Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 5)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Сергей Лебедев

К.полит.н., независимый консультант

Колонка автора: Азиатский калейдоскоп

Сингапур считается одним из классических примеров азиатского экономического чуда (наряду с Японией, Южной Кореей и Тайванем). Вопрос о факторах, поспособствовавших этому, является дискуссионным, однако можно считать «общим местом» тезис о том, что одним из ключей к успеху было качество государственного управления.

В 2007 г. Всемирный банк отнес Сингапур к 10% стран, обладающих лучшими показателями в области качества государственного управления. Помимо государственного управления, учитывались такие факторы, как контроль над коррупцией, политическая стабильность и верховенство закона.

В 2018 г. Сингапур возглавил рейтинг «умных городов» мира. Город-государство стабильно входит в первую пятерку стран по индексу человеческого развития. Определенный вклад в это внесло и использование достижений поведенческой экономики в государственном управлении Сингапура. Именно с помощью поведенческой экономики власти Сингапура создают человеко-центричное экономическое пространство.

В статье на конкретных примерах рассматривается вопрос о том, каким образом власти Сингапура используют достижения поведенческой экономики для решения хозяйственных вопросов.

Сингапур считается одним из классических примеров азиатского экономического чуда (наряду с Японией, Южной Кореей и Тайванем). Вопрос о факторах, поспособствовавших этому, является дискуссионным, однако можно считать «общим местом» тезис о том, что одним из ключей к успеху было качество государственного управления. Рассмотрим вопрос о том, каким образом власти Сингапура используют достижения поведенческой экономики для решения хозяйственных вопросов.

Что такое поведенческая экономика?

Поведенческая экономика — междисциплинарное направление, развивающееся на стыке экономической теории и психологии (преимущественно когнитивной). Поведенческая экономика изучает систематические отклонения в поведении от модели рационального homo economicus. Важно отметить, что отклонения являются систематическими, а, значит, прогнозируемыми и моделируемыми. Именно поэтому одна из наиболее популярных книг по поведенческой экономике называется «Предсказуемая иррациональность». Анализ когнитивных искажений, которые приводят к иррациональному экономическому поведению — квинтэссенция поведенческой экономики. Роль поведенческой экономики в государственном управлении заключается в том, что использование когнитивных искажений позволяет «подталкивать» граждан к необходимому поведению, увеличивающему суммарный выигрыш общества. Дискуссионным является вопрос об этичности использования поведенческой экономики для решения социально-экономических задач. Именно поэтому ученые, работающие в русле поведенческой экономики, обычно позиционируют себя как сторонники «либерального патернализма» [1].

Проблема дорожного движения

Эффект бесплатного

С 1970-х гг. власти Сингапура пытались решить проблему дорожных пробок в городе. Первым шагом было введение «зон с ограниченным движением» в рамках проекта ALS (Area Licensing Scheme) в 1975 г. Въезд на эти территории был возможен за 3 долл. в день или 60 долл. в месяц. Этим шагом власти Сингапура добились сокращение въезда машин на 76% [2], при этом загруженность автобусов возросла с 33% до 46%, а жители Сингапура стали активнее пользоваться объездными дорогами.

Одна из возможных интерпретаций — эффект бесплатного [3]. Принимая экономические решения, индивид стремится снизить издержки и всегда предпочтет бесплатную опцию платной, что подтверждается экспериментально. Из этого следует интересный вывод, что пошлина в 1 долл. на ранее беспошлинной дороге приведет к более серьезному уменьшению транспортного потока, чем повышение пошлины с 1 долл. до 2 долл. на дороге, уже облагающейся пошлинами.

В пользу этой точки зрения также говорит тот факт, что карпулинг (совместное использование частного автомобиля) возрос на 17%. С учетом того, что жители очень ценят свое личное пространство, такой прирост может быть объяснен только тем, что въезд в зоны с ограниченным движением при нахождении в машине 4-х человек был бесплатным. В 1989 г. льготы для 4-х человек в машине были отменены, и карпулинг в Сингапуре фактически исчез как социально-экономическое явление. Это опять же говорит о том, что на изменение привычек жителей Сингапура повлиял «эффект бесплатного».

«Экономика справедливости»

В 1990 г. власти Сингапура приняли решение ввести систему квот на покупку машины. Любой желающий приобрести автомобиль должен был сначала приобрести сертификат. Изначально планировалось, что сертификаты будут реализовываться в ходе аукциона, однако это вызвало опасения, что богатейшие жители Сингапура смогут выкупить все сертификаты. Как показывают исследования, в экономическом обмене огромную роль играет чувство справедливости [4], которое игнорируется в стандартных неоклассических моделях. Поэтому концепция с аукционом сертификатов была пересмотрена в сторону «более справедливой». Машины были разбиты на семь категорий, для каждой из которых существовал отдельный аукцион. Например, машины класса «люкс» были выделены в отдельную категорию. Таким образом, власти Сингапура смогли сохранить у населения чувство справедливости происходящего.

Эффект невозвратных затрат

К концу 1990-х гг. стало очевидно, что система зон с ограниченным движением далека от совершенства. Когда водитель платил за въезд, в силу вступал экономический эффект невозвратных затрат. Иными словами, водитель стремился получить максимум от своей поездки по центру — заезжал в магазины, заходил в кинотеатры и т.п. Поэтому в 1998 г. власти Сингапура приняли решение перейти на гибкую оплату — водители платили за километры, которые они проехали. Таким образом, у водителей пропадал стимул оставаться подольше на территории, въезд на которую был оплачен.

Экономия электроэнергии

Преодолеть ригидность мышления

Власти Сингапура долго искали способ снизить потребление электроэнергии. Проблема заключалась в том, что жители не выбирали экономные тарифные планы. Неоклассические экономические модели утверждают, что сверхрациональные индивиды выберут оптимальный тарифный план. С точки зрения поведенческой экономики, ситуация обстоит иным образом — выбору оптимального тарифного плана мешают определенные когнитивные и психологические ограничения. Препятствовать может стремление к экономии когнитивных усилий, эффект владения, стоимость получения новой информации и т.п. Чтобы преодолеть это когнитивное сопротивление, власти Сингапура в 2010 г. запустили в пилотном режиме проект «умных счетчиков», которые анализировали паттерны потребления электроэнергии и выдавали пользователю рекомендуемый тарифный план. В результате эксперимента 95% пользователей выбрали новый тарифный план. Сейчас в Сингапуре идет работа по повсеместному внедрению «умных счетчиков».

Апелляция к социальным нормам

Как демонстрируют исследования в области поведенческой экономики, социальные нормы могут оказывать влияние на потребительские паттерны. Доказано, что потребителям характерна «ориентация на большинство». Именно поэтому в счетах за электроэнергию, которые получают жители Сингапура, часто указывается не только количество потребленной ими электроэнергии, но и средний уровень потребления по стране. Замысел прост — вызвать ощущение неловкости и нарушения социальных норм у тех, кто потребляет слишком много электроэнергии. По подсчетам социального психолога Р. Чалдини, 95% населения земного шара подвержено ориентации на большинство.

Трансплантация органов

Использовать ригидность мышления

В системе управления здравоохранением власти Сингапура, напротив, пытаются использовать ригидность мышления граждан, чтобы добиваться оптимального решения. Поведенческая экономика демонстрирует, что потребители стремятся использовать опции «по умолчанию», чтобы сэкономить свои усилия. Именно поэтому еще в 1987 г. в Сингапуре был принят закон, согласно которому все пациенты, умершие в госпитале, автоматически считались участвующими в программе донорства органов. Разумеется, закон предусматривал возможность заблаговременного отказа. Однако большинство пациентов действительно предпочли опцию «по умолчанию», то есть остались в программе по донорству органов. Если в 1987 г. в Сингапуре проходило только пять операций по трансплантации органов, то к 2009 г. — более 40.

Подводя итог, стоит отметить, что в 2007 г. Всемирный банк отнес Сингапур к 10% стран, обладающих лучшими показателями в области качества государственного управления. Помимо государственного управления, учитывались такие факторы, как контроль над коррупцией, политическая стабильность и верховенство закона.

В 2018 г. Сингапур возглавил рейтинг «умных городов» мира. Город-государство стабильно входит в первую пятерку стран по индексу человеческого развития. Определенный вклад в это внесло и использование достижений поведенческой экономики в государственном управлении Сингапура. Количественно выразить этот вклад не представляется возможным, однако он является весомым. Именно с помощью поведенческой экономики власти Сингапура создают человеко-центричное экономическое пространство.

1. В данном контексте под либеральным патернализмом понимается система воззрений, которая допускает покровительственное отношение государства к своим гражданам. Однако вместо прямого приказа используется система «подталкиваний» к правильному решению. Государство как бы помогает гражданам сделать правильный выбор.

2. Behbehani, R., V. Setty Pendakur and Alan Armstrong-Wright (1984). “Singapore Area Licensing Scheme: A Review of the Impact.” Water Supply and Development Department Mimeo, World Bank, Washington D.C., July, pp. 49–50.

3. Shampanier, Kristina, Nina Mazar and Dan Ariely (2007). “Zero as a Special Price: The True Value of Free Products.” Marketing Science, Vol. 26, No. 6, pp. 742–757.

4. Kahneman, Daniel, Jack Knetsch and Richard Thaler (1986). “Fairness and the Assumptions of Economics.” Journal of Business, Vol. 59, No. 4, S285–S300.


Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 5)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся