Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 13, Рейтинг: 5)
 (13 голосов)
Поделиться статьей
Алексей Чихачев

К.полит.н., научный сотрудник Лаборатории анализа международных процессов ИМИ МГИМО МИД России, старший преподаватель Кафедры европейских исследований СПбГУ, эксперт РСМД

Накануне национального праздника 14 июля президент Эммануэль Макрон подписал новый закон о военном планировании. Этот документ в обозримой перспективе будет иметь системообразующее значение для всей военной политики Франции, поскольку в нем определены объемы финансирования военных нужд и поставок техники сразу на несколько лет вперед, с 2019 по 2025 гг.

Хотя закон о военном планировании на 2019–2025 гг. позиционируется руководством страны как подлинно прорывной документ, при его детальном изучении остается двойственное ощущение. С одной стороны, новый LPM органично развивает военную политику Франции в плане поставок боевой техники: не обделен вниманием ни один вид вооруженных сил, в том числе ядерный арсенал. С другой стороны, искомая планка в 2% ВВП будет достигнута далеко не сразу. 43 млрд евро, на которые рассчитывает выйти к 2023 г. Э. Макрон (не говоря о 50 млрд в 2025 г.), в любом случае лягут тяжелым грузом на государственный бюджет.

Накануне национального праздника 14 июля президент Эммануэль Макрон подписал новый закон о военном планировании (Loi de programmation militaire, LPM). Этот документ в обозримой перспективе будет иметь системообразующее значение для всей военной политики Франции, поскольку в нем определены объемы финансирования военных нужд и поставок техники сразу на несколько лет вперед, с 2019 по 2025 гг. Хотя подобные тексты принимались в истории Пятой Республики уже не один раз, новый закон отличается от всех предыдущих тем, что выводит военный бюджет страны на траекторию 2% от ВВП, согласованную на уровне НАТО.

Традиция планирования

Практика планирования военных расходов приобрела во Франции относительно современный вид при первом президенте Пятой Республики Ш. де Голле. Тогда, в 1960-е гг., руководство страны посчитало, что приоритеты развития вооруженных сил должны не меняться каждый год при обсуждении государственного бюджета в парламенте, а продумываться на длительную перспективу и проводиться в жизнь последовательно, с ориентацией на реальные потребности армии. Особенно актуально эта мысль звучала в отношении национального ядерного арсенала, приобретение которого требовало стабильно высокого финансирования. Тем самым возникла необходимость в особых законах о военном планировании, рассчитанных на определенный период. За время президентства Ш. де Голля было принято два таких документа — на 1960–1964 и 1965–1970 гг.

Следующие президенты не только не отказались от этого подхода, но даже усовершенствовали его. Так, поначалу LPM составлялись предельно лаконично: основные военные нужды формулировались крайне общим образом всего в нескольких статьях. Однако начиная с закона на 1977–1982 гг. (принят при В. Жискар-д’Эстене) к официальному тексту неизменно прилагается доклад, содержащий как мотивационную часть (краткий обзор международного положения), так и точные цифры по финансам и технике.

Также примечательно, что LPM нередко вступали в силу при одном президенте, а заканчивали действовать при другом. Новый глава государства всегда относился к наследию предшественника преемственно, доводя закон до логического завершения или корректируя только последний год. Единственное исключение составил Ж. Ширак, решивший перевести армию на контрактную основу: LPM 1995–2000, принятый в 1994 г. при Ф. Миттеране, был полностью заменен на LPM 1997–2002, одобренный в 1996 г. уже при Ж. Шираке. В целом правительствам Республики удавалось достичь целевых показателей, хотя не обходилось и без эксцессов. Например, в 2000-е гг. так и не был построен второй авианосец, первоначально заложенный в план.

Таким образом, разработав новый закон, Э. Макрон и его правительство с точки зрения подхода поступили точно так же, как поступали все их предшественники. Предыдущий документ, принятый при Ф. Олланде, заканчивался в 2019 г., поэтому военная политика Франции явно нуждалась в новом программном документе.

Основные нововведения

Очередной закон о военном планировании интересен сразу в нескольких отношениях.

Во-первых, французский военный бюджет вырастет с 34,2 до 44 млрд евро по состоянию на 2023 г. (см. Таблицу 1). Повышение военных расходов — это уже сам по себе принципиальный момент, поскольку после окончания биполярной конфронтации руководство страны обычно стремилось оптимизировать военный бюджет, хоть и при минимальном ущербе вооруженным силам. Впрочем, по любопытному совпадению, самый большой скачок должен произойти только после очередных президентских выборов, в 2022–2023 годах. Тогда же с учетом экономической конъюнктуры будет определен точный объем средств на заключительный этап действия закона: пока звучали только примерные (но еще более высокие) суммы по 47 и 50 млрд евро на 2024 и 2025 годы. Проще говоря, военный бюджет будет расти каждый год, но основные усилия отложены на максимально возможный срок.

Под указанными цифрами в законе понимается объем затрат только на непосредственные военные нужды (т.е., например, не учитываются военные пенсии). Большая часть ежегодной суммы будет расходоваться по двум направлениям: техническое оснащение армии и денежное довольствие военнослужащих.

Таблица 1. Военный бюджет Франции по LPM 2019–2025, в млрд евро

Для справки: 2018

2019

2020

2021

2022

2023

34,2 35,9 37,6 39,3 41,0 44,0

Во-вторых, почти в два раза вырастет бюджет зарубежных военных операций — с 650 млн в 2018 г. до 1,1 млрд евро начиная с 2020 года (см. Таблицу 2). Внимание правительства к этой статье расходов выглядит закономерным, поскольку французские войска развернуты во многих точках земного шара, а самая крупная из ныне идущих операций — «Бархан» в Сахеле — далека от завершения. Правда, здесь тоже есть определенная бухгалтерская тонкость. По сложившейся французской практике, официальные объемы финансирования военных операций обычно занижаются, а нехватка средств компенсируется из статей о закупках техники или из бюджетов невоенных ведомств (механизм «межминистерской солидарности»). Поэтому уместно говорить не столько о реальном увеличении бюджета военных операций на указанные годы, сколько о его выводе из «серой» зоны.

Таблица 2. Финансирование зарубежных военных операций по LPM 2019–2025, в млрд евро

Для справки: 2018

2019

2020

2021

2022

2023

0,65 0,85 1,1 1,1 1,1 1,1

В-третьих, ненамного расширяется кадровый состав Министерства обороны — в общей сложности на 6 тыс. человек (см. Таблицу 3, общая численность личного состава должна составить 274 936 человек в 2025 г.). Такое увеличение имеет в первую очередь психологическое значение, поскольку в последних LPM, наоборот, четко выдерживался курс на сокращение числа военнослужащих и гражданских лиц, занятых в структуре Министерства. Теперь же будет пусть и не самый значительный, но прирост — по большей части, в разведывательном сообществе и сфере кибербезопасности. Логически это соответствует новой трактовке общестратегических задач вооруженных сил Франции: на первом месте теперь «знание и предвидение» и «предупреждение», а лишь затем — «ядерное сдерживание», «вмешательство» и «защита».

Таблица 3. Прирост кадрового состава Минобороны по LPM 2019–2025

2019

2020

2021

2022

2023

2024

2025

450 300 300 450 1500 1500 1500

Наконец, в-четвертых, закон предусматривает закупки новой военной техники в необходимых количествах до 2025 года. Следует привести хотя бы наиболее существенные позиции (см. Таблицу 4):

Таблица 4. Основные направления закупок боевой техники по LPM 2019-2025
Техника

Закупается в 2019–2015

Всего к 2025 году с учетом уже имеющихся образцов

Для сухопутных войск

Боевые машины «Ягуар» 150 150
Боевые машины «Грифон» 933 936
Легкие многоцелевые бронеавтомобили (VBMR légers) 489 489
Вертолеты NH90 34 70
Танки «Леклер» 122 (модернизация) 200
Бронеавтомобили VBL 733 (модернизация) 1387

Для ВМФ

Атомные подлодки типа «Сюффрен» (проект «Барракуда») 4 4
Фрегаты типа «Аквитания» 3 8
Фрегаты типа FTI 2 2
Самолеты «Атлантик 2» 18 (модернизация) 18

Для ВВС

Истребители «Рафаль» 28 171
Самолеты-заправщики А330 MRTT 11 12
Транспортные самолеты А400М 11 25
Транспортные самолеты C-130H 14 (модернизация) 14
Самолеты ДРЛО E-3F 4 (модернизация) 4

Для всех видов вооруженных сил — по 3–5 беспилотных летательных аппаратов (включая 4 ударных БПЛА Reaper)

Что еще более важно, в законе ставится задача модернизации ядерного потенциала страны. Она оценивается в 25 млрд евро на ближайшие четыре года и должна идти двумя путями:

Относительно возможной замены авианосца «Шарль де Голль» конкретики сказано немного. Упомянута лишь возможность проектирования нового корабля с расчетом на то, что нынешний флагман французского флота, скорее всего, закончит службу только к 2040-м годам.

***

Хотя закон о военном планировании на 2019–2025 гг. позиционируется руководством страны как подлинно прорывной документ, при его детальном изучении остается двойственное ощущение. С одной стороны, новый LPM органично развивает военную политику Франции в плане поставок боевой техники: не обделен вниманием ни один вид вооруженных сил, в том числе ядерный арсенал. С другой стороны, искомая планка в 2% ВВП будет достигнута далеко не сразу. 43 млрд евро, на которые рассчитывает выйти к 2023 г. Э. Макрон (не говоря о 50 млрд в 2025 г.), в любом случае лягут тяжелым грузом на государственный бюджет — и возникает вопрос, где найти эти дополнительные средства. Ответить на него может сам Э. Макрон, если все годы будет проводить выверенную экономическую политику, а заодно добьется выгодных контрактов о продаже вооружений в качестве подспорья. Однако если в 2022 г. произойдет смена власти, новому руководству страны придется буквально сходу иметь дело с наиболее амбициозной частью закона.

Оценить статью
(Голосов: 13, Рейтинг: 5)
 (13 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся