Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Марк Рахмангулов

Заместитель директора Центра исследований глобального управления ИМОМС НИУ ВШЭ

В связи с началом председательства России в «Группе двадцати», а также в преддверии последующих председательств в «Группе восьми» (2014 г.) и БРИКС (2015 г.) возникает вопрос о возможности использования этих форумов в качестве инструментов продвижения российских приоритетов и интересов. Включение в повестку дня пункта по развитию транспорта и логистики могло бы стать одним из новшеств российского председательства в «двадцатке». Этот вопрос в целом соответствует целям данного института и является приоритетным для России. Для успешного включения его в повестку дня «Группы двадцати» важно определить, рассмотрение каких именно аспектов могло бы наиболее эффективно проходить в этом формате.

В связи с началом председательства России в «Группе двадцати», а также в преддверии последующих председательств в «Группе восьми» (2014 г.) и БРИКС (2015 г.) возникает вопрос о возможности использования этих форумов в качестве инструментов продвижения российских приоритетов и интересов. Включение в повестку дня пункта по развитию транспорта и логистики могло бы стать одним из новшеств российского председательства в «двадцатке». Этот вопрос в целом соответствует целям данного института и является приоритетным для России. Для успешного включения его в повестку дня «Группы двадцати» важно определить, рассмотрение каких именно аспектов могло бы наиболее эффективно проходить в этом формате.

Российский транспорт: недоиспользованный потенциал

Несбалансированность развития транспортной системы России включает три основных элемента:
1) диспропорции состояния разных видов транспорта;
2) недостаточное развитие существующей транспортной инфраструктуры;
3) территориальная неравномерность развития транспортной инфраструктуры.

Россия обладает значительным потенциалом в сферах транспорта и логистики, в том числе в силу своего географического положения. Пока этот потенциал не реализуется в полной мере: «в настоящее время транзит через российскую территорию составляет менее 1% товарооборота между странами Европы и Азии, то есть используется только 5–7% ее транзитного потенциала» (Доклад Минтранса РФ 2010). Эксперты, участвовавшие в доработке социально-экономической стратегии России до 2020 г., делают вывод, что «российская экономика является не продуцентом, а потребителем транзитных услуг третьих стран». Они также указывают на множество серьезных проблем российской транспортной системы: низкий уровень инвестиций (менее 2% ВВП, в то время как даже в странах с высокоразвитой транспортной инфраструктурой инвестиции составляют порядка 3%); неконкурентная тарифная система железнодорожных перевозок, приводящая к замещению традиционного для некоторых видов грузов железнодорожного транспорта автомобильным; моноцентричность дорожной сети (80% воздушных перевозок приходится на московский транспортный узел); низкая подвижность российского населения (только 2–3% регулярно пользуются авиалиниями) и др.

Несбалансированность развития транспортной системы России включает три основных элемента: 1) диспропорции состояния разных видов транспорта (отставание развития внутреннего водного транспорта и высокие темпы роста автомобилизации); 2) недостаточное развитие существующей транспортной инфраструктуры (несоответствие уровня развития дорог уровню автомобилизации и наличие многочисленных «узких мест» на стыках отдельных видов транспорта); 3) территориальная неравномерность развития транспортной инфраструктуры (Транспортная стратегия РФ до 2030 г.).

Фото: Индекс качества логистики,
Всемирный банк

Все эти причины, наряду с проблемами в таможенном регулировании, приводят к низким показателям России по сравнению с другими развитыми и активно развивающимися странами. Так, Россия значительно отстает от всех других членов «Группы двадцати» в Индексе качества логистики Всемирного банка, который основан на международном опросе грузовых экспедиторов и экспресс-перевозчиков, включает 155 стран и позволяет оценить, насколько быстро, надежно и дешево можно перевозить товары в стране.

Сфера транспорта не ограничивается строительством объектов инфраструктуры – она включает и развитие соответствующих технологий, которые могли бы способствовать решению таких проблем, как длительность перегрузки товара с одного вида транспорта на другой и крайне высокая доля транспортных издержек в стоимости продукта. Представителями транспортной индустрии высказывается мнение о том, что если государство четко обозначит план развития транспортной сферы (через какое время и какие технологии станут стандартами), то крупные компании охотно поддержат эти технологии своими деньгами. По мнению министра транспорта России, для нашей страны особенно актуально внедрение таких технологий, как интеллектуальные транспортные системы, системы мониторинга, основанные на глобальных навигационных спутниковых системах, автоматизированные системы управления. Примером востребованных технологий и стандартов могут служить результаты деятельности как межправительственных организаций (Международная организация по стандартизации, Центр ООН по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям), так и международных некоммерческих организаций (GS1), OASIS), в том числе занимающихся разработкой технологий и добровольных стандартов автоматической идентификации товаров.

Транспорт и логистика в повестке дня «двадцатки»

Фото: tete-a-tete-magazine.fr
Саммит G20 в Каннах, 2011

Вопросы транспорта и логистики не являются самостоятельным пунктом повестки дня «Группы двадцати», тем не менее они рассматриваются в рамках таких направлений деятельности, как содействие международному развитию (СМР), проведение структурных реформ и городские транспортные системы.

Развитие инфраструктуры (в сферах энергетики, транспорта, коммуникаций и водоснабжения) указано в качестве первого из девяти ключевых приоритетов Сеульского консенсуса в области развития для обеспечения всеобщего роста, в котором зафиксированы основные принципы и приоритеты «двадцатки» в сфере СМР, в том числе «развитие через устойчивый экономический рост». Одним из направлений деятельности «двадцатки» стал поиск и отбор «образцовых» инфраструктурных проектов, которые могли бы способствовать экономической трансформации на региональном уровне. Из одиннадцати проектов, отобранных специально созданной группой экспертов, к сфере транспорта и логистики относятся четыре (два в Африке, один на Ближнем Востоке и один в Латинской Америке) общей стоимостью более 10 млрд долл. Лидеры «Группы двадцати» на саммите в Каннах в 2011 г. «отметили» эти проекты, не приняв на себя обязательств участвовать в их реализации. По итогам шести месяцев с начала выполнения плана действий по одобренным транспортным проектам прогресс был незначительным (реализация одного из проектов – по строительству железной дороги в Иордании – была заморожена). Таким образом, на данный момент «Группа двадцати» показала свою неэффективность в привлечении средств для финансирования конкретных проектов. Это объясняется неформальной природой данного института, особенностями повестки дня и различиями в приоритетах стран-членов, находящихся в разных регионах мира.

Сфера транспорта не ограничивается строительством объектов инфраструктуры – она включает и развитие соответствующих технологий, которые могли бы способствовать решению таких проблем, как длительность перегрузки товара с одного вида транспорта на другой и крайне высокая доля транспортных издержек в стоимости продукта.

Второй основной приоритет повестки дня «Группы двадцати», включающий развитие инфраструктуры, в том числе транспортной, – проведение структурных реформ. Следует отметить, что его рассмотрение в значительной степени ограничивается принятием членами «двадцатки» индивидуальных обязательств. Данные обязательства, принимаемые начиная с саммита в Сеуле 2010 г. и разрабатываемые на национальном уровне, включают вопросы развития транспортной инфраструктуры. Таким составляющим транспортного сектора, как повышение уровня конкуренции и дерегулирование, «двадцатка» внимания практически не уделяет. Включение таких обязательств в документы «двадцатки» обусловлено в первую очередь их важностью для отдельных стран (Австралия, Аргентина, Бразилия, Великобритания, Индонезия, США, Турция, ЮАР) и наличием у них соответствующих собственных проектов. Включение обязательств по развитию транспортной инфраструктуры в повестку дня «двадцатки» по структурным реформам в качестве общего приоритета для всех членов института представляется маловероятным.

Одним из примеров усилий по продвижению собственных национальных приоритетов через «Группу двадцати» является включение Мексикой в повестку дня своего председательства в 2012 г. темы устойчивой урбанизации, в том числе развития городских массовых транспортных систем в развивающихся странах. Эта проблема, имеющая большое значение, прежде всего, для самой Мексики, как представляется, не получила должной поддержки со стороны других членов «двадцатки» и была лишь кратко зафиксирована в документах саммита.

Возможности включения новых вопросов в повестку дня

Фото: Лурдес Аранда, Посол, шерпа Мексики
в «Группе двадцати», Председательство
Мексики в G20.
Подведение результатов работы

Несмотря на то, что до настоящего времени транспортно-логистическая проблематика не являлась приоритетной для «Группы двадцати», включение этих вопросов в повестку дня данного института может быть перспективным. Новым направлением работы «Группы двадцати» могло бы стать сотрудничество в области интеграции, упрощения и стандартизации транспортных процессов между странами-членами, что способствовало бы развитию торговли и логистических цепочек. Поскольку ключевая цель «Группы двадцати» – поддержание уверенного, устойчивого и сбалансированного экономического роста, можно заручиться поддержкой большинства членов форума, если удастся наглядно показать экономический эффект от внедрения новых транспортных и логистических технологий. Таким образом, существует вероятность рассмотрения этих вопросов в контексте вклада новых технологий в обеспечение уверенного, устойчивого и сбалансированного экономического роста.

В 2011 г. в своих рекомендациях «Бизнес-двадцатка» предлагала распространить опыт Международной ассоциации воздушного транспорта по упрощению транспортных процессов путем внедрения стандартизированных электронных систем обмена данными в каждой части логистической цепочки на наземный и морской транспорт. Было отмечено, что эта тема намного менее политизирована, чем переговоры по таможенным тарифам и может внести серьезный вклад в развитие торговли. В рамках российского председательства вопросы гармонизации стандартов могли бы быть включены в повестку дня встречи министров торговли «Группы двадцати», если Россия продолжит сотрудничество в этом формате после первой подобной встречи в апреле 2012 г.

Принятие единых стандартов через существующие межправительственные организации, например, Всемирную таможенную организацию, проходит достаточно тяжело, так как страны стремятся защищать свои национальные подходы и правила. Пример системно значимых развитых и развивающихся стран – членов «Группы двадцати» мог бы способствовать сближению. «Двадцатка» не является интеграционной группировкой, но зато имеет преимущества форума самого высокого политического уровня. В силу сложности введения единых стандартов во всем мире можно вести речь о внедрении совместимых стандартов.

Следует отметить, что в декларации саммита в Лос-Кабосе упрощение процедур торговли было впервые упомянуто в качестве одного из возможных направлений работы в связи с Дохийским раундом переговоров в ВТО. Вместе с тем это предложение будет представлять собой серьезное изменение подхода «Группы двадцати» к обсуждению вопросов торговли. Но, во-первых, это соответствует основной цели форума по достижению и поддержанию экономического роста, во-вторых, учитывая опыт института способствовать конкретным реформам в такой детализированной и специфической сфере, как финансовое регулирование, это вполне достижимо. Добившись определенных успехов по гармонизации правил регулирования финансовых рынков, «двадцатка» могла бы также способствовать этому в других отраслях экономики.

Выводы

На данный момент «Группа двадцати» показала свою неэффективность в привлечении средств для финансирования конкретных проектов. Это объясняется неформальной природой данного института, особенностями повестки дня и различиями в приоритетах стран-членов, находящихся в разных регионах мира.

Чтобы избежать сопротивления со стороны партнеров, не поддерживающих расширение повестки дня «двадцатки», необходимо включать транспортную составляющую – гармонизацию национальных стандартов и внедрение новых логистических технологий – в уже существующие приоритеты (содействие экономическому росту, международная торговля, содействие международному развитию). В случае успеха и постепенного закрепления этого вопроса внутри повестки дня можно будет рассмотреть проблему комплексно и привлечь к ней больше внимания. В целом не следует избегать расширения повестки дня «Группы двадцати», если речь идет о включении новых приоритетов, которые действительно могут способствовать достижению общей цели – обеспечению уверенного, устойчивого и сбалансированного экономического роста – и соответствуют российским интересам.

Возможным подходом (программа минимум) может быть большее включение транспортно-логистической проблематики в индивидуальные обязательства России и членов «двадцатки», для которых это направление является приоритетным, в рамках структурных реформ. При этом было бы целесообразно и на институциональном уровне зафиксировать несколько взаимовыгодных принципов развития этого сектора.

Учитывая важность развития транспорта и логистики для частного сектора, влияние на повестку дня «Группы двадцати» может оказываться через «Бизнес-двадцатку». Заинтересованным компаниям, работающим в этой сфере, следует активнее участвовать в деятельности форума; в случае достижения критической массы возможно создание профильной рабочей группы для выработки соответствующих рекомендаций и их включение в предложения для «Группы двадцати».

Для обеспечения интегрированного подхода к проблеме на протяжении нескольких лет можно рассмотреть возможность продвижения транспортной повестки в различных институтах: базируясь на подходах, заложенных в период российского председательства в АТЭС, включить ее в повестку председательства и в «Группе двадцати», и «Группе восьми», и БРИКС.

 

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся