Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
Елена Кузьмина

К.полит.н., зав. сектором Центра постсоветских исследований НИ ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова, эксперт РСМД

Главными критериями эффективного развития внешнеэкономической деятельности определены: рост экспорта товаров и услуг за 2016–2020 гг. на 21–25%; превышение темпов роста экспорта над импортом, а также ежегодная поставка на экспорт не менее 65% произведенной промышленной продукции. В указанный период предполагается диверсификация внешней торговли страны с равномерным (треть — треть — треть) распределением экспорта на рынках ЕАЭС–Европейского союза–стран «дальней дуги».

Серьезный акцент в Беларуси сделан на развитие институциональной среды: формирование благоприятных условий для ведения бизнеса, развитие конкуренции. Предполагается и совершенствование макроэкономической политики: совершенствование антимонопольной и налоговой политики, создание полноценного финансового рынка, финансовое оздоровление реального сектора экономики; совершенствование отношений собственности и привлечение прямых иностранных инвестиций. Следует обратить внимание, что в документе прописаны меры по эффективной модернизации государственного управления, а это значит, что экономическая модель страны не будет изменена.

Главными критериями эффективного развития внешнеэкономической деятельности определены: рост экспорта товаров и услуг за 2016–2020 гг. на 21–25%; превышение темпов роста экспорта над импортом, а также ежегодная поставка на экспорт не менее 65% произведенной промышленной продукции. В указанный период предполагается диверсификация внешней торговли страны с равномерным (треть — треть — треть) распределением экспорта на рынках ЕАЭС– Европейского союза–стран «дальней дуги».

В соответствии с выделенными приоритетами в программе четко прописаны форматы и направления углубления многостороннего экономического сотрудничества с государствами — членами ЕАЭС, а также расширения экономических связей с третьими странами за счет использования потенциала ЕАЭС для защиты и продвижения интересов белорусских производителей на внешнем рынке.

Формирование полномасштабных единых рынков товаров и услуг предполагается обеспечить путем системной работы по ликвидации изъятий, ограничений и барьеров внутри ЕАЭС. Рост кооперации, выстраивание общих производственных цепочек, совместное расширение присутствия на рынках третьих стран будут достигнуты за счет координации отраслевых политик государств-членов, формирования совместных механизмов поддержки экспорта.

По мнению разработчиков программы, политика государств — членов ЕАЭС в среднесрочной перспективе не позволяет рассчитывать на полный отказ от изъятий, ограничений и барьеров, но необходимо добиться до 2020 г. снижения количества препятствий во взаимной торговле на 20–25%. Этого можно достигнуть за счет единых рынков лекарств и медицинских изделий, либерализации рынков услуг в 21 секторе экономики, в том числе в строительстве, аренде и лизинге, туризме, автомобильных перевозках. Это позволит белорусским субъектам хозяйствования получить доступ к 60% общего объема рынка услуг (без учета финансовых услуг).

Приоритетом для Беларуси в плоскости ликвидации изъятий будут такие чувствительные области, как рынки энергоносителей, продукции сборочных производств, а также автомобильных перевозок. В развитии промышленного сотрудничества предстоит принять концепцию создания условий для цифровой трансформации промышленности государств — членов ЕАЭС и формирования единого цифрового пространства, положение о разработке, реализации и финансировании межгосударственных программ и проектов, перечень направлений взаимовыгодного кооперационного сотрудничества, рекомендации о мерах по продвижению совместно произведенной продукции приоритетных отраслей на рынки третьих стран. Должны быть сформированы инфраструктурные элементы развития производственной кооперации: евразийские технологические платформы, сеть промышленной кооперации и субконтрактации, Евразийский инжиниринговый центр, Евразийская сеть трансферта технологий. Разработка единых механизмов поддержки товаров, производимых на территории ЕАЭС, позволит исключить принятие на национальном уровне решений, искажающих конкурентную среду для производителей из государств — членов, будет способствовать укреплению позиций белорусской продукции на общем рынке ЕАЭС. Предстоит унифицировать принципы разработки и применения технических регламентов и стандартов, санитарных и фитосанитарных норм, в том числе для устранения технических барьеров в торговле с третьими странами.

Достаточно подробно в документе прописаны направления белорусско-российского сотрудничества: запланировано расширение связей в промышленности, сельском хозяйстве, научно-технической и иных важных сферах для усиления конкурентных преимуществ субъектов хозяйствования двух стран на взаимовыгодной основе.

Столкнувшись с низкими ценами на нефть, еще в 2015 г. Беларусь запросила 3 млрд долл. финансовой помощи от России. Было получено согласие лишь на 2,1 млрд долл. от Евразийского банка развития, растянутые на 3 года в обмен на реформы. А в апреле 2017 г. разрешился газовый спор с Россией. 13 апреля Беларусь полностью погасила долг за газ в размере 726 млн долл. В ответ Россия рефинансирует долговые обязательства Беларуси в 2017 г. в размере 750 млн долл. отдельно от выплат в 2017 г. по кредиту от ЕАБР в 500 млн долл. Правительство Беларуси также по итогам исполнения структурных реформ ожидает очередные два транша от ЕАБР, которые могут составить около 600 млн долл. Всего же в 2017 г. Беларуси предстоит 1,8 млрд долл. платежей по внешнему долгу и 1,2 млрд долл. по внутреннему валютному долгу.

Учитывая, что программа принималась в 2015 г., ряд вопросов уже решены в 2016 г. Так, благодаря решению ряда спорных вопросов с Россией, о которых говорилось выше¸ Беларусь подписала Таможенный кодекс. Также в этот период был сформирован ряд евразийских технологических платформ с участием республики и Россией и Беларусью создан инженеринговый центр ЕАЭС и т.д.

Однако это лишь первые шаги в углублении евразийской интеграции и в преодолении Беларусью кризисных явлений в экономике. Сложно сказать будут ли полностью проведены заявленные реформы. Некоторые действия белорусских властей противоречат им. Так, в апреле 2017 г. президент А. Лукашенко заявил о том, что выход на 100%-ное покрытие расходов по тарифам ЖКХ населением он рассчитывает осуществить не через год-полтора, как предполагалось, а через четыре-пять лет и попросил Кабинет министров рассмотреть возможность снижения себестоимости услуг ЖКХ на 10%. Кроме того, он раскритиковал чиновников, призывавших к закрытию убыточных предприятий и переквалификации сотрудников. А ведь именно дешевые кредиты убыточным госпредприятиям создавали бюджетные проблемы и снижали производительность национальной экономики. Это привело к ухудшению качества активов в банковской системе, и поэтому МВФ, а также ЕАБР призывали к реформам как условию кредитования белорусской экономики.

Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся