Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Сергей Рекеда

К.и.н., директор Центра изучения перспектив интеграции, доцент Базовой кафедры евразийской экономической интеграции ИПиНБ РАНХиГС при Президенте России, эксперт РСМД

Дьявол всегда кроется в деталях. В Казахстане объявили итоги выборов 20 марта 2016 г. в Мажилис (нижнюю палату парламента), которые, казалось бы, не сильно отличаются от предыдущих — 2012 г. Президентская партия «Нур Отан» получила 82,2% голосов (на предыдущих выборах — 80,99%), право-либеральная «Ак жол» 7,18% (против 7,47%), а Коммунистическая народная партия Казахстана 7,14% (против 7,19%). Три остальных участника гонки — «селяне» из «Ауыл», фантомная «Бiрлiк» и главные казахстанские оппозиционеры из Объединенной социал-демократической партии — так и не смогли преодолеть 7% барьер и попасть в парламент.

 

Однако о «застое» в политической жизни страны речи не идет. Депутатский корпус Мажилиса в результате прошедших выборов обновился на две трети. И это не случайность. Как не случайно и то, что в день голосования президент Нурсултан Назарбаев заявил о необходимом «перераспределении власти между ветвями: президентом, парламентом и правительством». Впервые подобная задача была сформулирована главой государства еще весной 2007 г. во время выступления в парламенте. Теперь, судя по всему, дело перейдет из теории и обсуждений в практическую плоскость — с развитием мирового экономического кризиса и ростом напряжения на международной арене проблема адаптации Казахстана к новым условиям стала особенно актуальной. Впрочем, как ни парадоксально, эти же проблемы в итоге могут превратиться из катализатора реформ в их могильщика. «Когда это (реформы — прим. С.Р.) будет происходить, мы посмотрим по обстановке в экономике, в мире, внутри страны»,  — добавил тогда же Назарбаев.

 

REUTERS/Shamil Zhumatov
Парламентские выборы в Казахстане. Голосование в деревне Торетам на юге страны. 20 марта, 2016

 

По сути у Казахстана есть довольно узкий временной коридор, чтобы реализовать в сравнительно спокойных условиях основный смысл «перенастройки» свой политической системы — придать ей большую устойчивость и гибкость, столь необходимую государственным структурам в нынешних стремительно меняющихся условиях. Кроме того, не последнюю роль в мотивации Назарбаева наверняка играет и осознание того, что требуется сформировать механизм передачи власти после себя. Будет ли преемником дочь президента вице-премьер Дарига Назарбаева или кто-либо другой из окружения президента — вопрос уже вторичный. Принципиально важно не концентрировать в будущем излишне большое количество власти в руках одного человека и сформировать политический механизм преемственности, способный работать независимо от первого лица. Отсюда и обсуждаемая конечная цель политической реформы — переход к парламентско-президентской системе правления.

 

В этих условиях на мажилисменов будет возложен принципиально иной груз ответственности, необходимо будет решать задачи, к которым прежние парламентарии, привыкшие к иному стилю работы, могут быть не готовы. Кроме того, продолжается работа над пятью другими структурными преобразованиями, уже облеченными в конкретную форму: реформа модели государственной службы и правоохранительной системы, увеличение общественного контроля над государственными органами, индустриализация и диверсификации экономики, укрепление казахстанской гражданской идентичности. Поэтому омоложение Мажилиса при сохранении политической преемственности — необходимое условие для успешного завершения этой масштабной трансформации политического механизма Казахстана.

 

Цели действительно глобальные, но почему это должно быть интересно России? Причин несколько. Во-первых, в случае успеха Казахстан окажется носителем уникального для постсоветского пространства опыта эволюции политической системы без социально-экономических потрясений. Чаще на евразийском пространстве мы видим обратное: деградация экономики выливается в социальный взрыв, а на обломках прежней системы политики пытаются выстроить новую архитектуру государственной власти с новыми символами и приоритетами, в том числе и в отношениях с Россией. Исключение здесь составляет разве что Армения с её прошлогодним референдумом о конституционной реформе.

 

Во-вторых, по итогам реформы Казахстану, возможно, удастся ответить на любимый вопрос «евразоскептиков»: «Что будет с ЕАЭС после Путина, Лукашенко и Назарбаева?» Вопрос актуальный для всех трех «евразийских локомотивов» — необходимость преемственности власти осознают и на экспертном и на политическом уровне. Говорится, правда, об этом чаще шепотом в силу того, что четкого ответа на него ни у кого по сути нет. Даже при сохранении в будущем институциональных рамок ЕАЭС идею можно успешно обесценить, а союз сделать номинальным. И если Назарбаев стал автором идеи Евразийского союза, то, быть может, станет и автором реформ, которые позволят укрепить этот союз через эволюцию политических систем стран-участниц организации. Опять же российским интересам подобный сценарий вполне удовлетворяет.

 

В-третьих, с казахстанских выборов стартовал в целом «евразийский» избирательный цикл — осенью почти одновременно в России и в Беларуси будут выбирать своих парламентариев, а в начале следующего года — пройдет голосование за народных избранников Армении. Условия, в которых пройдут эти выборы, во многом схожи, а значит, казахстанский опыт выстраивания избирательной кампании вокруг стратегических вопросов, а не реактивных, антикризисных посылов будет как нельзя кстати и в этих странах. Выборы «для галочки» и нежелание смотреть в перспективу — слишком большая роскошь, которую сложно себе позволить в кризис, тем более, России.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся