Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 4.8)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Сергей Маркедонов

К.и.н., доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ, эксперт РСМД

Избранный президент Южной Осетии Анатолий Бибилов объявил о начале консультаций с российским руководством о возможности вхождения Южной Осетии в состав России. Тбилиси рассматривает Южную Осетию как часть Грузии и считает сценарий присоединения республики к России шагом, направленным на аннексию. Масла в огонь подлил двухдневный визит Сергея Лаврова в Абхазию по случаю официального открытия нового комплекса здания посольства России в Сухуми, что было расценено в Тбилиси как посягательство на суверенитет страны.

Признаки того, что Кремль готов способствовать реализации «Пяти шагов» Южной Осетии к России, не просматриваются.

Взаимодействие России и Южной Осетии останется. И Л. Тибилов, и А. Бибилов именно в России видят главного гаранта своей безопасности и восстановления республики. Этот курс будет сохранен.


Избранный президент Южной Осетии Анатолий Бибилов объявил о начале консультаций с российским руководством о возможности вхождения Южной Осетии в состав России. Тбилиси рассматривает Южную Осетию как часть Грузии и считает сценарий присоединения республики к России шагом, направленным на аннексию. Масла в огонь подлил двухдневный визит Сергея Лаврова в Абхазию по случаю официального открытия нового комплекса здания посольства России в Сухуми, что было расценено в Тбилиси как посягательство на суверенитет страны.

Победа Анатолия Бибилова на президентских выборах Южной Осетии стала свидетельством того, что негативное наследие предыдущих выборов, которые спровоцировали масштабный внутриполитический кризис, преодолено.

Победа Анатолия Бибилова на президентских выборах Южной Осетии стала свидетельством того, что негативное наследие предыдущих выборов (2011 г.), которые спровоцировали масштабный внутриполитический кризис, преодолено. В Южной Осетии повторен прецедент мирной передачи власти. Такой прецедент уже имел место в 2001 г., когда первый президент республики Людвиг Чибиров проиграл выборы, а на его место пришел Эдуард Кокойты. Однако после этого последовал длительный период разморозки конфликта с Грузией, и демократические процедуры деградировали. Сейчас можно сказать, что происходит их восстановление. Важно то, что уже бывший президент Леонид Тибилов признал свое поражение на выборах. И он, и победитель кампании Анатолий Бибилов сошлись на том, что мнение народа Южной Осетии — основа для развития республики. Это демонстрирует определённое взросление политики Южной Осетии.

Анатолий Бибилов — лидер созданной в 2012 г. партии «Единая Осетия», которая со временем стала ведущей политической силой республики. В 2014 г. партия выиграла парламентские выборы, получив 20 из 34 мест в Высшем представительном органе Южной Осетии. Тогда А. Бибилов стал последовательно выступать за вхождение республики в состав России и предложил программу «Пять шагов в Россию». Эта идея активно обсуждалась, когда шла дискуссия о перспективах заключения двустороннего российско-югоосетинского договора (он был подписан 18 марта 2015 г.). В отличие от Абхазии, в Южной Осетии споры шли не об особенностях республики и закреплении определенного уровня ее автономии от России. Наоборот, югоосетинские политики и в особенности А. Бибилов настаивали на необходимости большей интеграции. И после подписания Договора о союзничестве и интеграции (в абхазском случае слово «интеграция» было исключено из финальной версии двустороннего соглашения) в 2016 г. А. Бибилов выступил за референдум о прямом вхождении Южной Осетии в состав России. И если раньше эта идея выдвигалась лидером парламента, то сегодня ее уже озвучивает победивший президент.

Flickr / МИД России
Сергей Лавров на церемонии открытия нового комплекса зданий Посольства России в Абхазии

В 2016 г. состоялась большая дискуссия о возможном референдуме в Южной Осетии. В варианте Л. Тибилова, более мягком, предполагалось, что это будет референдум о конституционных изменениях, которые позволили бы Южной Осетии вступать в союз с другими государствами и передавать часть своих полномочий. А. Бибилов предлагал прямую постановку вопроса об объединении с Россией. В итоге было принято решение отложить этот референдум до окончания президентских выборов, чтобы не делать его основой президентской кампании.

Идея единства с Россией очень популярна в Южной Осетии. Однако, несмотря на это, говорить о том, что существует ее абсолютная поддержка среди населения, нельзя. Требуется проведение качественных социологических исследований — многие оценки этой популярности делаются на глаз. Хотя в самой республике есть разные настроения, в том числе скептические. Например, недавнее решение о вхождении вооруженных сил Южной Осетии в состав российской армии вызвало разные оценки. Многие в республике говорили, что это торговля государственными символами Южной Осетии. Такие настроения, может, и не доминирующие, но они присутствуют. Опасения вызывают возможные миграционные потоки с Северного Кавказа, проникновение радикальных исламистских идей и размывание югоосетинской идентичности. Население республики понимает, что в случае объединения с Россией эти вопросы выйдут на первый план. Тревожит людей и вопрос о сохранении института выборности главы республики, его считают крайне важным. Но помнят и о том, как в России от прямых выборов губернаторов отказывались.

Открытие нового комплекса посольства в Абхазии во время визита С. Лаврова подтверждает тезис, что сценарий Крыма пока что не рассматривается в качестве приоритетного для Закавказья.

Кроме того, важно учитывать общий внешнеполитический контекст. Россия пока не отправляла сигнала о готовности повторить крымский опыт в Южной Осетии. Напротив, российские чиновники признают Южную Осетию как отдельное государство. Были проведены работы по делимитации границы, есть и пропускные пункты на границе между Россией и Южной Осетией. Признаки того, что Кремль готов способствовать реализации «Пяти шагов» Южной Осетии к России, не просматриваются. К слову сказать, открытие нового комплекса посольства в Абхазии во время визита С. Лаврова также подтверждает тезис, что сценарий Крыма пока что не рассматривается в качестве приоритетного для Закавказья. Если это так, то очевидно, что А. Бибилов будет определённым образом корректировать свои предвыборные обещания. Идеи интеграции и союзничества с Россией будут оставаться, но практических шагов по прямому вхождению, административному поглощению Южной Осетии руководство республики делать не будет, по крайней мере, в ближайшем будущем. Однако это не значит, что дорога на этом направлении совершенно закрыта. В данной ситуации будут играть роль контекстуальные факторы — возможное размещение мощных группировок НАТО в Грузии, вступление Грузии в Североатлантический Альянс, действия западных союзников Грузии, которые могут быть расценены как угроза российским интересам и др. Скорее всего, до возникновения подобных ситуаций вопрос об объединении будет находиться в подвешенном состоянии. В остальном взаимодействие России и Южной Осетии останется, его никто не ставит под сомнение. И Л. Тибилов, и А. Бибилов именно в России видят главного гаранта своей безопасности и восстановления республики. Этот курс будет сохранен.

Референдум стал демонстрацией особого статуса государства, отдельного от Грузии, и подчеркнул близость к Северной Осетии и единому осетинскому народу, разделенному рубежами, проведенным в советское время.

Наряду с президентскими выборами также прошел референдум о новом наименовании Южной Осетии. Название «Южная Осетия» остается, происходит обновление бренда, но не полная его смена. Республика Южная Осетия и Государство Алания будут равнозначными названиями. По мнению Л. Тибилова, новое название создаст условия и предпосылки для вхождения республики в состав России. Хотя сегодня эта кампания, имела, скорее не практический смысл, а символический характер. Референдум стал демонстрацией особого статуса государства, отдельного от Грузии, и подчеркнул близость к Северной Осетии и единому осетинскому народу, разделенному рубежами, проведенным в советское время.

Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 4.8)
 (5 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Д. Трамп собирается нарастить ядерный потенциал и выражает сомнения в пользе договора СНВ-III. Что делать России?
    Необходимо настаивать на сохранении традиционных подходов в области контроля и сокращения вооружений  
     272 (40%)
    Это серьезная угроза для мира. Нужны оригинальные инициативы по сотрудничеству в ядерной сфере, например, такие  
     213 (31%)
    Соблюдать паритет, включаться в ядерную гонку  
     106 (16%)
    Искать асимметричные средства нападения  
     87 (13%)

Текущий опрос

Какое влияние на развитие ЕАЭС, с Вашей точки зрения, окажет вступление в силу Таможенного кодекса?
Бизнесу
Исследователям
Учащимся