Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 5)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Дмитрий Стефанович

Научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, сооснователь проекта «Ватфор», эксперт РСМД

В середине мая в Сочи президент России Владимир Путин детально обсудил вопросы военного строительства с руководством Минобороны России и предприятий ОПК, в первую очередь в разрезе новой Госпрограммы вооружений до 2025 года. Стратегические ядерные силы остаются приоритетом военного строительства, но параметры этого процесса пугают: количество эксплуатируемых, поставляемых и разрабатываемых типов межконтинентальных баллистических ракет в РВСН и баллистических ракет подводных лодок на флоте переходит всякие разумные пределы.

В РВСН остается небольшое количество РС-18 (УР-100НУТТХ), значительная часть боезарядов размещена на РС-20 («Воевода»), боевое дежурство несут РС-12М («Тополь»), РС-12М2 («Тополь-М»), РС-24 («Ярс»). На сегодняшний день продолжается поставка «Ярсов», на разных этапах разработки (но с принятием на вооружение до 2025 года) находятся РС-26 («Ярс-М»/«Рубеж»), РС-28 («Сармат»), а также БЖРК «Баргузин» (по имеющимся данным, на железную дорогу планируют поставить изделие, родственное «Ярсу», но какие-то отличия неминуемо будут).

Для ВМФ осуществляются поставки РСМ-54 («Синева»), РСМ-56 («Булава»), а также нового боевого оснащения «Лайнер» для всех ракет, размещаемых на заслуженных ПЛАРБ проектов 667БДР и 667БДРМ. Для подводных ракетоносцев проектов «Борей» и «Борей-А» уже начаты работы по созданию новой твердотопливной ракеты под условным названием «Булава-2», а для перспективной «универсальной» АПЛ проекта «Хаски» анонсирована новая жидкостная баллистическая ракета.

Таким образом, не исключен сценарий, при котором в ближайшем будущем сухопутная и морская часть российской ядерной триады будут вынуждены обеспечивать эксплуатацию 13 типов межконтинентальных баллистических ракет весьма различной степени унификации как в части носителей, так и боевого оснащения.

Напомним, что у американских партнеров в эксплуатации находится по одному типу ракет на суше (Минитмен-III) и на море (Трайдент-II).

На традиционную борьбу конструкторских бюро, похоже, накладываются опасения в связи с сомнениями в возможностях закрыть потребности силами отдельных разработчиков и производителей. Мы не знаем реальных и желаемых темпов разработки, испытаний и производства, но известный «эффект Булавы» (значительные проблемы в ходе испытаний и вынужденный запуск производства «Синевы», де-факто относящейся к предыдущему поколению) служит печальным уроком. Побочным эффектом запуска в дело такого «зверинца» в условиях существующих количественных ограничений СЯС будут относительно небольшие серии, ведущие к серьезному росту стоимости производства.

Вместе с тем, в части стратегической авиации есть своего рода паритет: наши Ту-95МС и Ту-160 (даже с учетом модернизации и планируемого производства Ту-160М2) и разрабатываемый ПАК ДА более менее соответствуют американскому ассортименту — вечный B-52H, «невидимка» B-2A и перспективный B-21.

Источник: Коммерсантъ

Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 5)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся