Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Игорь Иванов

Президент РСМД, министр иностранных дел России (1998–2004 гг.), профессор МГИМО МИД России, член-корреспондент РАН, член РСМД

Уходящий год продемонстрировал значительный потенциал российской внешней политики: Россия может занести в свой актив и предотвращение внешней агрессии против Сирии, и позитивный сдвиг в решении иранской ядерной проблемы, и новый этап в становлении Таможенного союза, и удачное проведение саммита «большой двадцатки». К внешнеполитическим достижениям можно также отнести и активный диалог на высшем уровне с Китаем, и долгожданные перемены к лучшему в российско-японских отношениях.

Уходящий год продемонстрировал значительный потенциал российской внешней политики: Россия может занести в свой актив и предотвращение внешней агрессии против Сирии, и позитивный сдвиг в решении иранской ядерной проблемы, и новый этап в становлении Таможенного союза со своими соседями, и удачное проведение саммита «большой двадцатки» в Петербурге. К внешнеполитическим достижениям можно также отнести и активный диалог на высшем уровне с Китаем, и долгожданные перемены к лучшему в российско-японских отношениях.

Уходящий год, конечно, стал годом не только больших надежд, но и разочарований. Очень неровно развивались российско-американские отношения: позитивный импульс «перезагрузки» так и не получил продолжения. Не произошло прорыва и в отношениях между Россией и ЕC, которые продолжали омрачаться вспышками взаимных упреков. Конец года был отмечен острым кризисом вокруг Украины, который пока далек от разрешения.

И тем не менее общий итог года для внешней политики России, по общему признанию, можно считать позитивным.

Мы еще раз убедились в том, каким огромным потенциалом располагает Россия для реализации активной и результативной внешней политики. Этот потенциал опирается на богатую историю, географию, культуру, уникальную природно-ресурсную базу, на создаваемый десятилетиями военно-технический потенциал. Не меньшее значение имеет и высокое качество человеческого капитала, которым располагает Россия.

Все это - объективные факторы, создающие именно предпосылки для успешной внешней политики. Успех же, как свидетельствует исторический опыт, определяется не только наличием предпосылок, но и умением этими предпосылками разумно распорядиться, что уже относится к факторам субъективным. Здесь у России тоже имеются свои преимущества перед многими другими странами - возможности для долгосрочного стратегического планирования, традиции плодотворного взаимодействия с различными регионами и культурами мира, глобальная узнаваемость, авторитет национального лидера.

Использовать эти преимущества очень важно именно сейчас, когда в активную фазу вступил процесс перестройки системы мировой политики и экономики, начавшийся четверть века назад после окончания холодной войны.

Особенность современного этапа развития международных отношений состоит в том, что процессы глобализации, усиление экономической и социальной взаимозависимости стран и народов парадоксальным образом соседствуют с очевидным снижением управляемости международной системы. В мире начала XXI века множатся очаги региональной нестабильности, сохраняются многие рудименты холодной войны, расшатывается система международного права, под вопрос ставится ведущая роль международных организаций, включая ООН. Усиливается волатильность мировой валютно-финансовой системы, растут риски непредсказуемых и резких изменений на товарно-сырьевых рынках, а также природных и антропогенных катастроф.

Фото: Flickr / Giocomai
Андрей Кортунов: Между Россией в себе
и Россией в мире

Под воздействием этих факторов во многих странах мира, включая и Россию, нарастают настроения антиглобализма, ностальгии по ушедшему в прошлое миру ХХ века. Нередко приходится слышать мнение о том, что, ограничив свое участие в глобальных процессах, можно оградить себя от негативных последствий непредсказуемых флуктуаций в мировой экономике и политике. Изоляционизм выдается за патриотизм, а беспомощность в вопросах мировой политики и экономики представляется чуть ли не принципиальной позицией. Но изоляционизм в современном мире не имеет перспектив. Он обрекает страну на ущербное положение, при котором, будучи лишенной возможности влиять на процессы глобализации, она в то же время сама испытывает на себе ее негативные последствия.

Точно так же трудно согласиться с точкой зрения о том, что кто-то может выиграть от снижения управляемости международной системы, от обострения противоречий между различными центрами силы, от возникновения региональных конфликтов. Эрозия мирового порядка, расширение зоны хаоса и неопределенности в мировой политике в стратегическом плане будут губительными для всех, в том числе и для России.

Имеющийся у России потенциал, восстановленный за последние годы статус нашей державы в международной системе, позволяют ставить перед нашей внешней политикой принципиально новые задачи - не оборонительного, а наступательного характера. Сложившееся сегодня благоприятное сочетание объективных и субъективных факторов позволяет России претендовать на роль глобального лидера в решении исторической задачи восстановления управляемости современного мира, выстраивания нового миропорядка на десятилетия вперед.

Эта поистине грандиозная задача сравнима по своим масштабам с программой переустройства мира, разработанной в середине прошлого века странами - победителями во Второй мировой войне. Но тогда новый мировой порядок создавался в первую очередь в интересах группы государств-победителей. Мировой порядок XXI века окажется легитимным (а значит - и эффективным) только в том случае, если в работе по его созданию и поддержке примет участие все мировое сообщество - богатые и бедные страны, частный сектор и международные организации, мировое экспертное сообщество и институты гражданского общества. Выступая в качестве катализатора и координатора этих усилий, Россия действовала бы и в своих интересах, и в интересах всего мирового сообщества, не противопоставляя себя другим центрам силы и другим участникам международной системы. Может быть, именно в таком объединении усилий и заключается историческая миссия новой России, та самая «национальная идея», о которой мы столько дискутируем в последние двадцать лет?

Настало время вернуться к целям и задачам, сформулированным в предвыборной программе президента В.В. Путина почти два года назад, развив и конкретизировав содержащиеся в статье идеи, систематизировав их в программу действий, которая стала бы своеобразной «доктриной Путина». Эта программа должна включать в себя несколько базовых содержательных блоков, каждый из которых представлял бы самостоятельный набор конкретных предложений и "дорожных карт".

Во-первых, нужно ускорить работу по преодолению остаточного наследия «холодной войны», мешающего всем нам строить новую систему международных отношений XXI века.

Во-вторых, необходимо преодолеть существующий разрыв между задачами безопасности и задачами развития, между мировой политикой и мировой экономикой.

В-третьих, крайне важно провести инвентаризацию базовых норм и принципов международного права, найти тонкий баланс между поиском нового и сохранением существующих традиций.

В-четвертых, возникает настоятельная потребность отработать механизмы эффективного взаимодействия государств, частного сектора и гражданского общества в решении общих задач, стоящих перед человечеством. Фундаментальные интересы отдельного человека, государства, бизнеса и международного сообщества неразделимы, и отстаивать их нужно сообща.

Практическая реализация столь масштабной программы потребует значительной мобилизации внутренних ресурсов России. Назрела необходимость тщательной «инвентаризации» внешнеполитических и внешнеэкономических инициатив последних лет в целях выявления проблем и нереализованных возможностей; критический анализ работы органов государственного управления, экспертных структур, российского бизнеса на направлении интеграции России в глобальное сообщество с привлечением независимой экспертизы.

Требуется более активное участие российских представителей в многочисленных международных форумах, на которых обсуждаются вопросы становления новой системы международных отношений. Речь должна идти о последовательной «инфильтрации» международных организаций российскими экспертами, чиновниками и парламентариями. Необходим более активный поиск потенциальных партнеров, союзников и реципиентов российских предложений среди политической, экономической и интеллектуальной элиты зарубежных стран. Реализация «доктрины Путина» вряд ли возможна без выхода за рамки узкого сообщества «друзей России» без апелляции к наиболее динамичным, наиболее адаптивным, глобально ориентированным общественным и политическим силам - как на Западе, так и на Востоке.

Потребуется раскрыть те огромные возможности, которые глобализация открывает перед российским обществом, одновременно последовательно противодействуя позициям ксенофобии и изоляционизма, отражающим неверие в способность российского общества жить и процветать в глобальном мире.

Наконец реализация всех вышеперечисленных целей потребует создания общенациональной системы повышения квалификации и переподготовки кадров, имеющих отношение к вхождению России в глобальное экономическое и социальное пространство (федеральные и региональные чиновники, муниципальные служащие, представители крупного и малого бизнеса, журналисты и преподаватели вузов), разработки и утверждения государственных стандартов для каждой категории.

Россия может стать тем пока недостающим звеном в цепи региональных и трансрегиональных интеграционных проектов, которое придаст формирующейся архитектуре завершенный вид. При всей сложности этой задачи, она представляется выполнимой - при условии, что она станет одним из основных приоритетов высшего российского руководства. Ближайшие годы скорее всего будут решающими в том, что касается утверждения новых правил игры и новых принципов, на которых будет функционировать мировая политика в обозримом будущем. Как учит история, включаться в систему, созданную без нас и не учитывающую наши интересы, будет сложно и болезненно.

Источник: Российская Газета

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся