Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Николай Мурашкин

PhD, исследователь-японист, научный сотрудник Института Азии Университета Гриффита (Австралия), специалист по международным отношениям в Восточной Азии, эксперт РСМД

Блог «Азиатская грамота» уже писал о возникших между КНР и Австралией трениях по поводу блокировки инвестиций в стратегические сельскохозяйственные и энергосетевые активы по соображениям национальной безопасности. Похоже, что стороны нашли компромиссное решение после тяжелого разговора между премьер-министром Малкольмом Тернбуллом и председателем КНР Си Цзиньпином: китайские компании выиграли долевое участие в 50-летней аренде порта Мельбурна, однако не напрямую, а под прикрытием американского инфраструктурного фонда.

 

Порт Мельбурна стал третьим крупным австралийским портом, в долгосрочной аренде которого участвуют китайские компании. В 2015 г. китайская компания Landbridge договорилась с австралийским правительством о 99-летней аренде североавстралийского порта Дарвин в Тиморском море, несмотря на его использование морской пехотой и ВВС США, а также отрицательные отзывы со стороны американского истеблишмента. В 2014 г., при премьер-министре Тони Эбботе, формально считавшемся более проамерикански настроенным и ястребом, чем его преемник Тернбулл, китайская компания China Merchants получила на 98 лет 50%-ную долю в порту Ньюкасл — крупнейшем в мире экспортном терминале угля.

 

REUTERS/Mick Tsikas

Порт Мельбурна

 

China Merchants заявила и об участии в тендере на аренду мельбурнского порта. В случае успеха эта китайская компания получила бы контроль над морскими гаванями двух крупнейших городов Австралии. Однако общественный резонанс, вызванный крупномасштабными китайскими инвестициями на «зелёном континенте», и ужесточение государственной политики внесли свои коррективы. После блокировки финансовыми органами китайских приобретений в сельскохозяйственные владения Кидман и в энергосетевую компанию Ausgrid вопрос китайского участия в мельбурнском порту, казалось бы, юыл заморожен. Влиятельный китайский инвестор-лоббист Чарльз Лю даже заявил, что Австралия пошла по тому же пути популистской деглобализации и протекционизма, что и другие западные страны.

 

По оглашению результатов тендера оказалось, что китайский капитал в порту Мельбурна представлен все же будет, хотя и другой организацией — суверенным фондом China Investment Corporation Capital, причем оформившим свое 20%-ное участие за 1,5 млрд долл. при посредстве американских партнеров. Согласно австралийской прессе, в инвестиционный консорциум Lonsdale, выигравший конкурс, китайцы вошли с помощью американской Global Infrastructure Partners. Другими участниками стали австралийские фонды Future Fund, Queensland Investment Corporation и канадский пенсионный фонд OMERS.

 

Австралийский регулятор сделку согласовал при соблюдении определенных условий, о которых пока не сообщается. Однако журналисты обратили внимание на то, что, случайно или нет, но в изначальном пиар-сопровождении сделки факт китайского участия властями ярко не акцентировался. Можно предположить, что участники процесса хотели избежать нового витка общественных дискуссий — хотя если такое намерение присутствовало, то о его успехе говорить пока, скорее, преждевременно. Интересно здесь следующее — станет ли устойчивым прецедентом для дальнейших инвестиций упомянутая схема китайских вложений в австралийские активы при посредничестве американских компаний? И облегчит ли такой подход внешнеполитическое лавирование Австралии между КНР и США, или, напротив, усложнит, поскольку договариваться придется одновременно с большим числом партнеров?

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся