ближайших сторонников правых взглядов С. Бэннон (в итоге скандально ушедший со своего поста).

Помимо этого, Д. Трамп показал, что ему не чужд непотизм, и назначил свою дочь Иванку Советником президента, а зятя Дж. Кушнера — на должность Старшего советника президента. Безусловно, для США политические династии — явление не новое. Президентами США в свое время избирались отец и сын Адамсы, дед и внук Гаррисоны, отец и сын Буши. Однако в период своего президентства они не стремились привлечь к непосредственному управлению членов семьи. Представители клана могут занимать разные должности, но они не должны быть в непосредственном подчинении или влиять друг на друга. К примеру, Дж. Кеннеди назначил своего брата на должность Генерального прокурора, а зятя сделал первым президентом Корпуса мира. Это привело к принятию Конгрессом в 1967 г. специального закона, борющегося с непотизмом.

Но проблема непотизма в случае с тем же Д. Трампом не так проста, как кажется. Его критики помнят, как в свое время через подобные обвинения прошла и его бывший оппонент по президентской гонке Х. Клинтон. Так, еще в 1979 г. Билл Клинтон в течение нескольких недель после того, как был избран губернатором штата Арканзас, назначил Х. Клинтон на должность председателя Консультативного комитета по вопросам здравоохранения в сельской местности. Будучи избранным президентом Соединенных Штатов, в 1993 г. он вновь назначил свою жену председателем Целевой группы по национальной реформе здравоохранения. Противники Билла Клинтона решили довести дело до суда и, сами о том не подозревая, оказали услугу будущему президенту Д. Трампу. Суд тогда вынес решение, что никакого непотизма в действиях Клинтона нет, так как закон не распространяется на Белый дом и Исполнительный офис президента США. Следовательно, сегодня у критиков Д. Трампа нет правовой основы для обвинения президента в предоставлении привилегий родственникам. По крайней мере в кадровом вопросе.

Д. Трамп сделал современные технологии, в особенности социальные сети, не просто необходимой имиджевой составляющей, а полноценным инструментом взаимодействия с обществом.

Второе. Политика Д. Трампа стала катализатором самых разных социальных и политических процессов, словно прятавшихся в глубинах американского общества. Были обнажены такие проблемы, как расизм, память о Гражданской войне, свободное владение оружием, борьба с терроризмом на территории США, реформа здравоохранения, отношения с Россией, равенство полов и др. И в решении этих проблем на Д. Трампа оказывается колоссальное давление. Чаще всего, он сам является тому причиной, ведь отсутствие опыта в большой политике приводит к хаотичности и расхождению между словами и действиями президента. Достаточно вспомнить его «благодарность Путину» за высылку американских дипломатов во время обострившегося российско-американского дипломатического противостояния в 2017 г.

Третье. Д. Трамп уменьшил значение пресс-конференций. Он не первый президент США, использующий Твиттер. Но он первый, кто, по сути, заменил им официальные пресс-конференции. Более того, по состоянию на 8 ноября 2017 г. на официальный аккаунт 45-го президента США (@POTUS) подписаны 21 млн человек, в то время как на аккаунт самого Д. Трампа (@realDonaldTrump) — 42,2 млн человек. То есть Д. Трамп сделал современные технологии, в особенности социальные сети, не просто необходимой имиджевой составляющей, а полноценным инструментом взаимодействия с обществом. Причем его мысли в Твиттере вполне могут не совпадать с тем, что позже произносят представители Белого дома непосредственно перед прессой, и чаще носят явно провокационный характер.

Достаточно вспомнить, как 31 мая Д. Трамп чуть не поверг всех в шок, опубликовав незаконченный твит со словом «covfefe», явно не успев допечатать сообщение полностью. Данный твит стал не просто одним из самых популярных в истории социальной сети, но и пошел в массы, например, став названием марки красного вина. Президент США еще и подлил масла в огонь, заявив позже в том же Твиттере: «Кто может понять настоящее значение covfefe? Наслаждайтесь!».

Его оппоненты, в частности демократы, пытаются выстроить исключительно антитрамповскую политику, тем самым ограничиваясь личностью Д. Трампа, а не критикой системы в целом.

За период президентства Д. Трампа неоднократно проявлялся его внутренний конфликт, заключающийся в любви к публичным выступлениям и неприязни к либеральным СМИ. Он может спокойно устроить незапланированную пресс-конференцию и в то же время категорически отказаться отвечать на вопросы. А его пылкий темперамент вкупе с неплохими ораторскими качествами побуждают журналистов провоцировать президента, тем самым выставляя Д. Трампа далеко не в самом выгодном свете.

Но усвоили ли политтехнологи, особенно работающие на Демократическую партию, уроки победы Д. Трампа и его президентства? Практика показывает, что не особо. Демократы так и не поняли, что предвыборная кампания Х. Клинтон была выстроена таким образом, что основное внимание было сосредоточенно на получении голосов от меньшинств — афроамериканцев, латиноамериканцев, ЛГБТ-сообщества и др. Это сработало. Однако были упущены другие группы. Для справки, последняя перепись населения от 2010 г. демонстрирует, что белые составляют свыше 70% всего населения США. Команда Д. Трампа это учла. Республиканцев поддержали и белые мужчины, и белые женщины, несмотря на недовольство Д. Трампом феминистического движения.

Показательна попытка сыграть на успехах команды Д. Трампа по привлечению так называемого протестного электората — людей, испытывающих сомнения относительно глобализации, нахождения в крупных экономических и политических организациях, неприятие истеблишмента. Однако если Д. Трамп умело использовал свои способности шоумена-популиста для работы с этим электоратом, то его оппоненты, в частности демократы, пытаются выстроить исключительно антитрамповскую политику, тем самым ограничиваясь личностью Д. Трампа, а не критикой системы в целом. 45-й глава Белого дома всегда сможет призвать к своим сторонникам и переложить всю вину за невыполнение предвыборных обещаний (особенно внутриполитической повестки) на тот же истеблишмент. И это будет работать.

Согласно данным Gallup, рейтинг одобрения действий Д. Трампа стабильно находится в диапазоне 35–45%. Но данные социологических опросов накануне президентских выборов год назад также демонстрировали низкую вероятность победы республиканца. Стоит ли доверять этим рейтингам? Тем более что Трамп явно не настроен сдавать позиции.


Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 5)
 (10 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся