Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Мария Гурова

Независимый аналитик, эксперт РСМД

До самого важного (и страшного) дня в 2016 году в США осталось меньше месяца. Политические очки нарасхват между Хиллари Клинтон и Дональдом Трампом, особенно в свете состоявшего первого раунда телевизионных дебатов, где кандидат от демократов чувствовала себя намного увереннее и отвечала на поставленные вопросы более взвешенно, чем ее более эксцентричный оппонент от республиканцев. Взял ли Трамп реванш во вторых теледебатах, пригрозив Клинтон судебным иском и тюремным заключением, остается под вопросом, но само зрелище больше похоже на реалити ток-шоу, чем на серьезный разговор двух политиков. Его положение особенно усложнилось просочившимися в прессу нелицеприятными выпадами в адрес женщин, после чего поддерживать его отказались более 30 республиканских сенаторов.

Вне зависимости от исхода дебатов, в пылу электоральных страстей в США Россия в очередной раз стала разменной картой для кандидатов. Вашингтон пригрозил Москве новыми санкциям, но теперь уже из-за обвинений в многочисленных взломах выборных систем в различных штатах. Стоит отметить, что в вопросах кибербезопасности Клинтон оказалась куда более осведомленной, чем ее голословный соперник. Ранее Хиллари Клинтон уже обвиняла Кремль в том, что с официальной санкции Кремля группировки хакеров украли более 19000 имейлов у представителей Демократической партии. Однако сейчас впервые Белый дом и уходящий президент Барак Обама сделали официальное заявление, в котором Москва стала главным виновником утечки информации. Администрация президента России сделала традиционное, крайне немногословное опровержение и в очередной раз заявила об «антироссийской истерии в США».

Утверждать со стопроцентной уверенностью, причастна ли Москва к хакерским атакам на аккаунты демократов, сложно. Но и говорить, что у Кремля нет никакого интереса в предстоящих ноябрьских выборах, тоже было бы легкомысленным заявлением. Последние полгода скандалы, связанные с российско-американскими отношениями и хакерскими взломами, чаще чем обычно появляются в заголовках ведущих отечественных и заокеанских СМИ. Самыми громкими оказались истории хакерских группировок Cozybear и Fancybear. США утверждают, что обе группировки связаны с российскими силовыми структурами ФСБ и ГРУ. Говорить, кто, в чем и где виноват, — крайне трудно. Проблема атрибуции и раскодировки использованных ключей для взломов долгосрочна в решении и требует специально созданных экспертных и профессиональных групп. Что было бы неплохим решением со стороны Москвы или же Вашингтона, чтобы наконец рассеять слухи и домыслы. Однако результаты такого расследования могут оказаться крайне неприятными для Кремля, если в ключах найдут российские следы.

Сейчас ситуация набирает все более неприятные обороты для двусторонних отношений между Москвой и Вашингтоном. И это все больше становится похоже на серую атмосферу холодной войны. В совместном заявлении Департамента внутренней безопасности и Директора национальной разведки США черным по белому написано, что только российское правительство может быть ответственно за происходящие бесчинства с почтовыми аккаунтами демократов.

И если после такого заявления со стороны США действительно последуют санкции против России, то тогда киберпространство станет реальной частью большой политики в межстрановых отношениях. Ведь ни против Израиля, ни против Китая, ни опять же против России по итогам совершения кибератак, в которых подозревались правительства этих стран, ранее не применялись реальные карательные меры. И как это будет выглядеть? Какие ограничения будут наложены на страну, правительство которой обвиняется в санкционировании кибератаки на партийную онлайн-систему другой? В какой сфере? И как это будет оправдано с точки зрения международного права в плане пропорциональности? Здесь перед нами открывается совершенно новая (и глубокая) бездна в вопросах регулирования международных отношений.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся