Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Сергей Рекеда

К.и.н., директор Центра изучения перспектив интеграции, доцент Базовой кафедры евразийской экономической интеграции ИПиНБ РАНХиГС при Президенте России, эксперт РСМД

Президент России Владимир Путин 30 ноября 2016 г. подписал новую Концепцию внешней политики России. Само событие не стало неожиданностью — о подготовке нового документа глава российского МИД Сергей Лавров говорил еще весной 2016 г. Как он и обещал, новая концепция, подготовленная в недрах его ведомства, оказалась более глобальной, нежели ее предыдущая редакция.

 

«Современный мир переживает период глубоких перемен, сущность которых заключается в формировании полицентричной международной системы», — с первых же страниц фиксируется в документе.   

 

Фото: cont.ws

 

Однако пункты, касающиеся постсоветского пространства, не претерпели существенных изменений, несмотря на серьезные трансформации в регионе, произошедшие с февраля 2013 г., когда была утверждена предыдущая концепция внешней политики России. Главные изменения здесь коснулись части, посвященной Украине, и это понятно. «Выстраивать отношения с Украиной как приоритетным партнером в СНГ, содействовать ее подключению к углубленным интеграционным процессам», как фиксировалось в документе, который действовал на протяжении трех лет после событий Майдана, было бы теперь, конечно, как минимум странно.

 

При этом внимания к союзникам в новой Концепции по сравнению с предыдущей больше не стало. В основном они рассматриваются через призму интеграционных проектов, существующих на постсоветском пространстве. Первым среди союзников упоминается Беларусь, с которой предлагается развивать стратегическое взаимодействие в рамках Союзного государства. Не менее важный союзник — Казахстан — упоминается лишь как одна из стран-участниц другого регионального интеграционного проекта — Евразийского экономического союза. Вместе с тем отдельным пунктом идет, например, Грузия, с которой «Россия заинтересована в нормализации отношений… в тех сферах, в которых к этому готова грузинская сторона», и помощь в становлении Абхазии и Южной Осетии.

 

В целом в новой Концепции внешней политики очевиден акцент на глобальные проблемы становления новой архитектуры международных отношений и связанные с этим катаклизмы. В сложившихся условиях это обстоятельство не удивляет. Однако если постсоветское пространство (за исключением Прибалтики, игнорирование которой в стратегических документах российского МИД последних лет стало доброй традицией) в документе квалифицируется как приоритетное направление, этим странам следовало бы уделить больше внимания. Если это не позволяет сделать формат Концепции внешней политики, то для начала, вероятно, имеет смысл обновить «Стратегический курс России с государствами – участниками Содружества Независимых Государств». Этот документ был утвержден вовсе в 1995 г., когда и президент в России был иной, да и почти ни один из главных сегодняшних интеграционных проектов постсоветского пространства еще не существовал — даже Союзное государство, через которое предполагается развивать стратегические отношения с Беларусью.

Смотрите также: Андрей Кортунов комментирует новую версию концепции внешней политики России

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся