Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Николай Косухин

Д.и.н., профессор РУДН, н.с. Института Африки РАН, эксперт РСМД

Почему в Сомали произошли драматические события, повлекшие за собой распад государства в результате двадцатилетней гражданской войны? Как преодолеть сомалийский кризис? Сочетание внешних миротворческих усилий и традиционного опыта сомалийского общества по разрешению межклановых противоречий может дать позитивные результаты.

Почему в Сомали произошли драматические события, повлекшие за собой распад государства в результате двадцатилетней гражданской войны? Как преодолеть сомалийский кризис? Сочетание внешних миротворческих усилий и традиционного опыта сомалийского общества по разрешению межклановых противоречий может дать позитивные результаты.

Истоки межклановой гражданской войны

Республика Сомали ныне не существует как единое государство. После краха диктаторского режима Сиада Барре она распалась на множество самоуправляемых анклавов. На территории Сомали возникли квази-государства — Сомалиленд и Пунтленд. Процесс образования новых «самопровозглашенных государств» продолжается. Так, в начале 2011 г. на приграничной с Кенией территории было провозглашено новое государство — Азания. Формально существующее Переходное Федеральное правительство не способно преодолеть межклановые противоречия и положить конец гражданской войне. Причины распада государства коренятся в унаследованной от колониального прошлого территориальной разобщенности: страна была разделена на итальянское, английское и французское Сомали, а клановая структура общества вела к постоянной борьбе кланов за доминирование в том или ином регионе, за пастбища, источники воды, скот. Вследствие кочевого образа жизни ни один клан не имеет единую систему проживания, сохраняя при этом прочную клановую идентичность 1.

Межклановые противоречия в мусульманской стране подпитываются противостоянием умеренных и радикальных исламистов и вмешательством соседних государств, прежде всего Эфиопии и Эритреи, а также США, которые мотивируют свое вмешательство необходимостью не допустить превращения Сомали в африканский центр «Аль-Каиды».

Социально-экономическая ситуация в стране, фактическое отсутствие централизованной власти, голод и нищета населения привели к тому, что в прибрежных районах Сомали (а это около 1700 км) возникло пиратство как способ заработка местных жителей, вынужденных таким образом решать задачи физического выживания. Полевые командиры и вожди племенных кланов не заинтересованы в противодействии пиратству, поскольку сами участвуют в нем.

Миротворческие усилия ООН и Африканского союза

Мировое сообщество отдает себе отчет в том, что сохранение нынешней ситуации в Сомали ведет к эскалации напряженности во всем нестабильном регионе Африканского Рога, а также провоцирует дальнейшее ухудшение социально-экономического положения в стране.

С начала гражданской войны в Сомали Совет Безопасности ООН в апреле 1992 г. принял решение об учреждении Операции ООН в Сомали ЮНОСОМ I , а в марте 1993 г. — ЮНОСОМ II и санкционировал вооруженное вмешательство.

Головным отрядом Объединенной оперативной группы стали вооруженные подразделения США. На побережье страны высадились американские морские пехотинцы, начавшие операцию под названием «Возрождение надежды». Наряду с американцами в ней участвовали подразделения из 20 стран общей численностью 30 тыс. чел. 2.

Однако в проведении операции ООН был допущен ряд тактических ошибок. Так, представители ООН отказывались от прямых переговоров с лидерами вооруженных группировок, что имело негативные последствия для самой операции. Кроме того, командование миссии ООН приняло решение о принудительном разоружении военных отрядов, причем, если вооруженный сомалиец отказывался сдать оружие, в него было разрешено стрелять. Это было прямым вызовом всем вооруженным группировкам. Тот же эффект возымели усилия по поимке мятежного генерала Мухаммеда Айдида и его ближайших сподвижников. Все эти действия вызвали отторжение рядовых сомалийцев от гуманитарной интервенции ООН.

Операция в Сомали обошлась Организации Объединенных Наций приблизительно в 3 млрд. долл. В ходе нее погибло 165 солдат и офицеров, а также гражданских служащих ООН. Это в значительной степени послужило одной из причин прекращения гуманитарной интервенции. Ее неудача в 1992–1995 гг. стала результатом прямолинейной и грубой политики насилия, проводившейся без учета местных условий, что негативно сказалось на имидже миротворцев (местное население стало воспринимать их как оккупантов). В итоге войска ООН покинули Сомали, где воцарился хаос.

Таким образом, ни миротворческие усилия ООН, ни попытки соседних государств добиться прекращения вооруженных межклановых столкновений не дали результата. Ситуацией воспользовалось радикальное движение Союз исламских судов (СИС), установившее в 2006 г. вооруженным путем контроль над Могадишо, центральным и южным районами страны.
В декабре 2006 г. Эфиопия с одобрения США в одностороннем порядке ввела свои войска в Сомали с целью, как было заявлено, оказать поддержку законному правительству. Боевики СИС были вытеснены из Могадишо и большинства других контролировавшихся ими районов. Авиация США также приняла непосредственное участие в боевых действиях против исламистов 3].

В этих условиях Африканский союз (АС) в 2007 г. принял решение учредить собственную миссию — АМИСОМ — численностью 8 тыс. чел. 4.

В последующие годы СБ ООН неоднократно возвращался к сомалийской ситуации. По этому вопросу Советом было принято 13 резолюций. В то же время он уклонился от принятия решения о направлении в страну миротворческой миссии ООН. СБ продлил до 31 октября 2012 г. мандат миротворческой миссии АС в Сомали и призвал африканские страны довести ее численность с 8 тыс. до 12 тыс. чел.

Сегодня единственной силой, способной хотя бы приглушить вооруженные столкновения, является миротворческая миссия АС, состоящая из 8 тыс. угандийских и бурундийских солдат. Очевидно, что африканские государства по отдельности не готовы направить свои войска для участия в миротворческих операциях ввиду отсутствия финансовых средств и угрозы физического уничтожения миротворцев.

В результате гражданской войны только за последние три года в Сомали 21 тыс. чел. были убиты, 1,5 млн. лишились крова и 500 тыс. стали беженцами 5.

Определенные надежды возлагались на арабские страны, в частности на Лигу арабских государств. Однако «арабская весна» заставила на неопределенное время отказаться от этого варианта.

Таким образом, надо признать, что ситуация в Сомали была и остается на периферии интересов мирового сообщества.

Вместе с тем в последние годы морское пиратство и вооруженный разбой на море у побережья Сомали стали объектом повышенного внимания со стороны европейских стран, что выразилось в увеличении по линии ООН финансовых ассигнований на поддержку АМИСОМ. По инициативе ООН были проведены несколько международных конференций по этой проблеме. Мировое сообщество также обеспокоено тем, что Сомали может стать вторым Афганистаном, превратиться в базу «Аль-Каиды», поскольку сюда стекаются боевики из Афганистана, Ирака, Ирана, Пакистана. Их насчитывается уже более 2 тыс. чел. 6.

Приход к власти в начале 2009 г. нового президента Сомали умеренного исламиста, в прошлом одного из лидеров СИС Шейха Шарифа Шейха Ахмеда и вывод эфиопских войск были восприняты мировым сообществом как большой шаг вперед в урегулировании сомалийского конфликта. Предполагалось, что президент сможет договориться с лидерами радикальных исламистских организаций о сотрудничестве и привлечь их представителей в правительство. Парламент принял главные условия примирения — официальное введение законов шариата в стране. Однако эти уступки не дали положительных результатов. Исламистов устраивал только полный контроль над центральным правительством.

На состоявшейся 6 сентября 2011 г. при поддержке ООН консультативной встрече в Могадишо некоторых лидеров страны была принята «дорожная карта», предусматривающая, в частности, до конца августа 2012 г. разработку новой конституции, проведение парламентской реформы и демократических выборов, принятие мер по обеспечению общественной безопасности. Одновременно Переходному Федеральному правительству рекомендовано провести децентрализацию системы управления, т. е. передать часть функций и ресурсов местным администрациям и группам, обеспечив их взаимодействие с центральным правительством.

Эти и другие рекомендации в качестве первого шага направлены на федеративное устройство государства, поскольку предусматривают предоставление достаточно широкой самостоятельности низовым органам управления.

На наш взгляд, речь, по существу, идет о региональной автономии союза кланов (этнорегиональной автономии), которые действуют в рамках единого государства и имеют своих представителей в центральном парламенте. Разумеется, конкретные формы автономии должны стать предметом конструктивных переговоров. К ведению автономии могут быть отнесены функции обеспечения безопасности, контроля над пастбищами, водными и другими ресурсами, участие в принятии важнейших государственных решений и т. п.

Сомалийцы имеют не только опыт межклановых столкновений, но и традиции восстановления мира и добрососедских отношений.

Следует учитывать, что сомалийцы имеют не только опыт межклановых столкновений, но и традиции восстановления мира и добрососедских отношений. Ведь жизнь сомалийского кочевника, клана представляла собой постоянную борьбу за выживание в крайне неблагоприятных природных и экологических условиях. В результате в сомалийском традиционном обществе сложилась практика, когда все спорные вопросы внутри клана и с соседями решали структуры, базировавшиеся на общественном договоре (хеер), — совет старейшин (гурки) и собрание (шир) взрослых мужчин. Такая практика разрешения возникших противоречий дала основание английскому исследователю И. Льюису назвать сомалийское общество «пастушеской демократией».

Эти моменты должны были учитываться в деятельности миротворческих сил ООН, а ныне миссии Африканского союза. Сочетание внутренних и внешних миротворческих усилий может дать позитивные результаты.

 

1. Африка. Энциклопедия. В 2-х т. Т. 2. М., 2010. С. 674.

2. Africa South of Sahara. L., 2009. P. 1651.

3. Африка и мир в XXI веке. М., 2010. С. 286

4. Урнов А.Ю. Африка и ООН. М., 2011.

5. Урнов А.Ю. Африка и ООН. М., 2011. С. 111.

6. Вестник «Компас». 2010. № 30. 15 июля. С. 45.

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся