Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Александр Ермаков

Научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, эксперт РСМД

КНДР по-прежнему поддерживает высокие темпы создания и совершенствования сил ядерного сдерживания. Вскоре после испытаний твердотопливной баллистической ракеты подводной лодки и новой модификации «сухопутной» жидкостной баллистической ракеты последовал испытательный ядерный взрыв, пятый по счету за все время и второй в 2016 г.

 

Перед рассказом о событии 9 сентября 2016 г. стоит кратко упомянуть о пусках ракет 5 сентября, пусть и уступающих по важности недавнему успешному пуску твердотопливной баллистической ракеты подводной лодки (БРПЛ). Если присмотреться внимательнее, события начала сентября так же важны и интересны. В понедельник, 5 сентября, был произведен залповый пуск трех ракет с подвижных грунтовых ракетных комплексов (ПГРК) на дальность около 1000 км. Изначально создалось впечатление, что это были очередные испытания ракет Nodong, уже достаточно знакомых ракет средней дальности (БРСД) и новой в пусках понедельника была только отработка залпового пуска. Однако когда северокорейской стороной были опубликованы более подробные фотогалереи пусков, стало ясно, что речь идет об испытаниях новой глубоко модернизированной ракеты семейства «Scud», восходящего к советским ракетным комплексам.

 

KCNA

Ким Чен Ын наблюдает за ракетными испытаниями. 5 сентября 2016 г.

 

В 1980-х гг. на основе полученных с Ближнего Востока образцов в КНДР было налажено серийное производство сначала копий под индексом Hwasong-5, а потом и модернизированных ракет Hwasong-6 с увеличенной дальностью. И вот сейчас, судя по всему, впервые была продемонстрирована Hwasong-7, существование которой обсуждалось в экспертной среде (она зачастую фигурировала под индексом SCUD-ERExtended Range). Благодаря несколько бóльшим габаритам и отделяемой головной части (впервые на семействе Scud) ракетам удалось достичь дальности 1000 км — и это притом, что советский родоначальник семейства, комплекс Р-17 «Эльбрус» имел дальность только 300 км! Российский эксперт в области северокорейской ракетной программы В. Хрусталев отмечает сходство головной части новой корейской ракеты с головными частями последних модификаций иранских ракет, таких как Shahab-3, что указывает на продолжение сотрудничества стран в развитии ракетных программ.

 

 

Почему эти, казалось бы, сугубо технические моменты важны с точки зрения общей ситуации на Корейском полуострове? Новая ракета, способная достичь японских островов, запускается с ПГРК на обычных четырехосных шасси МАЗ-543, которые имеются в арсенале КНДР в значительно большем количестве, чем увеличенные пятиосные шасси ПГРК ракет семейства Nodong. Таким образом, значительно увеличивается число гипотетических залпов по целям в Японии, так как количество пусков и их частота ограничивается не количеством ракет, а числом пусковых установок.

 

Однако ракетная программа КНДР не вызывала бы такого опасения без параллельного развития ядерной программы страны. В начале сентября Ким Чен Ын заявил о необходимости продолжить укрепление ядерных сил. Тем не менее степень серьезности настроя лидера оказалась неожиданной — в свой День Независимости[i] КНДР провела очередное подземное ядерное испытание, пятое за все время и второе за 2016 г. (впервые с таким маленьким интервалом). По своей мощности взрыв превышает предыдущие: по традиционно самым заниженным оценкам южнокорейцев — около 10 килотонн, по оценкам же американских экспертов — 20–30 килотонн[ii]. При этом, согласно сообщению северокорейской стороны, в этот раз испытывалось уже не просто ядерное взрывное устройство, а непосредственно готовая к установке на ракету боеголовка. Разумеется, это сообщение невозможно проверить, но учитывая явный прогресс КНДР в других областях, даже скептики вынуждены признать, что Северная Корея стала полноценной ядерной державой.

 

 IRIS

Сравнение сейсмограммы испытаний 6 января (синим) и 9 сентября (красным)

 

Несмотря на то, что предугадать последствия этого события достаточно сложно, с определенностью можно ожидать обострения гонки вооружений (оснащение новых южнокорейских эсминцев системами ПРО — вопрос, кажется, уже решенный). Нельзя исключать и размещение в следующем году на юге полуострова не одной, а сразу двух батарей комплекса ПРО THAAD. В связи с тем, что северокорейские испытания, несомненно, будут использованы для обоснования усиления американского присутствия в регионе, неясна реакция Китая — только он «простил» КНДР январские испытания и начал саботировать санкционный режим, как КНДР снова подливает масла в огонь. Вполне возможно, что этот шаг со стороны Ким Чен Ына окажется опрометчивым: возможно, стоило подольше выждать с шагом, традиционно вызывающим максимальную раскрутку вялотекущего корейского кризиса. Впрочем, пока что «молодой маршал», которому пророчили быстрый развал государства деда, скорее показывал, что знает, что делает. Возможно, и в этот раз ему удастся повернуть ситуацию в свою пользу.

 

Определенно можно сказать только то, что времена на полуострове становятся все более интересными, в плохом смысле этого слова. 

 

[i] Праздник 9 сентября называют либо Днем Независимости, либо Днем провозглашения КНДР, формально второе более верно, но употребляется реже.

 

[ii] Поскольку внешние наблюдатели в основном оценивают сейсмические толчки, не зная в деталях свойства грунта, глубину закладки устройства и прочие детали, с уверенностью можно говорить только об увеличении/уменьшении относительно предыдущих оценок. Так январский взрыв южнокорейцы оценили всего 6 килотонн, а текущую оценку просто пропорционально увеличили.

 

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся