Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Дмитрий Кику

К.полит.н., эксперт РСМД

Впервые за 10-летнюю историю существования Совета ООН по правам человека выборы членов этого органа вызвали значительный резонанс. По итогам голосования в Генассамблее ООН Россия не набрала достаточного количества голосов для избрания в СПЧ. Это свидетельствует об очередном ударе по репутации ООН и ставит под вопрос способность ряда ее членов принимать беспристрастные решения.

Впервые за 10-летнюю историю существования Совета ООН по правам человека выборы членов этого органа вызвали значительный резонанс. Предвыборный процесс сопровождался беспрецедентным давлением англосаксов на государства–члены ООН с целью воспрепятствовать переизбранию России в состав Совета. К «обработке» общественного мнения был привлечен ряд правозащитных организаций, направивших в СПЧ петицию с требованием не допустить вхождения в него России из-за действий в Сирии. Неизбрание России свидетельствует об очередном ударе по репутации ООН и ставит под вопрос способность ряда ее членов принимать беспристрастные решения.

В ходе состоявшихся 28 октября 2016 г. в Генеральной Ассамблее ООН выборов новых членов Совета ООН по правам человека (СПЧ) на период 2017–2019 гг. на два места в Совете группа восточноевропейских государств выдвинула три кандидатуры — Венгрию, Россию и Хорватию. По итогам голосования Россию поддержали 112 государств, Хорватию — 114 и Венгрию — 144 государства. США и Великобритания получили «входной билет» в СПЧ от группы западноевропейских и других государств на безальтернативной основе. Данный факт свидетельствует о стремлении Вашингтона и Лондона захватить бразды правления в одном из ведущих правозащитных органов системы ООН для продвижения своих политически ангажированных инициатив.

За счет удаления «со сцены» России западные государства стремятся обеспечить свое доминирующее влияние в Совете и использовать его в качестве инструмента для вмешательства во внутренние дела «неугодных» государств и подрыва основных принципов международного права.

Одной из них, несомненно, стал созыв за неделю до выборов (21 октября) по инициативе группы государств во главе с Великобританией 25-й спецсессии СПЧ по ситуации в Сирии. В результате была принята одиозная в своей однобокости резолюция, цель которой — возложить ответственность за происходящее в восточной части Алеппо на сирийскую армию и ее союзников. При этом авторы резолюции отказались осудить содействие извне международным террористам в Сирии, признать необходимость размежевания джихадистов и «умеренной» оппозиции, поддержать усилия спецпосланника генерального секретаря ООН по сирийскому урегулированию С. де Мистуры по выдворению из Восточного Алеппо джихадистов и их пособников. Хоть резолюция и была принята 24 голосами, семь делегаций выступили против при 16 воздержавшихся. Соответственно, количество не поддержавших документ государств фактически равно численности его сторонников, что свидетельствует о сохранении значительного водораздела в концептуальном понимании государствами задач СПЧ. Именно за счет удаления «со сцены» России западные государства стремятся обеспечить свое доминирующее влияние в Совете и использовать его в качестве инструмента для вмешательства во внутренние дела «неугодных» государств и подрыва основных принципов международного права.

REUTERS/Denis Balibouse
Илья Иванов:
ООН: оказывая помощь, защищая права

Тем не менее история показывает, что попытки некоторых государств использовать органы ООН для реализации своих геополитических целей, как правило, заканчивались плачевно. Так, из-за своей предвзятости бесславно канула в Лету предшественница СПЧ — Комиссия ООН по правам человека.

Показательно, что Вашингтон в течение длительного времени воздерживался от вступления в СПЧ, в том числе из-за необходимости прохождения новой процедуры, в рамках которой проводятся регулярные обзоры выполнения государствами обязательств в области соблюдения прав человека. Явное раздражение в американской столице вызывал сам факт того, что другим может быть позволено давать оценку «образцовой» системе США. Как показала практика, опасения были не безосновательными. Так, результаты прохождения в 2010 г. США первого универсального обзора стали ошеломляющими. Государства-члены и наблюдатели ООН вынесли в адрес Вашингтона 228 — рекордное число — рекомендаций, касающихся соблюдения прав человека и устранения их нарушений внутри страны и в ходе военных операций за рубежом. В рекомендациях особо отмечена необходимость отмены смертной казни, закрытия тюрьмы на базе в Гуантанамо, тщательного расследования случаев применения пыток и превышения полномочий силовыми структурами, борьбы с расовой дискриминацией и нетерпимостью, соблюдения прав мигрантов, меньшинств и коренных народов.

Факт отсутствия России в составе СПЧ в ближайшей перспективе может быть использован для обхода действующих в Совете процедур, выставляющих западные «демократии» в неблаговидном свете.

В ходе состоявшегося в 2015 г. второго обзора было констатировано ухудшение положения с правами человека в США. Резкую критику вызвали незаконные и противоречащие международным нормам в области прав человека методы американских спецслужб по скрытому сбору персональной информации, в том числе за рубежом. Подчеркивалось, что Вашингтон не спешит присоединяться к основополагающим международным договорам в области прав человека, включая Конвенцию о правах ребенка — инструмент, который ратифицировали все государства мира за исключением США и Сомали.

В этой связи факт отсутствия России в составе СПЧ в ближайшей перспективе может быть использован для обхода действующих в Совете процедур, выставляющих западные «демократии» в неблаговидном свете. Уже сейчас наблюдается чрезмерное увлечение наращиванием деятельности Совета по страновым сюжетам, что подрывает концепцию универсального периодического обзора. Известно также о реализации планов западных стран по превращению СПЧ в квазисудебный мониторинговый механизм и продвижению на его площадке противоречивых концепций, в том числе идеи создания всемирного суда по правам человека. Несложно догадаться, что в фокусе его внимания окажутся исключительно «неугодные» Западу государства.

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какой исход выборов в Конгресс США, по вашему мнению, мог бы оказать положительное влияние на российско-американские отношения в краткосрочной перспективе?

    Ни один из возможных результатов не способен оказать однозначного влияния  
     181 (71%)
    Большинство республиканцев в обеих палатах  
     46 (18%)
    Большинство демократов в обеих палатах  
     27 (11%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся