Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 4.2)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Алексей Куприянов

К.и.н., старший научный сотрудник, руководитель Группы Южной Азии и региона Индийского океана ИМЭМО им. Примакова РАН, эксперт РСМД

23 сентября 2018 г. в Мальдивской республике прошли выборы президента. На место главы страны претендовали два кандидата: действующий президент Абдулла Ямин, выдвинутый Прогрессивной партией Мальдив, и Ибрагим Мохаммед Соли, представляющий оппозиционную Мальдивскую демократическую партию. Дополнительную интригу выборам придавала различная внешнеполитическая ориентация обоих кандидатов: если Ямин приобрел известность как сторонник политического и экономического сотрудничества с КНР в ущерб индийским интересам, то Соли обещал пересмотреть условия заключенных с Китаем контрактов и укрепить отношения с Индией, существенно ухудшившиеся за годы правления Ямина.

Победу в выборах одержал Соли, что может означать новый этап в развитии Мальдив. Вероятно, последует частичный пересмотр ряда заключенных с китайскими фирмами контрактов, предоставление дополнительных преференций индийским фирмам, возврат к сотрудничеству с Индией в сфере безопасности — в частности, возобновление индийского военного присутствия на Мальдивах и проведение совместных учений, что позволит снять наиболее болезненный для Индии вопрос уязвимости в случае перехода контроля за Мальдивами в другие руки. Помимо этого, Соли предстоит решить вопрос о выплате либо реструктуризации внешнего долга Китаю, на обслуживание которого в настоящий момент приходится четверть ВВП страны.

Перед новым мальдивским руководством стоит сложная задача: обеспечить рост китайских инвестиций, избежав при этом попадания в долговую ловушку, и одновременно гарантировать Индии соблюдение ее интересов в сфере безопасности. Эта задача облегчается идущим сейчас процессом улучшения отношений между Индией и КНР.

23 сентября 2018 г. в Мальдивской республике прошли выборы президента. На место главы страны претендовали два кандидата: действующий президент Абдулла Ямин, выдвинутый Прогрессивной партией Мальдив, и Ибрагим Мохаммед Соли, представляющий оппозиционную Мальдивскую демократическую партию. Дополнительную интригу выборам придавала различная внешнеполитическая ориентация обоих кандидатов: если Ямин приобрел известность как сторонник политического и экономического сотрудничества с КНР в ущерб индийским интересам, то Соли обещал пересмотреть условия заключенных с Китаем контрактов и укрепить отношения с Индией, существенно ухудшившиеся за годы правления Ямина.

REUTERS

В ходе предвыборной кампании оба кандидата, опираясь на результаты различных опросов, объявили о том, что их поддерживает большинство населения. Сами выборы проходили в напряженной атмосфере: зарубежные политики и эксперты предупреждали о возможных массовых фальсификациях в пользу действующего президента. Кроме того, высказывались сомнения в том, что Ямин отдаст власть.

Вопреки ожиданиям, Абдулла Ямин еще до окончательного подсчета голосов признал поражение и поздравил своего соперника с победой. «Мальдивский народ высказал свое желание. Я признаю результаты вчерашних выборов. Сегодня утром я встретился с Ибрагимом Мохаммедом Соли, которого мальдивские избиратели выбрали в качестве своего следующего президента, и поздравил его», — объявил Ямин.

Результаты выборов ставят на повестку дня вопрос изменения внешнеполитического курса Мальдивской республики. Это государство имеет важное стратегическое значение в первую очередь благодаря своему географическому расположению, позволяющему контролировать маршрут нефти из стран Персидского залива. До недавних пор Мальдивы находились в сфере влияния Индии, рассматривающей вопрос контроля над мальдивской политикой как имеющий ключевое значение для безопасности государства. Однако после прихода к власти в 2008 г. президента Мохамеда Нашида на острова начал постепенно проникать китайский капитал. После того, как главой государства стал Абдулла Ямин, экономическая ориентация Мальдив на КНР стала очевидной. В политическом плане Ямин продолжал балансировать между Пекином и Нью-Дели, стремясь извлечь выгоду из сотрудничества как с Индией, так и с КНР.

Рост китайского влияния вызвал беспокойство индийского руководства, которое поспешили использовать лидеры оппозиции. В феврале 2018 г. в Мальдивской республике разразился кризис: ряд членов Верховного суда страны потребовали от президента освободить задержанных оппозиционеров, угрожая импичментом. Однако Ямин сумел удержать власть. Индия в этом конфликте заняла сторону Верховного суда, хотя, вопреки призывам мальдивской оппозиции, не стала вводить войска. КНР, в свою очередь, оказала косвенную поддержку Ямину, предупредив Индию о недопустимости вмешательства во внутренние дела соседней страны. Мальдивский кризис стал для Индии неприятной неожиданностью, продемонстрировав уязвимость ее позиций в государстве, которое Нью-Дели считал находящимся в индийской зоне влияния, и отсутствие средств, которые позволили бы, не прибегая к нарушению норм международного права, обеспечить свои интересы на Мальдивах. Возможно, осознание этой уязвимости сыграло определенную роль в корректировке индийского внешнеполитического курса и в начатой Нарендрой Моди политике осторожного сближения с Китаем.

За последние полгода отношения между Мальдивской республикой и Индией существенно ухудшились. В частности, мальдивские власти отказались продлевать визы индийского военного персонала, находящегося на островах в рамках двусторонних соглашений. Подобные действия мальдивского руководства не способствовали облегчению процесса китайско-индийского сближения.

Победа Соли может означать новый этап в развитии Мальдив. Вероятно, последует частичный пересмотр ряда заключенных с китайскими фирмами контрактов, предоставление дополнительных преференций индийским фирмам, возврат к сотрудничеству с Индией в сфере безопасности — в частности, возобновление индийского военного присутствия на Мальдивах и проведение совместных учений, что позволит снять наиболее болезненный для Индии вопрос уязвимости в случае перехода контроля за Мальдивами в другие руки. Помимо этого, Соли предстоит решить вопрос о выплате либо реструктуризации внешнего долга Китаю, на обслуживание которого в настоящий момент приходится четверть ВВП страны. Даже в том случае, если этот вопрос удастся решить с финансовой помощью Индии, у новых мальдивских властей нет иного выбора, кроме как продолжать сотрудничество с КНР в экономической сфере. Индия, сама испытывающая крайнюю нужду в инвестициях для реализации амбициозной экономической программы развития, не может предоставить Мальдивам инвестиции, сравнимые с китайскими, и обеспечить турпоток аналогичного объема.

Таким образом, перед новым мальдивским руководством стоит сложная задача: обеспечить рост китайских инвестиций, избежав при этом попадания в долговую ловушку, и одновременно гарантировать Индии соблюдение ее интересов в сфере безопасности. Эта задача облегчается идущим сейчас процессом улучшения отношений между Индией и КНР. Если эта тенденция сохранится, а стороны проявят готовность учитывать интересы друг друга, Мальдивы смогут стать первым государством региона, в котором будет гарантировано соблюдение интересов как Индии, так и Китая. Такое развитие событий выгодно и для России, которая заинтересована в нормализации отношений между двумя своими стратегическими партнерами. Для того, чтобы этот сценарий осуществился, необходима политическая воля руководства трех стран: Индии, Китая и Мальдивской республики.


Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 4.2)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся