Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Мария Гурова

Независимый аналитик, эксперт РСМД

When people are overwhelmed with the volume of information confronting them, it is hard to know what to focus on. Attention rather than information becomes the scarce resource, and those who can distinguish valuable information from background clutter gain power.

 

Joseph S. Nye, Jr.  “Public Diplomacy and Soft Power

 

Если немного иначе посмотреть на высказывание Джозефа Ная мл., то можно сказать, что XXI век — это эпоха тотального шпионажа, где правительство прикладывает все усилия, чтобы внимательно следить за всем объемом информации, находящимся на территории страны или имеющим отношение к национальной безопасности, как утверждают официальные лица. Без ссылки на источник, так говорят все официальные лица. Интернет и виртуальные технологии стремительно внедряются и вплетаются в ежедневную жизнь благодаря компьютерам или мобильным телефонам (во многих странах Африки и Азии, особенно Юго-Восточной), уровень террористической угрозы растет, жажда власти не утоляется. Эти и некоторые другие компоненты создают благодатную почву, чтобы правительства все чаще на самом высоком законодательном уровне разрабатывали законы, якобы направленные на защиту граждан от потенциальной внешней/внутренней угрозы.

 

Одними из первых, кто принял такую инициативу в виде закона, стали США с подписанным Дж. Бушем мл. Патриотическим актом в 2001 г. Подобная законодательная инициатива, безусловно, получила зеленый свет после трагических событий сентября 2001 г., когда американская разведка не смогла предотвратить катастрофу не только национального, но и мирового масштаба. 9/11 стало водоразделом в современной истории, именно с этого момента вопрос «безопасность или личное пространство» стал как никогда актуальным и острым. И безопасность неуклонно перевешивает весы в свою сторону. Действие практически всех положений Патриотического акта было продлено вплоть до 2019 г., с некоторыми уступками в виде «Акта о свободе» (спецслужбам США якобы запретили иметь неограниченный доступ к метаданным и запрашивать у провайдеров информацию без ордера), подписанного Бараком Обамой в июне 2015 г. в ответ на общественное давление после разоблачений Эдварда Сноудена. Даже спустя три года после разоблачений США не смогли вернуть себе потерянные репутационные очки. И вряд ли смогут, если говорить откровенно.

 

Россия также не отстает в этой сфере. Последние два–три года внутренняя политика России претерпевает значительные перемены, все больше тяготея к империалистическому консерватизму. Информационная сфера не осталась в стороне. В июне 2016 г. Государственная Дума России приняла пакет, состоящий из двух законов о внесении поправок в антитеррористические законы России, известный под незамысловатым названием «Пакет Яровой».

 

Несмотря на то, что законы носят строгий ограничительный характер (балансирующий на грани с нарушением конституционных прав российских граждан), по сути, это мертворожденный ребенок. Закон значительно расширяет полномочия правоохранительных органов, позволяет им иметь неограниченный доступ к данным, хранящимся у операторов мобильной связи и Интернета. Также операторы, в случае обращения к ним представителей соответствующих инстанций, будут обязаны помочь последним расшифровать интернет-данные переписки.

 

Все эти меры направлены на предотвращение распространения терроризма в рунете. Но вопрос «как?» остается открытым, потому что Россия не располагает необходимой инфраструктурой, чтобы удовлетворить чаяния власть предержащих. И электроэнергией для питания дата-центров, как оказалось. Не говоря о том, что если положения закона все же начать реализовывать, то цены на интернет-подключение и мобильную связь вырастут в несколько десятков раз. Тогда уже можно будет возвращаться к конным гонцам царской Руси. В отличие от США, где реализация таких процедур возможна, здесь перед российскими провайдерами стоит непосильная задача. И пока перспектива полноценной реализации закона выглядит более чем туманной. Однако сам факт одобрения подобной инициативы возвращает к вопросу о «безопасности или личном пространстве». Рунет перестает быть площадкой свободы выражения мысли.

 

Но не стоит забывать про то, что любые попытки шпионажа за собственными гражданами со стороны государственных структур пока не могут увенчаться успехом. Интернет основан на свободе обмена информацией. И чтобы уйти от подобного рода ограничений, был создан Даркнет, где не существует барьеров. И этим может воспользоваться любой. Пугает, не правда ли?

 

www.nuttyhistory.com

Подпольный бар в Детройте в период "Сухого закона"

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся