Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 15, Рейтинг: 3.4)
 (15 голосов)
Поделиться статьей
Виктор Семенов

К.э.н., Институт Латинской Америки РАН

В начале апреля 2017 г. противостояние правительства и оппозиции в Венесуэле перешло в новую фазу. Одно из требований оппозиционеров — проведение досрочных президентских выборов. Президент страны Н. Мадуро, опирающийся на сохраняющую ему верность армию, с этим не согласен. Подмена властных полномочий одних институтов другими делает практически невозможным отстранение его от власти легитимными методами.

Первый сценарий развития ситуации в стране предполагает, что правительство проводит голосование, в котором не будет участвовать оппозиция, тогда шансы на созыв Конституционной Ассамблеи возрастут. Власть, скорее всего, будет откладывать проведение консультативного референдума и в случае возникновения серьезных беспорядков или под предлогом угрозы военного переворота может полностью или частично ввести в действие новую конституцию страны, используя избранную Конституционную Ассамблею. Это даст президенту возможность единолично править страной, который сможет в таком случае обеспечить себе пребывание у власти и после 2018 г.

Второй сценарий исходит из возможности осуществления военного переворота. Уже сейчас в армии имеются недовольные, и с течением времени в условиях дальнейшего ухудшения ситуации в стране их число будет расти. Если армия в своей основной массе присоединится к оппозиции, то возникнут реальные шансы демократизации страны и в дальнейшем выхода из затянувшегося социально-экономического и политического кризиса.


Анастасия Борик:
Венесуэла на дне

В последние несколько месяцев драматические события в Венесуэле привлекают все больше внимания мировых СМИ. В начале апреля 2017 г. противостояние правительства и оппозиции в Венесуэле перешло в новую фазу. Верховный суд страны отменил тогда ранее принятое им решение о передаче ему полномочий Национальной Ассамблеи. Это воодушевило противников правительства, и их действия стали более радикальными. В их ряды влились жители трущоб Каракаса и бедное население его пригородов, то есть те, кто ранее неизменно входил в правительственный электорат. Кроме того, оппозицию начали поддерживать некоторые бывшие и еще действующие высокопоставленные представители власти, включая генерального прокурора Венесуэлы Луизу Ортегу Диас. В столкновениях протестующих с силами безопасности за три с небольшим месяца погибло уже около ста человек. Одно из требований оппозиционеров — проведение досрочных президентских выборов. Однако президент страны Н. Мадуро, опирающийся на сохраняющую ему верность армию, не согласен с этим. Подмена властных полномочий одних институтов другими (деятельность Верховного суда и Национального электорального совета контролирует правительство, при этом Верховный суд по рекомендациям президента отменяет решения Национальной Ассамблеи) делает практически невозможным отстранение его от власти легитимными методами.

Низкий уровень поддержки населения Н. Мадуро не оставляет ему шансов выиграть выборы главы государства.

Низкий уровень поддержки населения Н. Мадуро не оставляет ему шансов выиграть выборы главы государства, намеченные на конец 2018 г. Это обстоятельство стало важнейшей причиной его решения созвать Конституционную Ассамблею, имеющую полномочия изменить конституцию страны и распустить действующие органы власти. Президент опирается при этом на опыт своего предшественника на посту президента, Уго Чавеса, который, созвав Конституционную Ассамблею в 1999 г., изменил конституцию страны и преобразовал двухпалатный парламент в однопалатную Национальную Ассамблею. Однако между двумя упомянутыми случаями использования одного и того же органа власти для проведения политических реформ имеются существенные различия.

Уровень поддержки населением Уго Чавеса, в конце 1998 г. выигравшего президентские выборы, был гораздо выше, чем тот, которым сейчас располагает Н. Мадуро. Поэтому прежде чем созвать Конституционную Ассамблею, он организовал общенациональный референдум, чтобы получить мандат от всего населения. Н. Мадуро не смог бы получить такой мандат, и решение о проведении голосования по составу Конституционной Ассамблеи принято его декретом. Однако под давлением оппонентов он пообещал провести в дальнейшем (не указав срока) консультативный референдум, на который будет вынесен вопрос о согласии населения с новой конституцией. Кроме того, администрация Н. Мадуро предложила населению выгодные власти условия голосования. В частности, голосование по двум третям состава нового органа (всего 545 человек) предполагается провести не по партийным спискам, а по территориальному принципу, что обеспечивает преимущество действующей власти. Это связано с тем, что менее населенные сельские регионы страны при голосовании традиционно отдают ей предпочтение, и голос сельского жителя имеет больший вес, чем голоса горожан, которые относятся к власти более критично.

Анастасия Борик:
Бег на месте

Блок демократического единства, объединяющий оппозиционные партии, заранее отказался участвовать в голосовании и провел 16 июля общенародный плебисцит. Его целью было продемонстрировать (перед голосованием, организованным властью) реальную не легитимность президента. Венесуэльцам было предложено ответить на три вопроса: отвергают ли они Конституционную Ассамблею; хотят ли они, чтобы вооруженные силы защитили действующую конституцию; хотят ли они досрочных выборов президента. 98% респондентов ответили на эти вопросы утвердительно. В плебисците участвовали 7,6 млн человек. Это больше числа голосовавших за кандидата венесуэльской оппозиции Э. Каприлеса на президентских выборах 2013 г. (7,3 млн человек), когда он уступил чуть более одного процента Н. Мадуро. Накануне голосования оппозиция организовала также 48-часовую забастовку, которая началась 26 июля. Неделей ранее прошла 24-часовая забастовка, в которой участвовали миллионы жителей страны. Частные предприятия были закрыты, улицы — перегорожены баррикадами. От резиновых пуль и гранат со слезоточивым газом сил безопасности погибли 5 участников забастовки.

Введением санкций против венесуэльского нефтяного экспорта в США будет тяжелым ударом для Венесуэлы, так как на США приходится в настоящее время около половины ее нефтяного экспорта.

Внешнее давление на президента Венесуэлы также растет. Д. Трамп сделал жесткое заявление, пригрозив, в связи с предстоящим 30 июля голосованием по составу Ассамблеи, введением санкций против венесуэльского нефтяного экспорта в США. Необходимо отметить, что если это решение будет принято, то оно будет тяжелым ударом для Венесуэлы, так как на США приходится в настоящее время около половины ее нефтяного экспорта. Но не все в администрации президента США сейчас согласны с такой мерой, так как от нее серьезно пострадают крупные нефтеперерабатывающие заводы США, расположенные в северной части побережья Мексиканского залива, чье оборудование рассчитано на тяжелую нефть с высоким содержанием серы, которую поставляет южноамериканская страна. Кроме того, в качестве ответной меры венесуэльское правительство может национализировать имущество американских компаний в Венесуэле, например, крупной нефтяной компании Chevron.

Исходя из существующей расстановки политических сил и тенденций в изменении социально-экономической и политической ситуации в стране можно предположить следующие основные сценарии развития ситуации в стране.

Первый сценарий. Правительство проводит голосование, в котором не будет участвовать оппозиция, и, в связи с этим, шансы на созыв Конституционной Ассамблеи возрастут. Власть, несмотря на продолжающиеся протестные выступления, скорее всего, будет откладывать проведение консультативного референдума (как это случилось с референдумом по мандату президента в 2016 г.) и в случае возникновения серьезных беспорядков во время уличных демонстраций или под предлогом угрозы военного переворота может полностью или частично ввести в действие новую конституцию страны, используя избранную Конституционную Ассамблею. Это даст президенту возможность единолично править страной. Он сможет в таком случае обеспечить себе пребывание у власти и после 2018 г.

Второй сценарий исходит из возможности осуществления военного переворота. На вероятность этого указывает факт обстрела Верховного суда и МВД с вертолета бывшим сотрудником сил безопасности Оскаром Лопесом. Уже сейчас в армии, в особенности среди рядового состава и младших офицеров, имеются недовольные, и с течением времени в условиях дальнейшего ухудшения ситуации в стране их число будет расти. Если армия в своей основной массе присоединится к оппозиции, то возникнут реальные шансы демократизации страны и в дальнейшем выхода из затянувшегося социально-экономического и политического кризиса.

Вероятность гражданской войны в стране представляется крайне незначительной ввиду отсутствия у населения серьезных арсеналов оружия, а также низкой вероятности вооруженного вмешательства иностранных государств.

(Голосов: 15, Рейтинг: 3.4)
 (15 голосов)

Прошедший опрос

  1. У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?
    Восстановление многостороннего переговорного процесса без предварительных условий со всех сторон  
     147 (32%)
    Решения не будет, пока ситуация выгодна для внутренних повесток Ким Чен Ына и Дональда Трампа  
     146 (32%)
    Демилитаризация региона, основанная на российско-китайском плане «заморозки»  
     82 (18%)
    Без открытого военного конфликта все-таки не обойтись  
     50 (11%)
    Ужесточение экономических санкций в отношении КНДР  
     18 (4%)
    Усиление политики сдерживания со стороны США — модернизация военной инфраструктуры в регионе  
     14 (3%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся