Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 2.86)
 (7 голосов)
Поделиться статьей
Людмила Печищева

К.и.н.., доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики факультета международных отношений и зарубежного регионоведения ИАИ РГГУ

ФРГ стремится включить в свою орбиту как можно большее количество государств, и особый интерес Берлина представляют страны БРИКС. Как будет выглядеть геополитическая карта мира, если Германия изъявит желание стать шестой страной БРИКС? Перспективы реализации такого проекта существуют, но влиятельные акторы и ТНК попытаются либо помешать созданию такого объединения, либо будут образованы другие мощные союзы или альянсы, которые восстановят баланс сил и воспрепятствуют возвышению БРИКС и Германии. Претворение в жизнь проекта «БРИКС+Германия» поможет большинству из этих стран вырваться из рамок региональных держав, которые смогут в дальнейшем играть значимую роль в принятии ключевых международных решений и оказывать влияние на новую политическую и экономическую систему.

В среднесрочной перспективе присоединение Германии к БРИКС может создать новую, более гибкую и устойчивую модель экономического развития, изменить сферы влияния и вектор распределения человеческого капитала и природных ресурсов, а также повлиять на расстановку и баланс сил ключевых игроков на международной арене.

Немецкие эксперты не в полной мере учитывают культурные и социально-экономические особенности стран объединения. В связи с быстрым экономическим развитием государств БРИКС экологические проблемы в этих странах, где порой не всегда соблюдаются договоры и меморандумы о защите окружающей среды, становятся камнем преткновения между ФРГ и БРИКС.

Сегодня мир настолько непредсказуем, что из-за непрекращающихся военных конфликтов и экономических кризисов сделать даже среднесрочный прогноз — сложная задача. Как однажды отметил известный американский политолог Джеймс Розенау, мир стал турбулентным и полицентричным. Новые игроки из Азии, Латинской Америки и Африки постепенно завоевывают экономические рынки. Они занимают свои ниши в стремительно развивающейся IT-сфере и всё громче заявляют о себе на мировой политической арене, выдвигая предложения и требования. Такая быстро меняющаяся обстановка в мире вынуждает государства проводить многовекторную политику, искать новых стратегических партнеров, рынки сбыта и молниеносно реагировать на внешние изменения. Исключением не стала и ФРГ — экономический и политический лидер объединенной Европы.

В Национальной стратегии устойчивого развития Германии, разработанной еще при Герхарде Шрёдере в 2002 г., уделено большое внимание социально-экономической и экологической сферам. С целью их развития ФРГ стремится включить в свою орбиту как можно большее количество государств, и особый интерес Берлина представляют страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР). Так, в 2002 г. был создан проект «БРИКС+Германия: международный и национальный диалог», в первую очередь направленный на развитие экономики и сохранение устойчивого развития в мире (BRICS+G — Sustainability and Growth in Brazil, Russia, India, China and South Africa).

В Германии к изучению БРИКС подошли серьезно: во многих немецких городах были открыты центры и институты по исследованию стран объединения. Среди таких центров — немецкий фонд «Бартельсманн» (Bartelsmann Stieftung) и Центр глобальных исследований при Университете Бонна (Center for Global University of Bonn). Благодаря своему многочисленному населению и дешевым природным ресурсам государства БРИКС демонстрируют высокие темпы экономического роста. Существенные недостатки стран объединения — достаточно низкий показатель ВВП на душу населения, нерешенные территориальные споры между отдельными государствами БРИКС, тенденции старения населения в Китае, демографические проблемы в России. С присоединением Южной Африки БРИКС приобрел глобальный формат: на сегодняшний день на страны БРИКС приходится 25% мирового ВВП. Различные культурные, цивилизационные и религиозные системы и ценности, а также неодинаковый подход к экономике часто мешают странам БРИКС выработать единую геополитическую стратегию. Правительство ФРГ через немецкие правительственные и неправительственные организации, способствуя развитию политических, социально-экономических, энергетических проектов, а также модернизации ряда неэффективных и экологически устаревших отраслей промышленности в странах БРИКС, помогает государствам объединения быстро интегрироваться в глобальную политическую и экономическую систему.

Экономические отношения — одно из приоритетных направлений стран БРИКС и Германии. Согласно данным немецкого банка развития KfW, экспорт Германии в страны БРИКС вырос за 14 лет примерно с 27 млрд евро до 131 млрд евро (т. е. с 2000 г. до 2014 г. экспорт увеличился с 4.5% до 11.6%). Немецкие предприятия привлекает возможность инвестировать в быстро растущие экономики стран БРИКС. В конце 2012 г. акционерный капитал ФРГ в страны БРИКС составил свыше 100 млрд евро. Политики и бизнес-элита не только в США и Европе, но и в странах БРИКС, улавливая экономические тенденции, прекрасно осознают, что МВФ не всегда будет оставаться влиятельным экономическим институтом. В 2014 г. был учрежден Новый банк развития БРИКС (New Development Bank BRICS), который, по прогнозам экспертов, сможет стать одним из крупнейших мировых финансово-экономических институтов.

Георгий Толорая, Валерия Горбачева: БРИКС: будет ли будущее светлым?

Экономические выгоды приносит и ряд проектов между Германией и странами БРИКС по развитию искусственного интеллекта и IT-сферы в целом. Немецкие государственные и частные компании инвестируют во вторую по значимости индийскую Силиконовую долину в Бангалоре, где разрабатываются информационные технологии и программы компьютерного обеспечения, Кремниевую долину Китая в городе Чжунгуаньцунь, а также проявляют интерес в области разработок российских ученых из инновационного центра «Сколково». Особое место занимают совместные энергетические проекты Германии со странами БРИКС. Германия, планирующая к 2050 г. отказаться от угольных электростанций (согласно программе немецкой партии «Зелёных») и постепенно перейти на чистые технологии, активно сотрудничает со странами БРИКС в разработке энергетических проектов. Таким примером служат совместный германо-индийский проект ComSolar (India One), солнечная станция нового поколения в Индии недалеко от города Абу Роуд.

Правительство ФРГ отмечает, что демократические ценности и институты в странах БРИКС не имеют такого сильного влияния, как на Западе. При этом немецкие эксперты не в полной мере учитывают культурные и социально-экономические особенности стран объединения. В связи с быстрым экономическим развитием государств БРИКС экологические проблемы в этих странах, где порой не всегда соблюдаются договоры и меморандумы о защите окружающей среды, становятся камнем преткновения между ФРГ и БРИКС.

При этом присоединение Германии к БРИКС могло бы привести к следующим позитивным трендам: повлиять на повышение международного авторитета стран БРИКС; способствовать реформированию ООН; расширить торгово-экономические рынки; содействовать обеспечению безопасности на региональном и глобальном уровнях; расширить политические, культурные и научно-технические отношения между ФРГ и БРИКС. В среднесрочной перспективе это может создать новую, более гибкую и устойчивую модель экономического развития, изменить сферы влияния и вектор распределения человеческого капитала и природных ресурсов, а также повлиять на расстановку и баланс сил ключевых игроков на международной арене. В конечном итоге это даст возможность построить совместными усилиями более справедливое и гармоничное мироустройство.

Как будет выглядеть геополитическая карта мира, если Германия изъявит желание стать шестой страной БРИКС? Перспективы реализации такого проекта существуют, но влиятельные акторы и транснациональные корпорации попытаются либо помешать созданию такого объединения, либо будут образованы другие мощные союзы или альянсы, которые восстановят баланс сил и воспрепятствуют возвышению БРИКС и Германии. Претворение в жизнь проекта «БРИКС+Германия» поможет большинству из этих стран вырваться из рамок региональных держав, которые смогут в дальнейшем играть значимую роль в принятии ключевых международных решений и оказывать влияние на новую политическую и экономическую систему.

Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 2.86)
 (7 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся