Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Виктор Катона

MOL Group

Колонка автора: Нефть и газ сегодня

После почти трех лет бюрократических проволочек Европейская комиссия в середине ноября отозвала свои претензии по строительству двух новых блоков АЭС в венгерском городе Пакш. На протяжении последних трех лет Европейская комиссия выдвигала ряд исковых требований к проекту, поставив под сомнение «рыночный характер» сделки: не приведет ли она к «искажениям» на внутреннем рынке Венгрии и не несет ли она в себе какую бы то ни было форму государственной поддержки, нарушающей свободу конкуренции? Еще одна существенная деталь сделки — два новых блока АЭС должен спроектировать, построить и обеспечивать ядерным топливом российский «Росатом» — вывела вопрос из сугубо энергетической сферы в политическую.

 

14 января 2014 г. премьер-министр Венгрии В. Орбан и президент России В. Путин подписали межправительственное соглашение о строительстве двух новых блоков АЭС Пакш. Сделка, казалось, удовлетворяет интересы обеих стран — Венгрия обретает исток электроэнергии на льготных началах, позволяя воплотить в жизнь ряд предвыборных обещаний правительства, создать новые рабочие места и обеспечить налоговые поступления, в то время как Россия (в лице Росатома) закрепляет за собой рынок сбыта и укрепляет сотрудничество с венгерскими партнерами. Буквально два месяца спустя параллельно с развитием событий в Крыму Европейская комиссия объявила о начале расследования в отношении расширения АЭС Пакш, и потребовалось почти три года, чтобы Венгрия смогла обосновать применение клаузулы о технической исключительности проекта.  

 

 

ntf.hu
АЭС Пакш

Обоюдный интерес

Первые четыре блока АЭС Пакш, обеспечивающей до 50% электроэнергетических нужд страны, были введены в эксплуатацию в 1980-х гг. специалистами Министерства среднего машиностроения СССР. По мере устаревания блоков в конце 2000-х гг. в Венгрии стала обсуждаться необходимость возмещения мощностей АЭС, так как по правилам эксплуатации в 2032–2036 гг. все имеющиеся блоки должны быть выведены из строя. С этой точки зрения вовсе неудивительно, что венгерские власти выбрали «Росатом» в качестве исполнителя проекта, так как предлагаемый им типовой водо-водяной энергетический реактор (ВВЭР-1200), также известный под изначальным проектным названием «АЭС-2006», представляет собой логическое продолжение той технологии, которая эксплуатируется на данный момент.  

 

Однако подозрения Европейской комиссии были обусловлены в первую очередь не тем, какие технологии стороны договорились использовать, а механизмом сделки. Дело в том, что венгерские власти до этого анонсировали проведение тендера по строительству двух новых блоков АЭС Пакш, однако в итоге контракт «Росатому» был присужден на неконкурентной основе. Следует отметить, что ряд действий сторон также вызвал обеспокоенность европейских инстанций: например, решение Будапешта засекретить условия контракта на 30 лет. Будапешт прекрасно осознает, что предложение «Росатома» крайне выгодно — иначе ряд высокопоставленных деятелей не называли бы его «сделкой столетия». Стоимость строительства двух новых блоков, по сообщениям СМИ, достигает 12,5 млрд долларов — для покрытия 80% издержек Москва предоставляет Венгрии долгосрочный льготный кредит на сумму 10 млрд долларов, выплачивать который Будапешт начнет только после ввода новых блоков в эксплуатацию, т.е. примерно с 2025 г.

 

Строительство двух новых блоков АЭС Пакш во многом повторяет изначальное решение о возведении атомной электростанции, закрепленное советско-венгерским договором 1966 г. о сотрудничестве по строительству АЭС в Венгрии. На тот момент ввиду специфики политического режима Я. Кадара Венгрия могла попытаться привлечь западных инвесторов к столь масштабному проекту, однако советские власти выдвинули настолько экономически привлекательное предложение, подкрепленное к тому же 10-летним займом с фиксированной ставкой в 2%, что обсуждение возможности привлечения других инвесторов быстро сошло на нет. Тогда, следует отметить, также велась дискуссия относительно целесообразности строительства АЭС (некоторые политические деятели предполагали, что выгоднее было бы строить углеводородные ТЭЦ), однако последующий рост цен на нефть в 1970-х гг. и постепенно растущие опасения по выбросам углекислого газа в атмосферу оправдали решение 50-летней давности.

 

Венгерские власти утверждают, что благодаря АЭС стоимость энергии в стране будет существенно ниже — в полном соответствии с целями правительства. В. Орбан в 2013 г. провел через Парламент Закон о снижении издержек на ЖКХ, вводящий верхний предел стоимости электроэнергии на внутреннем рынке страны. Европейская комиссия неоднократно высказывала свои опасения относительно того, что цены на электроэнергию не отражают настоящей стоимости ее производства и распределения и искусственным образом занижаются с помощью государственных механизмов. Выполнить предвыборные обещания по снижению издержек ЖКХ правящей партии Фидес во многом помогло падение цен на нефть и, как следствие, на газ, также широко использующийся в выработке электроэнергии.

Конфуз и непонимание

Решение о строительстве «Росатомом» новых блоков АЭС Пакш на фоне резкого ухудшения отношений между ведущими западными странами и Россией вызвало бурную реакцию западных СМИ и некоммерческих организаций. В краткие сроки появились отвергающие сделку статьи, Greenpeace выпустил доклад о нецелесообразности претворения проекта в жизнь. Примечательны аргументы данной НКО, так как помимо экологических соображений (Росатом — наследник организации, ответственной за «крупнейшую ядерную катастрофу в истории человечества» — военное применение ядерных технологий не в счет), GP также указывает на тот факт, что впоследствии отработанное ядерное топливо используется для наращивания ядерного вооружения России, и без того обладающей крупнейшими запасами плутония. Помимо публикации докладов, Greenpeace даже подало жалобу против решения Европейской комиссии по разрешению строительства АЭС Пакш.

 

 

Greempeace

 

Заслуживает тщательного рассмотрения информация, которую выявляют просочившиеся в прессу в рамках WikiLeaks сведенияотносительно строительства новых блоков АЭС Пакш. Согласно этим данным, правительство разрабатывало проект расширения мощностей АЭС с марта 2009 г. и обсуждало этот вопрос с рядом государств, в том числе и с Соединенными Штатами Америки. Еще более примечательно то обстоятельство, что высокопоставленные лица АЭС высказывали сотрудникам посольства США мнение, что они «надеются на победу российской заявки», так как американские технологии еще не проверены на практике и Венгрия не хочет стать «подопытным кроликом». Ядерные установки мощностью в 1600 MW французской компании Areva, по мнению венгерских специалистов, слишком производительны для венгерских потребностей.

 

В западных СМИ ситуация на данный момент изображается совершенно другим образом. В них сделка преподносится в качестве демонстрации «энергетического оружия» России на фоне украинского кризиса. При этом не упоминается, что сделка была заключена в январе 2014 г. (за два месяца до присоединения Крыма) после долгих лет согласования. Американская компания Westinghouse в декабре 2016 г. заявила, что была ошеломлена решением властей Венгрии предоставить контракт «Росатому», так как «усердно готовилась к внесению своей заявки» по проекту. Несмотря на недавнее заключение контракта по поставкам с чешским оператором АЭС Темелин, Westinghouse не имеет надлежащего опыта работы с реакторами советского типа — опасения по данному поводу были усугублены после того, как в декабре 2014 г. на Запорожской АЭС произошел сбой из-за внедрения ядерного топлива американского производства.

 

В Венгрии также не забыли опыт применения технологий французской компании Areva. В 2003 г. на АЭС произошел инцидент, в ходе которого были повреждены оболочки тепловыделяющих сборок при проведении очистки в специально выделенном баке. Хотя норма радиоактивности в окружении АЭС была превышена лишь на 10% вследствие утечки радиоактивных газов в атмосферу, инцидент был признан «серьезным» Международным агентством по ядерной энергии (IATA), и его последствия пришлось устранять на протяжении почти четырех лет. Прецеденты неуспешного использования западных технологий на АЭС, построенных с использованием советских технологий, во многом предопределили решение Европейской комиссии по предоставлению АЭС Пакш из-под норм ЕС по добросовестной конкуренции.

Путь к 2025 году

2 февраля 2017 г. в Будапеште состоялась очередная встреча президента России В. Путина и премьер-министра Венгрии В. Орбана. Стороны с удовлетворением констатировали, что большинство препятствий на пути к осуществлению проекта уже снято. Венгерская сторона высказала предположение, что в течение этого года вопрос относительно неправомерной государственной поддержки будет снят с повестки и подготовкам к строительству будет дан полный ход. В этой связи на пресс-конференции В. Путин отметил, что российская сторона готова предоставить льготный кредит на 100% требуемой для реализации проекта суммы (порядка 12 млрд евро), по всей видимости, на случай если претензии ЕК не удастся удовлетворить другим способом. Таким образом, основная часть препятствий на пути к строительству нового блока АЖС уже устранена — в рамках очередной встречи двух президентов весной 2018 г. уже с наибольшей вероятностью будет оглашена точная дата начала работ.

 

 

Sputnik/Alexei Druzhinin

 

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся