Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Николай Мурашкин

PhD, исследователь-японист, научный сотрудник Института Азии Университета Гриффита (Австралия), специалист по международным отношениям в Восточной Азии, эксперт РСМД

Решение МОК допустить сборную России к Олимпийским играм в Бразилии, кроме прочего, оставило непроясненными спекуляции о возможном запрете на участие в ОИ-2018 в южнокорейском Пхёнчхане. Оставляя за скобками политическую и этическую подоплеку самого допингового скандала перед Рио-2016, имеет смысл обратить внимание на «окно возможностей», которое три последующие Олимпиады открывают для активизации российского поворота в Азию.

 

Игры в Южной Корее открывают своеобразную серию в Северо-Восточной Азии: в 2020 г. летнюю Олимпиаду примет Токио, а в 2022 г. Китай впервые проведет зимние соревнования олимпийского разряда в Пекине. Эти страны — не только важные перспективные партнеры для расширения российских спортивных лиг и развития их дальневосточных дивизионов ввиду непосредственной географической близости к России. Три Олимпиады подряд в одном регионе означают повышенное внимание восточноазиатского среднего класса, чья растущая покупательная способность и огромный интерес к потреблению товаров и услуг, создаваемых спортом (фирменная продукция, телевизионные и беттинговые права), делают Восточную Азию рынком с огромным потенциалом.

 

REUTERS/Alex Lee

NBA basketball player Kobe Bryant of Los Angeles Lakers takes a selfie with fans during a promotional event at a store in Guangzhou.

 

Важен здесь и внутрироссийский контекст, а именно поиск способов уравновесить государственную поддержку в отечественной модели финансирования спорта за счет большей коммерциализации. Многолетний имидж российского и советского спорта создал значительный репутационный капитал для российской «мягкой силы» в странах Азии,  что видно по особенной обеспокоенности тех же японских СМИ в отношении допингового скандала.

 

Тезис о привлекательности Восточной Азии как спортивного мегарынка иллюстрируется интересом к командным и наиболее коммерциализируемым видам спорта — как у участников, так и у зрителей, как в отношении национальных сборных, так и клубов. Так, по подсчетам американской Национальной баскетбольной ассоциации, всего в баскетбол — наиболее популярный командный спорт в Китае — играет около 300 млн жителей КНР (то есть две России). На Филиппинах этот показатель доходит до 40 млн человек, что составляет 40% всего населения страны. НБА в Китае регулярно проводит выставочные предсезонные матчи своих команд, всегда собирающие полные залы, а организации, спонсируемые американской лигой, построили по всей КНР около миллиона баскетбольных площадок. Автор этих строк в одних только дворах пекинского Запретного города — абсолютно туристического объекта — насчитал 6 баскетбольных колец, впрочем, неизвестного происхождения и назначения. Однако на Филиппинах кольца и вовсе находятся едва ли не при каждой церкви. А в случае КНДР, баскетбол, любимый Ким Чен Ыном, имел все шансы стать подспорьем для народной дипломатии с США. По крайней мере, так считал встречавшийся с северокорейским лидером экс-баскетболист Деннис Родман, проводя параллели с американо-китайской «пинг-понговой дипломатией» 1970-х гг.

 

Фото: REUTERS/Stringe

 

Активность иностранных лиг в регионе не ограничивается американцами. Прошедшую в Китае серию из трёх игр между национальной сборной из австралийской баскетбольной лиги и национальной командой КНР посмотрело 30 млн китайцев — больше всего населения Австралии. В свою очередь, сам Китай стремительно расширяет свое глобальное спортивное присутствие. Одна из крупнейших компаний КНР Wanda стала генеральным спонсором ФИБА, а Чемпионат мира по баскетболу 2019 г. пройдет в восьми китайских городах. В футболе та же Wanda строит амбициозные планы по созданию соперника Лиги чемпионов.

 

Российские баскетбольные организации уже подумывают о регулярных играх с азиатскими клубами, особенно для команд Приморья, Сахалина, Хабаровского края и остального Дальнего Востока. А в Континентальной хоккейной лиге процесс перешел в практическую плоскость: в сезоне 2016-17 ряды КХЛ пополнит пекинский клуб «Красная звезда Куньлунь», договор об участии которого подписывался в присутствии глав государств России и КНР. О привлечении клубов из Японии и обеих Корей, как и о телевещании КХЛ-ТВ в этих странах, тоже периодически заходит речь. В свою очередь, клубы Дальнего Востока, где хоккей особенно популярен, уже участвуют в японо-корейско-китайской Азиатской хоккейной лиге. Кроме того, в Приморье для ледовых видов спорта планируется возвести масштабный центр олимпийской подготовки.

 

Фото: www.fromthegrapevine.com

 

В этом свете последствия решения МОК для допуска российской сборной на Олимпийские игры в Пхёнчхане, принявшем эстафету от Сочи, получат дополнительное значение. От соблюдения правил честной игры всеми участниками и предотвращения фрагментации олимпийского движения будет зависеть очень многое. Хочется надеяться, что главной интригой для российских болельщиков к февралю 2018 г. останется выступление «Красной машины», а из медицинских препаратов они будут обсуждать разве что валидол.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся