Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Леонид Карабешкин

К. полит. н., координатор проектов Центра международной и региональной политики (СПб), преподаватель Евроакадемии (Таллин), эксперт РСМД

По итогам выборов в Сейм политический маятник в Литве качнулся влево. Правоконсервативная коалиция потерпела поражение. Вероятно формирование левого правительства во главе с социал-демократами при участии Партии труда предпринимателя Виктора Успасских и партии «Порядок и справедливость» экс-президента Роландаса Паксаса. Однако говорить об изменениях во внешней политике республики преждевременно. В отношениях с Россией сохраняется конфронтационная инерция, заложенная уходящими консерваторами. Этот курс поддерживается и президентом Далей Грибаускайте, роль которой в условиях фрагментации партийно-политической системы возрастает.

По итогам выборов в Сейм политический маятник в Литве качнулся влево. Правоконсервативная коалиция потерпела поражение. Вероятно формирование левого правительства во главе с социал-демократами при участии Партии труда предпринимателя Виктора Успасских и партии «Порядок и справедливость» экс-президента Роландаса Паксаса. Однако говорить об изменениях во внешней политике республики преждевременно. В отношениях с Россией сохраняется конфронтационная инерция, заложенная уходящими консерваторами. Этот курс поддерживается и президентом Далей Грибаускайте, роль которой в условиях фрагментации партийно-политической системы возрастает.

Маятник качнулся влево

14–28 октября 2012 г. в Литве в два тура прошли парламентские выборы – литовский Сейм формируется по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе. Во втором туре происходит голосование по мажоритарным округам, в которых депутаты не были избраны в первом туре. Правящая в последние четыре года праволиберальная коалиция потерпела поражение, хотя и не такое разгромное, как показывали последние предвыборные опросы общественного мнения. Правоконсервативный националистический «Союз Отечества», ведущая сила этой коалиции, получил по партийным спискам около 15% голосов избирателей. При этом он хорошо выступил в одномандатных округах, что позволило ему занять итоговое второе место и около четверти мест в Сейме (см. табл. 1).

Два других призера – Партия труда во главе с харизматичным Виктором Успасских, предпринимателем российского происхождения, и Социал-демократическая партия, ветеран литовской политики, прямой потомок Компартии Литвы. Если по партийным спискам лидировали «трудовики», то после подсчета голосов во втором туре первенство перехватили социал-демократы.

Таблица 1.Результаты выборов в Сейм Литвы, октябрь 2012 г.*

Партия Партийные списки (%) Количество мандатов Мажоритарные округа Всего
Социал-демократическая партия 18 15 23 38
Союз Отечества – Литовские консерваторы 15 13 20 33
Партия труда 20 17 13 30
Порядок и справедливость 7 6 5 11
Движение либералов 9 7 3 10
Избирательная акция поляков Литвы 6 5 3 8
Путь смелости 8 7 0 7
Другие партии, самовыдвиженцы 4 4
Отмена результатов     1 1
Всего 141
* Таблица составлена автором на основе данных Центральной избирательной комиссии Литовской Республики
Фото: as03.livejournal.com
Социал-демократы (А.Буткявичюс),
Партия труда (Виктор Успасских) и партия
"Порядок и справедливость" (Р. Паксас) ведут
переговоры о приглашении еще одной партии
в свою коалиции.

Результаты выборов не вызывают удивления. После утверждения парламентаризма в Литве сложилась маятниковая система: «системообразующие» партии правых («Союз Отечества») и левых (Социал-демократическая партия, ранее – Демократическая партия труда) сменяли друг друга у власти. С начала 2000-х годов партийная биполярность была несколько модифицирована. Влияние ключевых партий стало ослабевать, и они были вынуждены искать партнеров среди других политических сил – либералов, «трудовиков», паксистов. Популярность двух последних резко возросла на фоне усиления протестных настроений и сглаживания различий в программных установках и политике традиционных партий. Так, Роландасу Паксасу удалось набрать почти две трети голосов на президентских выборах 2003 г., а Партии труда – почти 30% голосов на парламентских выборах 2004 г. и сформировать крупнейшую фракцию в Сейме.

Усиление политических неофитов было воспринято консервативной частью литовской политической элиты как угроза. Для нейтрализации конкурентов были задействованы ведущие СМИ и правоохранительные органы. В 2004 г. президенту Р. Паксасу был вынесен импичмент, одной из главных причин которого де-факто стала пророссийская направленность популярного лидера. Руководителя «трудовиков» В. Успасских обвинили сначала в лоббировании интересов своего бизнеса, а затем и в незаконном финансировании своей партии. В 2005 г. он был отправлен в отставку с поста министра хозяйства (экономики) и некоторое время даже скрывался в России. СМИ клеймили обоих политиков как агентов российского влияния и популистов. Казалось, что на их политическом будущем поставлен жирный крест.

В последние годы Литва была заинтересована в поддержании определенного градуса конфликтности в отношениях с Россией.

Однако такой вывод оказался явно преждевременным. И Р. Паксас, и В. Успасских стали депутатами Европарламента, что позволило им не только сохранить политическую трибуну, но и обзавестись депутатской неприкосновенностью. Более того, экс-президент фактически добился политической реабилитации, дойдя до Европейского суда по правам человека. На нынешних парламентских выборах возглавляемые этими двумя политиками партии смогли мобилизовать голоса протестного электората, в первую очередь, жителей литовской глубинки, которые знают об экономических успехах своей страны разве что из газет.

Наследство консерваторов

Фото: as03.livejournal.com
Президент Литвы Даля Грибаускайте и
лидер консерваторов и премьер-министр
Литвы Андрюс Кубилюс

Стоит отметить, что период правления консерваторов пришелся на нелегкие для литовской экономики времена. В самый кризисный 2009 год экономический спад достиг почти 15%, и даже сейчас, на фоне официального подъема, зарегистрированная безработица составляет около 10%. Правительство предприняло меры жесткой бюджетной экономии: были урезаны заработные платы и социальные обязательства. Цены при этом продолжали расти, в первую очередь, на топливо и коммунальные услуги. Недавняя перепись показала катастрофическое снижение численности населения: за прошедшие десять лет Литва потеряла полмиллиона своих граждан, главным образом, в результате эмиграции. К осени 2012 г., по данным статистики, численность населения перевалила (в обратную сторону) критический рубеж в 3 миллиона человек.

В период правления консерваторов отношения с Россией планомерно ухудшались. Литва продолжала играть роль критика России в рамках ЕС и НАТО, проводила линию по обеспечению энергетической безопасности, имея в виду, прежде всего, энергетическую независимость от России. При этом активно критиковались российские проекты в этой сфере, в частности, строительство Балтийской АЭС в Калининградской области. Одновременно литовское правительство упорно продавливало идею собственной АЭС в Висагинасе, хотя на консультационном референдуме 14 октября 2012 г. две трети населения высказались против реализации этого проекта. Очевидно, что в последние годы Литва была заинтересована в поддержании определенного градуса конфликтности в отношениях с Россией, так как реализация вышеперечисленных проектов имеет в значительной степени политическое, а не экономическое обоснование.

Инерция конфронтации

Фото: www.diena.lv
Пикет против строительства
Висагинасской АЭС напротив посольства
Литвы в Риге, 10 октября 2012

С учетом близости программ и предвыборных договоренностей ожидалось формирование левоцентристской коалиции – социал-демократы вместе с Партией труда и партией «Порядок и справедливость». Впрочем, интригу внесла президент Д. Грибаускайте, заявившая о неприемлемости участия «трудовиков» в правительстве. Повод дали правоохранительные органы: как раз накануне второго тура выборов они предъявили партийному руководству обвинения в мошенничестве при финансировании партии. Однако даже если предположить, что мнение президента изменится или будет проигнорировано, и левое правительство появится, возможное потепление в отношениях с Россией будет сдерживаться целым рядом факторов.

Во-первых, на двусторонние отношения по-прежнему будет влиять негативная инерция, сформировавшаяся в годы правления коалиции консерваторов и либералов. В дополнение к уже упомянутым действиям было инициировано расследование в отношении компании «Газпром» на уровне Еврокомиссии. В Стокгольмский арбитраж подан иск о взыскании с российского газового монополиста более 1 млрд долл., которые, по мнению литовской стороны, были получены в результате злоупотребления доминирующим положением и манипулирования ценами. Кроме того, Литва форсировала реализацию третьего энергетического пакета ЕС, предусматривающую разделение компании «Лиетувос дуйос» («Литовский газ»), ведущим акционером которой выступает «Газпром». Вполне вероятно, что речь в итоге пойдет о национализации газотранспортной сети Литвы. Реанимированы попытки взыскать с России компенсацию за ущерб, нанесенный в годы «советской оккупации». Правовым основанием для предъявления претензий выступают результаты общенародного референдума 1992 г. и положения соответствующего закона от 2000 г. В 2012 г. была создана специальная комиссия по определению размера ущерба (фигурирует сумма более 20 млрд евро), хотя такая «работа» велась и раньше.

В политическом смысле России в прошедшие двадцать лет отводилась роль «значимого другого», на противопоставлении которому формировалась современная литовская идентичность.

Инерция связана также с деятельностью внешнеполитического аппарата и других служб, кадровый состав которых сформировался в период правления консерваторов и ориентирован на обеспечение максимально возможной автономии от бывшей метрополии, маргинализацию сил, выступающих за кооперативный подход в отношениях с Москвой.

Во-вторых, в среде политической элиты и экспертного сообщества Литвы сформировался комплекс устойчивых представлений, стереотипов и мифов о России и отношениях с ней. На основе интерпретации опыта литовско-российского взаимодействия в 1990-е годы принято считать, что конструктивно-прагматичная тактика (к ней, как правило, прибегали левые коалиции) была менее результативной, нежели жесткая риторика в адрес Москвы, направленная на консолидацию общественного мнения в Литве и интернационализацию проблемных аспектов двусторонних отношений. Необходимость интернационализации отношений с Россией (в частности, через структуры ЕС и НАТО) зачастую обосновывается объективным ассиметричным характером российско-литовского диалога. В Литве (к сожалению, не без оснований) считают, что Россия не рассматривает республику в качестве равноправного партнера, не отвечает взаимностью на сигналы к совместным действиям. Результаты одного из опросов общественного мнения показали, что взаимоуважение и равноправие – второй по значимости (после энергетической безопасности) аспект литовско-российских отношений: этот пункт выделили 46% опрошенных жителей Литвы.

Вряд ли можно ожидать кардинальных изменений внешней политики Литвы после парламентских выборов, в том числе и на российском направлении.

В политическом смысле России в прошедшие двадцать лет отводилась роль «значимого другого», на противопоставлении которому формировалась современная литовская идентичность. Россия представляется опасным, непредсказуемым и потенциально нестабильным партнером. К этому добавляется клише авторитарного и неевропейского государства, стремящегося использовать энергетический рычаг для политического давления. Тезис о том, что вырастет новое поколение, свободное от опыта прошлого, представляется как минимум спорным. В настоящее время предпринимаются попытки закрепить негативный образ России как необходимого элемента более широких представлений Литвы о безопасности и своем месте в европейской политике. Тем не менее можно говорить о сохранении определенного общественного спроса на нормализацию литовско-российских отношений. По данным одного из опросов, количество литовцев, благожелательно относящихся к России, чуть выше, чем доля тех, кто относится к России критически (53% против 42%). Процесс формирования образа России в Литве, хотя и имеет под собой определенные исторические основания, в основном является результатом деятельности литовской политической элиты.

Фото: www.veidas.lt
Даля Грибаускайте и Владимир Путин,
февраль 2012

В экономическом смысле Россия продолжает оставаться ведущим торгово-экономическим партнером Литвы. Значительную долю в товарообмене занимает продукция топливно-энергетического сектора – газ, нефть и электроэнергия. После закрытия Игналинской АЭС в 2009 г. поставки электроэнергии из России покрывают более половины потребления Литвы. Ведущие российские компании, в том числе «Газпром», «ЛУКойл», РАО «ЕЭС России», являются крупными инвесторами. Однако в литовском политическом истеблишменте, особенно в его консервативной части, доминирует представление об опасности экономического присутствия России в стратегических отраслях страны. Считается, что Россия использует его не только для получения прибыли, но и для активного влияния на внутриполитические процессы.

В-третьих, согласно Конституции, определяющую роль в реализации внешнеполитического курса Литвы играет президент. В начальный период своей каденции Д. Грибаускайте высказалась в пользу нормализации отношений с Россией, однако в дальнейшем эта линия развития не получила. Президент принадлежит к лагерю сторонников концепции энергетической независимости, а на парламентских выборах она активно поддерживала действовавшую консервативную правительственную коалицию. Немаловажно и то, что Д. Грибаускайте является наиболее популярным литовским политиком. В условиях фрагментации партийно-политического ландшафта в Литве роль президента будет возрастать. Неудивительно, что лидер социал-демократов А. Буткявичюс, наиболее вероятный претендент на пост премьер-министра в новом правительстве, уже заявил о сохранении нынешнего внешнеполитического курса. Он назвал и вероятную кандидатуру на пост главы МИД. По его словам, этот пост займет посол в Белоруссии, бывший представитель Литвы при НАТО Л. Линкявичюс. Крайне осторожно социал-демократы критикуют и энергетические проекты, инициированные консерваторами.

Таким образом, вряд ли можно ожидать кардинальных изменений внешней политики Литвы после парламентских выборов, в том числе и на российском направлении. При этом можно предположить, что коалиция социал-демократов как минимум не привнесет новых раздражителей в двустороннюю повестку и будет реализовывать более прагматичный и лишенный конфронтационной риторики курс в отношениях с Россией. Это открывает возможности для активизации двустороннего диалога, которому также способствуют пока еще существующие элементы взаимозависимости двух стран (в экономической и энергетической сферах, по вопросу Калининграда). От Москвы же требуется внимательный и уважительный подход к своему литовскому партнеру.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся