Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Мария Гурова

Независимый аналитик, эксперт РСМД

Если бы Жан Бодрийяр дожил до 2016 г., то, скорее всего, написал бы еще одну книгу про свой знаменитый симулякр. Жизнь в XXI в. — это зарождение, сосуществование, а нередко и борьба символов и знаков в сети. Практически все сферы жизни человека и государства переместились в онлайн среду. Именно в таком ключе лучше и понятнее всего рассматривать медийное пространство, многочисленные онлайн дебаты и государственную (и не очень) пропаганду.

 

После оглашения итогов американских выборов на социальные медиа, в частности, Facebook обрушился шквал критики по поводу того, что социальная сеть субъективна в формировании новостной ленты, тем самым способствуя продвижению положительного образа Дональда Трампа за счет многочисленных шуток в адрес Хиллари Клинтон. Facebook также подвергся критике за публикацию недостоверных сообщений, утверждающих, что Дональд Трамп никогда не станет президентом. Facebook не в первый раз подвергается подобному роду обвинениям, и несмотря на опровержение данных слухов со стороны Марка Цукерберга, сомнение в правдивости и объективности механизма предоставления новостей крупнейшей медиа современности в массах зародилось. Совсем недавно, 19 ноября, после жесткой критики со стороны президента США глава Facebook все же публично заявил, что компания работает над усовершенствованием механизма отбора новостей, и обратилась за независимой оценкой к факт-чекерской компании (без уточнения имени).

 

REUTERS/Dado Ruvic

 

Проблема достаточно острая, поскольку сегодня жители мегаполисов получают новости из социальных медиа (Facebook, Reddit, Twitter), а не новостных телевизионных программ или даже сайтов главных новостных агентств, зачастую не отличающихся максимально объективной подачей фактов. И в основном в таком режиме живут люди от 18 до 40 лет, т.е. самые молодые, активные и социально интегрированные представители общества. И действительно, Facebook обладает поражающими способностями агрегировать новости, составлять очередность появления новостных сообщений по их рейтингу читаемости (что далеко не всегда свидетельствует об их аутентичности), а также вбрасывать в ленту пользователя мемы и юмористические комиксы, унижающие одного и прославляющего другого кандидата. Facebook ранее уже пытался бороться с недобросовестной политикой отбора новостей. В частности, были уволены редакторы, а алгоритм отбора новостей стал полностью автоматическим. Но это еще более усугубило проблему — в топе новостей стали появляться мемы и не нагруженные смыслом видео благодаря огромному количеству просмотров в сети.

 

Мы создаем символ и с его помощью убеждаем в виртуальной реальности людей, которые потом идут голосовать за будущего президента страны в обычной реальности. Безусловно, нельзя говорить, что Facebook стал гарантом победы Дональда Трампа, но на рядового американского пользователя социальной сети это оказало влияние. Поскольку влияние и распространение Facebook только растет, то совсем нельзя исключать такого же явления и в ходе предвыборной кампании в другой стране. А корень проблемы —        очень небольшое число людей может отличить настоящую новость от подделки. Чтобы обладать таким инструментом, нужно иметь либо доступ к внутренним источникам информации, либо отличаться солидными аналитическими способностями.

 

Также можно прибегнуть к различным инструкциям, опубликованным в Интернете, которые могут помочь отличить настоящую новость от поддельной. На самом деле, все сводится к обычной логике и здравому смыслу: не доверяйте новостям из сомнительного источника, проверяйте гиперссылки, особенно прикрепленные к статистическим данным, в конце концов, удостоверьтесь, что новость встречается более чем в одном источнике и ее описание и трактовка везде примерно одинаковы. Это же символ, а за символом должны быть настоящая история и цифры.

 

Возвращаясь к Ж. Бодрийяру, который сказал, что «становясь совершенной, форма отводит человеку роль стороннего созерцателя собственного могущества», не стоит забывать, что именно мы создаем виртуальную реальность и не стоит думать, что она может стать сильнее общества. Обществу лишь не нужно поддаваться суевериям и коллективному бессознательному. 

 

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся