Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 5)
 (4 голоса)
Поделиться статьей
Дмитрий Наркевский

Независимый обозреватель

21 мая 2018 г. состоялся неформальный визит премьер-министра Индии Н. Моди в Россию. Индийский лидер прилетел в Сочи, где провел насыщенные переговоры с президентом России В. Путиным.

Москва на протяжении последних лет декларирует «Поворот на Восток», при этом Россия осознает важность диверсификации контактов на данном направлении, и Индия априори не может оказаться вне границ внешнеполитического фокуса Москвы.

Экономические связи между Индией и Россией продолжают оставаться слабым звеном двусторонних отношений — Россия на данный момент использует возможность нарастить свое присутствие в Индии за счет сырьевого экспорта и сотрудничества в сфере энергетики. Но помимо энергетики и сырьевых поставок Россия предлагает Индии сотрудничество и в наукоемких отраслях — авиа- и автомобилестроении, освоении космоса. С целью повышения эффективности взаимодействия в торговле и инвестициях Нарендра Моди и Владимир Путин договорились о создании Стратегического экономического диалога между Национальным институтом трансформации Индии (NITI Aayog) и Министерством экономического развития РФ.

В ходе переговоров обсуждались также и политические вопросы. Несмотря на расхождение во взглядах российского и индийского лидера на ситуацию в Афганистане, В. Путин и Н. Моди пришли к соглашению о том, что подобное отсутствие единства не должно стать непреодолимой преградой для сотрудничества двух стран в регионе. По данным индийских СМИ, Владимир Путин поддержал инициативу Нарендры Моди по реализации совместного проекта в Афганистане.

Таким образом, можно констатировать, что неформальный визит Нарендры Моди в Сочи сыграл роль катализатора ряда проектов, охватывающих различные направления российско-индийского сотрудничества. Расширение сотрудничества как в политической, так и в экономической сферах будет являться залогом развития двусторонних отношений в рамках особого привилегированного стратегического партнерства между Индией и Россией.


Индия, со времен расцвета Движения неприсоединения позиционирующая себя в качестве самостоятельного игрока, рассматривает Москву как важного партнера в решении серьезных международных проблем. Неутихающая антироссийская кампания на Западе и растущее давление со стороны США пока не смогли заставить руководство Индии отказаться от многовекторного сотрудничества с Россией. Встреча Нарендры Моди с Владимиром Путиным подтверждает обоюдную заинтересованность Москвы и Нью-Дели друг в друге.

21 мая состоялся неформальный визит премьер-министра Индии Н. Моди в Россию. Индийский гость прилетел в Сочи, где провел насыщенные переговоры с президентом России В. Путиным. На фоне посещения детского образовательного центра «Сириус», культурно-этнографического парка «Моя Россия», катания на яхте лидеры двух стран обсудили широкий спектр вопросов как двустороннего сотрудничества, так и международной повестки.

Интерес России к более тесному сотрудничеству с Индией понятен. Москва на протяжении последних лет декларирует «Поворот на Восток». При этом Россия осознает важность диверсификации контактов на данном направлении, и Индия априори не может оказаться вне границ внешнеполитического фокуса Москвы.

Что касается Нью-Дели, то внешнеполитическую активность Н. Моди можно рассматривать как переход Индии от традиционной интравертности к более активной роли на международной арене. С одной стороны, это вызвано значительными ростом экономического потенциала, с другой — наличием целого ряда вызовов, в том числе и безопасности страны, которые возможно преодолеть только в сотрудничестве с другими игроками. В этом смысле укрепление российско-индийских отношений основывается на обоюдном интересе.

Неформальный визит использовался индийским премьером как тактический внешнеполитический инструмент уже второй раз за довольно непродолжительный промежуток времени. В апреле Н. Моди посетил Китай, в мае — Россию. Такой формат позволил лидеру Индии не только обменяться мнениями с лидерами КНР и России по вопросам международной политики, но и способствовать достижению практических результатов в политической и экономической сферах двустороннего сотрудничества. Так, в частности, вслед за поездкой Н. Моди в Китай последовало решение Пекина об упрощении доступа индийских лекарств на рынок Поднебесной. Поездка в Сочи также не осталась формальным мероприятием, и ее результаты уже начинают давать о себе знать.

Экономика

Экономические связи между Индией и Россией продолжают оставаться слабым звеном двусторонних отношений. Товарооборот между двумя странами в 2017 году не дотянул до 8 млрд долл., значительно уступая аналогичным показателям ведущих торговых партнеров как Индии, так и России. При этом следует отметить, что незначительные объемы торговли обусловлены не только ограниченным предложением со стороны России, о чем часто говорят критики экономического курса российского правительства, но и низким уровнем импорта индийских товаров.

Внешнеполитическую активность Н. Моди можно рассматривать как переход Индии от традиционной интравертности к более активной роли на международной арене.

Ежегодно совокупный объем экспорта Индии в страны мира растет более чем на 5%. В тоже время за последние четыре года экспорт индийских товаров в Россию упал почти на 600 млн долл. На этом фоне позитивная динамика российского экспорта внушает определенный оптимизм. В 2017 г. объемы поставок в Индию выросли на 30%, обеспечив значительное положительное сальдо (российский экспорт превысил импорт индийских товаров примерно в четыре раза).

Уступая ведущим индустриально развитым государствам в ряде технологических отраслей и к тому же потеряв в 90-х гг. значительную часть индийского рынка промышленных товаров, продукции машиностроения, высоких технологий, Россия на данный момент использует возможность нарастить свое присутствие в Индии за счет сырьевого экспорта и сотрудничества в сфере энергетики. Более половины российских поставок в 2017 г. пришлось на драгоценные металлы и камни, нефтепродукты. В ходе переговоров Н. Моди и В. Путина не осталась в стороне намеченная уже на июнь поставка в Индию первой партии российского сжиженного газа. Используя углеводороды сахалинских месторождений и проекта Ямал-СПГ, Россия может значительно укрепиться на индийском рынке, потеснив конкурентов из Персидского залива и Африки.

Еще одним важным направлением партнерства России и Индии в энергетической сфере является сотрудничество в атомной отрасли. Вслед за началом строительства второй очереди АЭС Куданкулам стороны уже договорились о третьей (5 и 6 энергоблоки). Взяв столь быстрый темп, партнеры могут на практике достичь амбициозной цели —12 блоков за 20 лет.

Но помимо энергетики и сырьевых поставок Россия предлагает Индии сотрудничество и в наукоемких отраслях — авиа- и автомобилестроении, освоении космоса. Сообщения о переговорах по взаимному размещению наземных станций российской ГЛОНАСС и индийской региональной навигационной системы NAVIC появились уже давно. Но нынешнее российское предложение о сотрудничестве приобретает совершенно иной смысл с учетом инициативы Государственной комиссии по китайской навигационной спутниковой системе об объединении ГЛОНАСС и китайской BeiDou, что позволит создать единую систему мониторинга космических навигационных систем на пространстве государств – членов ШОС. Упоминание о системе ГЛОНАСС на переговорах В. Путина и Н. Моди практически совпало с проведением в Харбине Китайской научной конференции по спутниковой навигации, в ходе которой российские и китайские специалисты планировали обсудить перспективы объединения двух национальных систем навигации. Присоединение к этому проекту Нью-Дели могло бы вывести на новый уровень отношения России, Индии и Китая в сфере научно-технического сотрудничества в рамках ШОС.

С целью повышения эффективности взаимодействия в торговле и инвестициях Нарендра Моди и Владимир Путин договорились о создании Стратегического экономического диалога между Национальным институтом трансформации Индии (NITI Aayog) и Министерством экономического развития РФ.

Россия на данный момент использует возможность нарастить свое присутствие в Индии за счет сырьевого экспорта и сотрудничества в сфере энергетики.

Росту товарооборота между двумя странами должен способствовать и международный транспортный коридор «Север-Юг», о котором упоминали лидеры двух стран во время сочинской встречи. Комбинированный морской и ж/д маршрут позволяет значительно сократить время доставки товаров из Южной Азии в Северную Европу.

В 2017 году начались первые консультации Индии и Евразийского экономического союза по вопросам упрощения взаимной торговли. По итогам встречи в Сочи руководители России и Индии заявили о завершении всех формальностей между сторонами для перехода к непосредственным переговорам о заключении соглашения о зоне свободной торговли. В этом вопросе для Индии могут стать положительным примером первые итоги работы ЗСТ между ЕАЭС и Вьетнамом, а также активный переговорный процесс с другими государствами, желающими повысить эффективность торгово-экономических связей с государствами – членами ЕАЭС.

Безопасность

Для Индии, как и для России, особое место занимает вопрос обеспечения безопасности. Нерешенные территориальные споры с соседями, террористическая угроза как внутри страны, так и извне, наличие у границ Индии незатухающих гражданских конфликтов, наконец, противостояние с Пакистаном и Китаем заставляют Нью-Дели внимательно относиться к вопросам обеспечения безопасности и укрепления обороноспособности.

В этом отношении значительную роль играет военно-техническое сотрудничество с Россией. Москва продолжает удерживать первое место среди поставщиков оружия Индии. Россия использует наработанный десятилетиями сотрудничества с Индией опыт и предлагает индийской стороне качественное вооружение по относительно низким ценам.

В 2018 году ключевой в российско-индийских отношениях может стать сделка на покупку комплексов С-400 «Триумф». Переговоры шли несколько лет. Цена контракта может достигнуть 4,5 млрд долл. Дополнительным стимулом для индийской стороны стало успешное выполнение Россией аналогичного контракта с Китаем. Стремясь сохранить военный паритет с Поднебесной, Нью-Дели, похоже, готов к заключению договора с Россией.

Еще одной особенностью российско-индийского взаимодействия в сфере ВТС является передача Индии технологий производства вооружений. Подобные шаги со стороны России вписываются в провозглашенную Нарендрой Моди политику «Делай в Индии». Уже сегодня Индия производит по российским лицензиям танки и вертолеты, а совместная разработка ракеты «BrahMos» уже выходит на рынки третьих стран.

Но, несмотря на определенные успехи, российско-индийским отношениям не удалось избежать проблем, многие из которых обусловлены внешними факторами. Часть из них обсуждалась на встрече Н. Моди и В. Путина и в ближайшее время может получить новый позитивный импульс к решению.

Помимо затронутых выше сдерживающих факторов, влияющих на экономику двух стран, важными вопросами как для Индии, так и для России можно назвать урегулирование в Афганистане, антироссийские санкции, выход США их СВПД.

Афганистан

Индия давно и активно поддерживает действующую в Кабуле власть. При том, что и Москва, и Дели выступают за нормализацию отношений внутри Афганистана, пути разрешения конфликта из России и Индии пока видятся в разных плоскостях.

Индия рассматривает «Талибан» как террористическую организацию, тесно связанную с Пакистаном. Такой подход снижает вероятность мирного урегулирования путем привлечения умеренного крыла талибов к внутриафганскому диалогу, что, кстати, во многом совпадает с американской позицией. В свою очередь Россия не исключает возможности таких переговоров с талибами. Так, 21 мая в день визита индийского премьер-министра в Сочи спецпредставитель России по Афганистану З. Кабулов заявил, что нежелание США сесть за стол переговоров с талибами является причиной отсутствия прогресса в афганском урегулировании.

Однако в ходе переговоров в Сочи лидеры России и Индии показали, что подобное расхождение позиций не должно стать непреодолимой преградой для сотрудничества двух стран в Афганистане. По данным индийских СМИ, Владимир Путин поддержал инициативу Нарендры Моди по реализации совместного проекта в Афганистане. Еще одной опасностью для Афганистана и его соседей является «Исламское государство». Перебравшиеся с Ближнего Востока, боевики пытаются закрепиться в Афганистане и готовы если не создать очередной халифат, то, по крайней мере, стать весомой силой в раздираемой гражданской войной стране. В отличие от талибов «Исламское государство» одинаково негативно оценивается и в Москве, и в Нью-Дели.

Иран

Заявление Трампа о выходе из ядерной сделки резко меняет ситуацию в регионе. В последние годы Индия активно сотрудничает с Ираном, который является для нее важным поставщиком углеводородов. Возобновление антииранских санкций грозит Индии серьезными проблемами — руководству Индии придется выбирать между попаданием в очередной американский санкционный список и потерей крупного поставщика, ростом цен на энергоносители.

Но и это еще не все. Под удар попадает не только энергетика, но и стратегически важные для Индии транспортные проекты. Во-первых, транспортный коридор «Север-Юг» проходит через территорию Ирана. К тому же Индия в противовес Китайско-пакистанскому экономическому коридору (CPEC) вкладывает значительные средства в развитие иранского порта Чахбехар, рассчитывая сделать его мощной перевалочной базой на пути в Европу. Во-вторых, Индия рассматривала Иран как мост в Среднюю Азию и Афганистан. Закрытие подобного маршрута не только отрежет Нью-Дели от среднеазиатских республик, но и похоронит идею формирования своеобразного «тройственного союза» Индия-Иран-Афганистан в противовес китайско-пакистанской дружбе.

Антироссийские санкции

Угроза применения Соединенными Штатами санкций против партнеров российских компаний в соответствии с законом «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA) должна, по мнению американцев, ограничить торгово-экономические связи России, в том числе и с Индией. С учетом того, что в санкционных списках значительную долю компаний составляют компании ВПК, создается реальная угроза обороноспособности Индии. Конечно, США постараются предложить Нью-Дели собственную военную технику вместо российской — самолеты, комплексы ПВО и т. д. Но все же, с учетом того, что доля российской военной техники значительно превышает показатели других стран и фактически играет стратегическую роль в организации обороны Индии, американцы обсуждают вопрос о том, чтобы вывести индийские компании из-под санкций. В любом случае, даже при относительно мирном решении санкционного вопроса, у потенциальных партнеров России будут сохраняться опасения относительно возможного наложения штрафов со стороны США. В ходе переговоров лидерам двух стран пришлось обсуждать возможности выхода российских и иностранных компаний из-под санкций и, в частности, CAATSA.

Таким образом, можно констатировать, что неформальный визит Нарендры Моди в Сочи сыграл роль катализатора ряда проектов, охватывающих различные направления российско-индийского сотрудничества. Расширение сотрудничества как в политической, так и в экономической сферах будет являться залогом развития двусторонних отношений в рамках особого привилегированного стратегического партнерства между Индией и Россией. Прошедшие переговоры направлены в том числе и на расширение реальной базы сотрудничества между нашими странами. В июне Индия примет участие в саммите глав государств — членов ШОС, на полях которого лидеры двух стран смогут пообщаться вновь. И хотя с момента визита в Сочи пройдет не так много времени, стороны смогут убедиться в том, насколько быстро и качественно начинают реализовываться намеченные планы.


Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 5)
 (4 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся