Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
Анна Лавут

К.э.н., в.н.с. Института Латинской Америки РАН, эксперт РСМД

Проект под названием «Тихоокеанский альянс» привлек пристальное внимание правительств и экономистов во всем мире. Оценки его направленности и деятельности неоднозначны. В странах Латинской Америки некоторые политики и общественные деятели отнеслись к альянсу настороженно, увидев в нем проводника курса США в регионе и антагониста МЕРКОСУР. Насколько верны эти представления? Каковы возможности развития торгово-экономических отношений России с альянсом?

Проект под названием «Тихоокеанский альянс» привлек пристальное внимание правительств и экономистов во всем мире. Оценки его направленности и деятельности неоднозначны. В странах Латинской Америки некоторые политики и общественные деятели отнеслись к альянсу настороженно, увидев в нем проводника курса США в регионе и антагониста МЕРКОСУР. Насколько верны эти представления? Каковы возможности развития торгово-экономических отношений России с альянсом?

Цели и потенциал

Тихоокеанский альянс (ТА) – последний в Латинской Америке по времени создания субрегиональный экономический союз, члены которого предложили новую модель интеграции. Она нацелена на совместное завоевание динамично развивающихся рынков стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) на основе глубокой интеграции государств-членов альянса и использования их географического положения на побережье Тихого океана. Это первое интеграционное объединение, созданное специально для развития торгово-экономических отношений с одним из районов мира. Его появление связано с особой ролью, которую приобрели государства АТР в глобальной экономике и внешнем секторе латиноамериканских стран в последнее десятилетие. Страны альянса, реализующие экспортную модель экономики, стремятся всемерно развивать свои внешние связи и завоевывать для своих товаров максимальное количество рынков, но сближение с АТР для них – главный приоритет.

Цель нового союза, созданного в июне 2012 г. Мексикой, Колумбией, Перу и Чили (Коста-Рика и Панама получили статус наблюдателей), – обеспечение свободного движения капиталов, товаров, услуг и людей, что пока не удалось ни одному интеграционному объединению в регионе. В новой группировке глубокая интеграция облегчается близостью экономической политики и общностью законодательства: все страны связаны между собой соглашениями о свободной торговле, которые ускоряют их торговую интеграцию. Их также объединяет наличие договоров о свободной торговле с США и ЕС.

В новой группировке глубокая интеграция облегчается близостью экономической политики и общностью законодательства: все страны связаны между собой соглашениями о свободной торговле, которые ускоряют их торговую интеграцию.

ТА уже представляет собой один из наиболее крупных торгово-экономических блоков в Латинской Америке и в мире и имеет реальные перспективы расширения. Население четырех стран составляет 216 млн человек, вместе с Панамой и Коста-Рикой – 226 млн, а суммарный ВВП – 2,2 трлн долл., или 37% ВВП региона. По этим показателям новый союз уступает МЕРКОСУР, в то же время суммарный внешнеторговый оборот стран альянса (1,13 тлрн долл. в 2013 г.) равен половине общерегионального и значительно больше, чем у пяти членов МЕРКОСУР, поскольку они имеют более закрытые экономики [1]. Средний годовой доход на душу населения альянса превышает 10 тыс. долл., а по паритету покупательной способности – 14 тыс. долл. Это довольно крупный рынок для инвесторов и иностранных экспортеров. Страны-члены ТА отличаются наиболее высокими темпами экономического роста в Латинской Америке. В 2010–2013 гг. среднегодовой прирост ВВП в Перу составил 6%, в Колумбии и Чили – около 5%, в странах-кандидатах в члены ТА Панаме и Коста-Рике – 9% и 5% соответственно. Мексика в силу высокой зависимости от экономики США развивалась в последние годы более низкими темпами (3%) [2]. Четверка стран-членов обладает значительными природными, минеральными, водными, земельными, лесными ресурсами, многоотраслевым сельским хозяйством, быстро развивающейся промышленностью, энергетикой, здоровыми финансовыми системами, низким уровнем инфляции (в пределах 3% в 2014 г.) [3]. Неудивительно, что она привлекает все больше иностранных капиталовложений, составивших в 2013 г. 85,5 млрд долл. (выше, чем в пятерку стран МЕРКОСУР – Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Уругвай и Парагвай) [4].

Прагматичный характер союза

www.mincit.gov.co
Торговая и экономическая значимось
Тихоокеанского Альянса

В Латинской Америке создание альянса во главе с Мексикой вызвало весьма противоречивую реакцию. Левая пресса, а также президенты Боливии и Эквадора обвинили его идеологов в попытке реанимировать провалившийся проект всеамериканской зоны свободной торговли под эгидой Вашингтона и подорвать региональные группировки УНАСУР и МЕРКОСУР. Как представляется, настороженность в отношении политического характера альянса сильно преувеличена, хотя и не совсем беспочвенна.

Нельзя отрицать наличие тесных экономических связей и идеологической близости стран ТА с северным соседом, но в одну группировку их объединило, прежде всего, желание установить более тесные отношения с государствами АТР и диверсифицировать свои внешнеэкономические связи, сократив зависимость от США и ЕС. Это особенно актуально для Мексики, у которой 80% экспорта приходится на США, что делает ее экономику чрезвычайно уязвимой [1]. Экономические мотивы и цели в ТА преобладают над политическими и идеологическими.

Страны альянса проводят довольно умеренную, прагматичную политику, направленную на укрепление связей между латиноамериканскими государствами. Они участвуют в других объединениях (Андское сообщество, УНАСУР, СЕЛАК), однако там они не могут достичь глубокой интеграции из-за слишком больших различий в целях их членов.

Что касается отношений с МЕРКОСУР, то с момента создания ТА в них присутствовали элементы противопоставления его модели интеграции протекционизму Бразилии и Аргентины и соперничества Мексики и Бразилии за лидерство в латиноамериканском регионе. Тем не менее все члены альянса, включая Мексику, стремятся укрепить экономические и политические связи с Бразилией, усилить свое присутствие на бразильском рынке. Президент Чили Мишель Бачелет, придя к власти в марте 2014 г., взяла курс на укрепление латиноамериканского единства и на саммите ТА в июне 2014 г. поставила вопрос об объединении двух союзов. Эта идея была поддержана правительствами всех стран-членов ТА и МЕРКОСУР, а также другими региональными организациями. Учитывая разницу моделей интеграции, предполагается, что сближение союзов займет длительный период времени. Таким образом, налицо существенное ослабление противоречий между ТА и МЕРКОСУР и появление тенденций к укреплению сотрудничества.

Достижения и проблемы

ТА уже представляет собой один из наиболее крупных торгово-экономических блоков в Латинской Америке и в мире и имеет реальные перспективы расширения.

Тихоокеанский альянс активно разворачивает свою деятельность, быстро растет число его участников. В мае 2013 г. на очередном саммите было принято решение о вступлении Коста-Рики в качестве пятого полноправного члена после подписания ею соглашений о свободной торговле с четверкой основателей [5]. Пока идет процесс ратификации официально Коста-Рика считается кандидатом, как и Панама. Расширение альянса происходит за счет приема заинтересованных стран из числа наблюдателей. На январь 2015 г. число стран-наблюдателей альянса достигло 32, это, кроме уже упомянутых стран-кандидатов, Гватемала, Гондурас, Доминиканская Республика, Уругвай, Парагвай, Сальвадор, Тринидад и Тобаго, Эквадор, США, Канада, Китай, Индия, Австралия, Новая Зеландия, Великобритания, Испания, Италия, Нидерланды, Португалия, Франция, ФРГ, Финляндия, Швейцария, Индия, Израиль, Турция, Южная Корея, Сингапур, Марокко, Япония.

К началу 2014 г. взаимная торговля стран ТА была уже освобождена от таможенных пошлин на 92% [6]. В течение ближайших десяти лет предусматривается полное устранение таможенных барьеров в рамках альянса. Достигнуто существенное продвижение в области унификации технических и санитарных норм.

Среди других форм экономического сотрудничества следует отметить объединение предпринимательских организаций четырех стран, совместные действия национальных агентств, ответственных за поощрение экспорта, проведение форумов, ярмарок, переговоров с предпринимателями и чиновниками из разных стран. Эти агентства открыли совместные офисы в Стамбуле и Касабланке. Другая инновация – создание объединенной фондовой биржи стран четверки, которая по уровню капитала и числу компаний занимает второе место в Латинской Америке после бразильской биржи «Bovespa». Заслуживают также внимания создание сети исследовательских организаций для изучения последствий изменения климата, развитие научных обменов, предоставление стипендий студентам стран-членов.

Большой интерес представляет развитие сотрудничества в дипломатической сфере, создание совместных дипломатических и торговых миссий. Первый подобный опыт – открытие посольства Колумбии в Гане, инфраструктура которого предоставлялась в пользование Мексике и Чили по соглашению, подписанному в сентябре 2012 г. На ноябрь 2014 г. совместные миссии стран ТА действовали в Алжире, Марокко, Вьетнаме, Сингапуре, Париже (при ОЭСР), Азербайджане [6]. Эта форма кооперации, позволяющая сократить представительские расходы, имеет хорошие перспективы дальнейшего развития, особенно в странах Азии и Африки, где присутствие членов ТА еще ограничено. Кооперация развивается и в области консульской помощи гражданам государств альянса в третьих странах.

Несмотря на очевидные успехи за короткий срок существования, достижения альянса на главном направлении – интеграции со странами АТР – пока можно оценить как довольно скромные. Торговые отношения стран альянса с данным регионом развиваются преимущественно на двусторонней основе, хотя некоторые инициативы весьма перспективны.

В Латинской Америке создание альянса во главе с Мексикой вызвало весьма противоречивую реакцию. Левая пресса, а также президенты Боливии и Эквадора обвинили его идеологов в попытке реанимировать провалившийся проект всеамериканской зоны свободной торговли под эгидой Вашингтона и подорвать региональные группировки УНАСУР и МЕРКОСУР.

Для сближения стран ТА с АТР определенное значение имеют АТЭС и Транстихоокеанское стратегическое экономическое партнерство (ТТП), по крайней мере, для Мексики, Перу и Чили, которые входят в эти объединения. Проект ТТП, в котором участвуют 12 стран (США, 3 страны альянса, Австралия, Бруней, Вьетнам, Канада, Малайзия, Новая Зеландия, Сингапур, Япония), еще находится на стадии переговоров, хотя они уже близятся к завершению. Главную роль в них играют США, которые стремятся занять лидирующие позиции в интеграционных процессах в АТР, оттеснив Китай. Прочие участники переговоров хотели бы сохранить партнерские отношения с Китаем, но ТТП привлекает их как крупнейший в мире рынок, на долю которого приходится около 40% мирового ВВП [7]. Когда этот рынок будет создан, он, безусловно, станет основной платформой для глубокой интеграции в АТР, в которой будут участвовать и государства-члены альянса. Переговоры должны быть завершены к концу 2015 г., но процесс ратификации соглашения может затянуться на несколько лет из-за сложной процедуры утверждения подобных договоров в парламентах стран-членов, прежде всего, в Конгрессе США.

Другой интеграционный проект в АТР – создание зоны свободной торговли стран АТЭС – решено разработать по предложению Китая на последнем саммите этой организации в 2014 г. Страны ТА, будучи сторонниками свободы торговли, одобрили это решение вместе с остальными членами АТЭС. В АТЭС входит 21 страна Тихоокеанского бассейна, в том числе Россия, Китай, США, Мексика, Чили и Перу. Колумбия, Коста-Рика и Панама подали заявку на вступление, но с конца 1990-х годов в АТЭС действует мораторий на принятие новых членов. В рамках АТЭС представители Мексики, Перу и Чили участвуют в ежегодных саммитах, в отраслевых министерских совещаниях рабочих и экспертных групп по вопросам международной торговли, инвестиций, финансов, энергетики, транспорта, рыболовства, взаимодействуя с Россией.

Возможности развития связей с Россией

АТЭС, будучи единственной региональной организацией, в которой участвует и Россия, представляет собой хорошую площадку для развития взаимных экономических отношений. Она наиболее удобна для сотрудничества альянса с российским Дальним Востоком. Перспективы подобного сотрудничества расширились благодаря реализации Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, принятой правительством РФ 28 декабря 2009 г. Они связаны, главным образом, с решением основной задачи Стратегии – повышения уровня жизни населения и закрепления его в восточных районах России. Страны ТА – традиционные поставщики продовольственных товаров (мяса, фруктов, соков, овощей, кофе, вин и т.д.). В то же время они импортируют российские химические удобрения, производство которых намечено развивать на Дальнем Востоке. Другими сферами сотрудничества могут стать туризм, производство биотоплива, биотехнология, фармацевтика, развитие и поддержка академических и студенческих обменов, являющиеся приоритетами как в планах ТА, так и в Стратегии.

Развитие экономических связей со странами ТА перспективно не только в восточных районах России. В последние годы существенно расширилась взаимная торговля. Товарооборот в 2010–2013 гг. вырос более чем вдвое – с 1705 до 3527 млн долл., в том числе с Мексикой (с 769 до 1903 млн.) и Чили (с 357 до 744 млн долл.) [8]. Россия импортирует из стран ТА преимущественно кофе, другие продукты тропического земледелия, цветы, растительные масла, мясо, рыбу, рыбную муку, напитки, одежду. В российском экспорте преобладают промышленные товары – удобрения и химикаты, металлопрокат, трубы, наращиваются поставки в Мексику высокотехнологичной продукции, в частности, авиалайнеров «Sukhoi Superjet-100». Такой характер товарообмена делает страны ТА весьма привлекательным партнером для России, хотя существуют проблемы с торговым балансом. В 2013 г. он был сведен с отрицательным сальдо в 457 млн долл. из-за дефицита в торговле с нашими основными партнерами в ТА – Мексикой и Чили [8].

Большой интерес представляет развитие сотрудничества в дипломатической сфере, создание совместных дипломатических и торговых миссий.

Потенциал расширения экономических связей между Россией и ТА существует и в торговле, и особенно в инвестиционном сотрудничестве, прежде всего, в энергетике, нефтегазовой сфере всех 4 стран, коммуникациях, транспортной инфраструктуре, в научно-технической сфере. Россия заинтересована в более тесном взаимодействии с членами ТА, в первую очередь, с Перу и Чили вплоть до заключения соглашений о свободной торговле, как подчеркивалось в ходе визита С. Лаврова в эти страны в апреле 2014 г. В декабре 2014 г. министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, выступая перед латиноамериканскими журналистами, заявил о стремлении России развивать сотрудничество с широким кругом стран региона и особо выделил Перу, Колумбию, Чили и Мексику как наиболее перспективные в этом плане [9].

Страны ТА также проявляют заинтересованность в расширении связей с Россией. Об этом свидетельствует тот факт, что в марте 2014 г. Россия была включена в список 18 стран, с которыми внешнеэкономические организации стран ТА намеревались развивать сотрудничество в первую очередь. Показательно, что эти страны не присоединились к экономическим санкциям против России, а Перу и Чили даже выразили желание расширять экспорт продовольствия в Россию, несмотря на недовольство США и ЕС.

Развитие отношений со странами ТА возможно как на двусторонней основе, так и на региональном уровне, путем установления связей с альянсом в целом, в том числе по линии Евразийского экономического союза. К сотрудничеству с последним проявляют интерес Колумбия, Перу и Чили. В перспективе возможно присоединение России к ТА в качестве наблюдателя. Однако на сегодня получение такого статуса представляется несвоевременным из-за возможных политических осложнений в связи с украинским кризисом. По-видимому, наиболее реальный и эффективный путь для расширения связей с ТА – взаимодействие предпринимательских организаций России с Деловым советом Тихоокеанского альянса, который отвечает за экономическое сотрудничество членов ТА с третьими странами, а также с объединениями торговых палат.

На двусторонней основе необходимо, прежде всего, развивать институциональную базу сотрудничества, которая пока еще очень слаба. Россия не заключила ни одного преференциального торгового соглашения со странами ТА, что сдерживает развитие взаимной торговли. Не со всеми есть соглашения о таможенном сотрудничестве, санитарных и фитосанитарных нормах, об инвестиционном сотрудничестве, студенческих и научных обменах.

* * *

Тихоокеанский альянс – очень динамичный, перспективный союз, практикующий эффективные новые формы сотрудничества. Его члены создают единое экономическое пространство, которое уже сейчас относится к числу крупнейших в мире, а в скором будущем может существенно расшириться за счет новых стран. Хотя в 2015 г. темпы экономического роста всех государств Латинской Америки могут замедлиться в связи с неблагоприятной конъюнктурой мирового рынка, экономики альянса жизнеспособны и здоровы. Среди латиноамериканских стран они имеют наилучшие современные и прогнозные макроэкономические показатели. По оценкам МВФ и ЭКЛА ООН, рост ВВП в 2015–2016 гг. в Мексике и Чили составит 3–4%, в Колумбии и Перу – 5% против 2,2% в Латинской Америке.

Несмотря на очевидные успехи за короткий срок существования, достижения альянса на главном направлении – интеграции со странами АТР – пока можно оценить как довольно скромные.

Этот союз привлекает внимание во всем мире, о чем можно судить по быстро увеличивающемуся числу стран-наблюдателей. Он представляет интерес для инвесторов, в том числе российских, не только сам по себе, но и как платформа для доступа на богатейшие рынки США и Канады. Хотя в перспективе основными векторами развития ТА, по-видимому, будут тесные связи с крупнейшими экономическими пространствами, интегрированными на основе Транстихоокеанского и Трансатлантического (США и ЕС) проектов, с латиноамериканскими соседями, страны альянса сохранят интерес и к России. Он основан на стремлении завоевать новые рынки и привлечь иностранные инвестиции – главных драйверах развития в рамках экспортной модели. Это дает возможность найти области взаимных интересов для заключения взаимовыгодных преференциальных торговых соглашений, развития таможенного, финансового, инвестиционного сотрудничества.

1. CEPAL. Estudio Economico de America Latina y el Caribe 2014. Santiago de Chile, 2014. P. 94.

2. Подсчитано по данным: CEPAL. Balance preliminar de las economias de America Latina y el Caribe 2013. Santiago de Chile, diciembre de 2013.

3. CEPAL. Balance preliminar de las economias de America Latina y el Caribe 2014. Santiago de Chile, diciembre de 2014.

4. CEPAL. La inversion extranjera directa en America Latina y el Caribe 2013. Santiago de Chile, agosto de 2014. P. 58.

5. Negocios. Edicion especial: Alianza del Pacifico, Mexico, mayo de 2014. P. 19.

6. Pacific Alliance: Integration, Growth and Opportunities. 2014. P. 10.

7. CEPAL. Panorama de la Insercion Internacional de America Latina y el Caribe 2013. Santiago de Chile, 2013. P. 61.

8. Подсчитано по данным: Таможенная статистика РФ 2011–2013 гг.

9. Caracol.com.co, Colombia. 20.09.2014.

Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся