Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Олег Попадюк

К.ю.н., преподаватель МГИМО МИД России

Решение руководства Украины приостановить процесс присоединения к Соглашению об ассоциации с ЕС вызвало волну массовых общественных акций сторонников и противников евроинтеграции. Они наглядно продемонстрировали неоднородность украинского общества и обнажили разделительные линии, по которым прошел политический раскол.

Решение руководства Украины приостановить процесс присоединения к Соглашению об ассоциации с ЕС вызвало волну массовых общественных акций сторонников и противников евроинтеграции. Они наглядно продемонстрировали неоднородность украинского общества и обнажили разделительные линии, по которым прошел политический раскол.

Присоединиться к Таможенному союзу или выбрать европейский вектор и подписать Соглашение об ассоциации с ЕС – такой выбор должен сделать народ Украины. При этом Киеву следует исходить из понимания тех возможных последствий для национальной экономики, промышленности, сельского хозяйства, социальной сферы, к которым может привести то или иное решение.

Украина и Соглашение об ассоциации с Европейским союзом

Чтобы добиться конкурентоспособности с производителями из Европы, Украине необходимо осуществить крупные капиталовложения в модернизацию промышленности, привести ее в соответствие с европейскими техническими регламентами и стандартами. Но у украинского государства нет таких возможностей.

С одной стороны, Европа – очень емкий рынок. Она обладает передовыми технологиями и серьезным экономическим потенциалом, не говоря уже о богатейшем культурном и гуманитарном наследии. С этой точки зрения интеграция с ЕС кажется весьма привлекательной.

С другой стороны, мощный промышленный комплекс Европы не оставит шансов для украинского промышленного производства. Оно не выдержит жесткой конкуренции с поставляемыми из ЕС товарами. Чтобы добиться конкурентоспособности с производителями из Европы, Украине необходимо осуществить крупные капиталовложения в модернизацию промышленности, привести ее в соответствие с европейскими техническими регламентами и стандартами. Но у украинского государства нет таких возможностей. По оценкам президента В. Януковича, адаптация экономики к европейским стандартам обойдется стране в 160 млрд евро.

Более того, понадобится длительный переходный период для приведения фитосанитарных норм, правил лицензирования, антидемпинговых процедур, технических регламентов и стандартов в соответствие с требованиями ЕС. До завершения этого процесса выход на европейский рынок для украинских товаров будет закрыт. В этом плане показателен пример еще одной страны, стоящей «у дверей» Евросоюза, – Турции. Подписав Соглашение об ассоциации с ЕС в 1963 г., она занимается гармонизацией норм уже на протяжении пятидесяти лет.

Подписание Украиной Соглашения об ассоциации будет означать ее согласие с рядом довольно сомнительных требований. Так, в приложении XXXI Соглашения содержится обязательство внедрить Директиву ЕС об оперативной совместимости железнодорожных систем в рамках Сообщества. В соответствии с этим документом Украина должна будет перевести железнодорожные пути со стандарта 1520 мм на европейский 1435 мм. Понятно, что это абсолютно нереально.

Экономика Украины после создания ЗСТ

Ожидать, что европейские партнеры будут за свой счет модернизировать украинскую экономику, не стоит. Они будут охотно скупать относительно рентабельные активы, лишая Украину собственной производственной базы. Показательна судьба гиганта украинской металлургической промышленности – «Криворожстали». В 2005 г. он был приобретен крупнейшей в мире металлургической группой «Mittal Steel» за 4,8 млрд долл. Группа практически не инвестировала в модернизацию предприятия, по максимуму загружая производственные мощности. Сейчас ввиду серьезных трудностей завод запустил программу добровольного увольнения. Падение производства вызвало очередной всплеск противостояния владельцев и профсоюзов.

Опыт прибалтийских стран тоже весьма показателен. После того, как европейские чиновники потребовали закрыть все предприятия «советского» прошлого, прекратили свою работу автозавод «РАФ», завод электроники «ВЭФ» и др. Болезненным решением стала остановка реакторов Игналинской АЭС. Возникший в связи с этим дефицит электроэнергии ударил по планам развитии бизнеса и сказался на росте тарифов ЖКХ. Вступление в ЕС привело к росту доли теневой экономики в странах Балтии. По данным исследования Университета им. Иоганна Кеплера (Австрия), в «тени» находятся 29% экономики Литвы, 28,6% экономики Эстонии и 26,5% экономики Латвии. Скорее всего, то же произойдет с украинским высокотехнологичным производством. В зону риска попадают авиационная, космическая, станкостроительная промышленность, судостроение.

Ожидать, что европейские партнеры будут за свой счет модернизировать украинскую экономику, не стоит. Они будут охотно скупать относительно рентабельные активы, лишая Украину собственной производственной базы.

Что же Украина может предложить европейским потребителям? В первую очередь речь может идти о сельскохозяйственных товарах, полезных ископаемых, продукции металлургии. В то же время перспективы украинских сельхозпроизводителей весьма туманны. Создание зоны свободной торговли с ЕС не будет означать, что их товары «хлынут» в Европу. Приложения к Соглашению об ассоциации предусматривают ограничения в этой части. Украина должна сократить экспорт пшеницы в Европу с нынешних 3 млн т ежегодно до 950 тыс., а по кукурузе поставлять только 10% нынешнего экспорта. Следует учитывать, что украинские аграрии не имеют такой же серьезной поддержки со стороны государства, как европейские конкуренты. В 2011 г. общий объем субсидий агросектору в ЕС оценивался приблизительно в 86 млрд евро.

Очевидно, что ухудшение условий внешней торговли приведет к еще большему увеличению отрицательного сальдо торгового баланса Украины. По прогнозам советника президента России Сергея Глазьева, в случае подписания Соглашения украинский торговый баланс ухудшится на 2–5 млрд долл., что повлечет соответствующее увеличение его отрицательного сальдо, которое в 2012 г. составило 4 млрд долл. А это прямой путь к обращению за новыми займами. Постепенное снижение кредитного рейтинга страны привело к тому, что западные финансовые институты не готовы кредитовать украинскую экономику. Этот фактор существенно усиливает угрозу дефолта. «Отойти от края пропасти» Украине помогла только Россия, предоставившая ей 750 млн долл. на льготных условиях. Поддержка России демонстрирует ее заинтересованность в сильной и стабильной экономике Украины.

Перспективы украинских сельхозпроизводителей весьма туманны. Создание зоны свободной торговли с ЕС не будет означать, что их товары «хлынут» в Европу. Приложения к Соглашению об ассоциации предусматривают ограничения в этой части.

Украине нужно искать новые источники роста, которые обеспечат ее долгосрочное развитие, однако Соглашение об ассоциации не станет действенным решением. Даже при самом благоприятном сценарии присоединения к ЗСТ ВВП Украины к 2020 г. может потерять почти 1 млрд долл.

Заключение Соглашения об ассоциации не только негативно отразится на экономическом благополучии страны, но и существенно повлияет на структуру ее населения. С высокой долей вероятности можно говорить об увеличении миграционного потока из Украины, значительную часть которого будут составлять высококвалифицированные кадры и молодежь. По оценкам украинского экономиста, члена-корреспондента Национальной Академии наук Украины В. Мунтияна, в перспективе территорию Украины покинут более 7 млн молодых, наиболее активных людей. В качестве примера можно привести страны Восточной Европы и Балтии. Так, за последние десять лет Румыния потеряла 12% жителей, Латвия и Литва – по 13%.

Присоединяясь к ЗСТ, Украина берет на себя обязательство принимать более активное участие в мероприятиях, проводимых в рамках Общей политики в области безопасности и обороны, сближаться со структурами НАТО. Естественно, это приведет к сворачиванию совместных российско-украинских оборонных программ.

Фото: РИА Новости
Таможенный союз ЕврАзЭС

В случае присоединение к ЗСТ Украина потеряет в глазах России статус партнера, с которым можно вести продуктивные переговоры. Украина должна будет делегировать Евросоюзу функции регулирования внешней торговли – таким образом, она будет обязана выполнять директивы ЕС в области торговой политики, техстандартов, санитарного контроля. При этом влиять на принятие этих директив Украина не сможет, так как о ее членстве в ЕС речи пока не идет. Об условиях торгово-экономического сотрудничества, например, с Россией, Украине придется договариваться уже через посредника – Брюссель. Парадоксально, что Украина, всегда отстаивавшая свою «незалежность» во всех интеграционных проектах на постсоветском пространстве, готова так легко и добровольно делиться своим суверенитетом с ЕС.

Преимущества присоединения к европейской ЗСТ носят в большей степени декларативный характер, и эффект от них стоит ожидать в очень отдаленной перспективе. Рассуждения о «распахнутых дверях» для украинского бизнеса, приобщении к лучшим демократическим практикам, к более совершенным правилам торговли и конкуренции, о лучшей защищенности в торговых спорах относятся, скорее, к области теории.

Возможности для Украины в Таможенном союзе

Если делать выбор, опираясь на трезвый расчет, то очевидными становятся преимущества развития интеграции с Таможенным союзом. Серьезным основанием для такого решения служит географическая структура внешней торговли Украины. По данным Государственной службы статистики Украины, в 2012 г. торговый оборот Украины со странами ТС составил 56 млрд долл., в то время как товарооборот со всей Европой (не только со странами ЕС) – около 45 млрд долл. Россия – крупнейший инвестор в украинскую экономику, на нее приходится около половины накопленных иностранных инвестиций. В общей сложности в Россию экспортируется более 42% всей технологической и 60% готовой продукции Украины.

С высокой долей вероятности можно говорить об увеличении миграционного потока из Украины, значительную часть которого будут составлять высококвалифицированные кадры и молодежь.

В отличие от ЕС, Таможенный союз предлагает конкретные, ощутимые выгоды уже сейчас. По словам С. Глазьева, Украина получит дополнительно почти 10 млрд долл. ежегодно за счет снижения цены на российские энергоносители почти в 3 раза (до 160 долл. за тысячу кубометров), открытия российского продовольственного рынка (причем украинским производителям не будут навязываться квоты), отмены экспортных пошлин и расширения кооперации в машиностроении. Общий эффект от присоединения к ТС, по разным оценкам, будет выражаться в 7% дополнительного роста ВВП к 2030 г. или 220 млрд долл. дополнительного производства товаров и услуг.

Противники евразийской интеграции Украины утверждают, что в случае присоединения к ТС она попадет в «кабалу Москвы». Это напоминает очередной миф о попытках России восстановить «советскую империю». Механизм управления в рамках Таможенного союза подразумевает равенство всех его членов, независимо от размеров национальных экономик. Если Украину не будет устраивать то или иное решение, она сможет наложить на него вето, и каких-либо способов преодолеть это вето не предусмотрено. Такого «громкого голоса» в разговоре с партнерами по ЕС у Украины никогда не будет.

Фото: voanews.com
Президент России Владимир Путин на
встрече с украинским президентом
Владимиром Януковичем

Выбрав евразийскую интеграцию, Украина усилит свои переговорные позиции на международной арене, в том числе и с Евросоюзом. Таможенный союз всегда отстаивает интересы своих производителей, защищает их от недобросовестной конкуренции. В рамках ТС Украина будет обладать большими преференциями в торговле, в том числе с Европой, чем после подписания Соглашения об ассоциации с ЕС.

Следует отметить, что Россия никогда не противопоставляла европейский и евразийский векторы сотрудничества. Интеграционные процессы на Западе и Востоке, органично дополняющие друг друга, в конечном итоге должны привести к формированию принципиально новой архитектуры экономического взаимодействия на пространстве от Лиссабона до Владивостока.

На присоединение Украины к ЗСТ страны Таможенного союза будут вынуждены отреагировать введением заградительных пошлин для европейских товаров, которые могут попасть на таможенный рынок через Украину. Выступая на пресс-конференции по итогам заседания Высшего Евразийского экономического совета 24 октября 2013 г., президент России В. Путин подчеркнул, что после подписания Соглашения об ассоциации с ЕС присоединение Украины к Таможенному союзу будет невозможно. Россия «оставляет за собой право использовать протокол № 6 договора о зоне свободной торговли СНГ для того, чтобы свой рынок защитить». И украинские товары «не будут пользоваться льготным режимом в рамках зоны свободной торговли, а на них будет распространено правило так называемого режима наибольшего благоприятствования». Учитывая тот факт, что только на Россию приходится порядка четверти внешней торговли Украины, можно утверждать, что потери для украинской экономики будут существенными.

Интеграционные процессы на Западе и Востоке, органично дополняющие друг друга, в конечном итоге должны привести к формированию принципиально новой архитектуры экономического взаимодействия на пространстве от Лиссабона до Владивостока.

В наследство от СССР странам СНГ достался общий хозяйственный комплекс. В настоящее время многие предприятия России и Украины работают в единых производственных цепочках – у нас сохраняются общая инфраструктура, энергетическая система. Для высокотехнологических предприятий созданы особые условия, действуют особые преференции. Очевидно, что создание ЗСТ с ЕС потребует пересмотра этих льгот. Данная ситуация особенно опасна для инновационных сфер украинской экономики, которые окажутся под сильным давлением европейских конкурентов и одновременно лишатся поддержки со стороны восточных соседей.

В качестве примера рассмотрим перспективы атомной промышленности. На начало 2013 г. объем контрактов госкорпорации «Росатом» только на внешнем рынке составил 69 млрд долл. , не говоря уже о строительстве энергоблоков в самой России. В их реализации должны принять участие и украинские атомщики. Соглашение о ЗСТ предусматривает принятие Украиной норм Евроатома, который будет диктовать ей свои условия. Украинские производители могут лишиться выгодных совместных проектов и гарантированных поставок дешевого атомного топлива из России для своих АЭС.

Россия и Украина – что дальше?

Дискуссионный клуб.
Нужен ли России Евразийский
союз?

А.Володин vs В.Иноземцев

Тот факт, что Украина не присоединилась к ЗСТ, не означает, что она решила присоединиться к Таможенному союзу. Она будет продолжать балансировать между двумя центрами силами. В перспективе подобные «шатания» продолжатся, поскольку в силу своего географического положения, структуры экономики, общественных взглядов Украина не сможет однозначно определиться с вектором дальнейшего развития.

Наиболее действенное решение можно найти только в рамках диалога с участием всех заинтересованных сторон. Причем такие переговоры должны базироваться на принципах взаимоуважения, невмешательства во внутренние дела, реального учета интересов и озабоченностей друг друга. Механизм согласования позиции «Россия–Украина–ЕС» был предложен украинским руководством и поддержан Россией, однако ЕС отверг этот проект. В целом, Брюссель слишком сильно уверовал в исключительную притягательность своих идеалов, считая, что вывеска «европейского выбора» стоит любых издержек. Политический «снобизм» Европейского союза привел к тому, что в настоящее время наименее конструктивную позицию занимает именно он. Но в конечном итоге, прагматизм преодолеет эмоции, и европейские коллеги начнут трудный переговорный процесс.

Формула «Россия–Украина–ЕС» представляется не совсем оптимальной. К переговорам должны быть подключены и партнеры России по евразийской интеграции – Белоруссия и Казахстан. Их интересы также должны быть учтены.

Формат «ТС–Украина–ЕС» должен стать эффективным, авторитетным форумом, на котором будут обсуждаться острые, дискуссионные проблемы. В нем должны принимать участие не только представители государственной власти, наднациональных органов, но и ведущие бизнесмены, крупные инвесторы. Конечно, на взаимоприемлемые решения будет выйти нелегко, и не стоит ожидать быстрых результатов. Можно найти такой вариант, который бы устроил все стороны и пошел бы на благо всем народам континента.

Главное условие – спокойная, деловая атмосфера в межнациональных отношениях и на переговорах. Тогда будет проще находить компромиссы, делать шаги навстречу друг другу, идти на взаимные уступки.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся