Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

После кончины основателя города-государства Сингапур Ли Куан Ю многие задумались, что же ждать в будущем от одного из мировых экономических лидеров. На протяжении последних двадцати лет Сингапур стабильно занимает самые высокие позиции в международных рейтингах развития и экономического благополучия. Стоит ли ждать новых прорывов от Сингапура? Ситуацию комментируют представители мировых аналитических центров и бизнес структур Рита Рамало, один из управляющих менеджеров в группе составителей ежегодного статистического справочника Doing Business в группе Всемирного банка, и Шарлотта Цзян, специалист в области развития частного сектора.

После кончины основателя города-государства Сингапур Ли Куан Ю многие задумались, что же ждать в будущем от одного из мировых экономических лидеров. На протяжении последних двадцати лет Сингапур стабильно занимает самые высокие позиции в международных рейтингах развития и экономического благополучия. Стоит ли ждать новых прорывов от Сингапура? Ситуацию комментируют представители мировых аналитических центров и бизнес структур Рита Рамало, один из управляющих менеджеров в группе составителей ежегодного статистического справочника Doing Business в группе Всемирного банка, и Шарлотта Цзян, специалист в области развития частного сектора.

Рита Рамало, управляющий менеджер в группе составителей ежегодного статистического справочника Doing Business в группе Всемирного банка

Что вы думаете о состоянии экономики Сингапура сегодня? Что изменилось за прошедшие годы?

Рита Рамало

Рита Рамало: Мы оцениваем государственную политику и нормативно-правовую среду различных стран с точки зрения того, насколько она усложняет или упрощает ведение бизнеса. В этом отношении Сингапур является безусловным лидером уже семь-восемь лет, а до этого он стабильно входил в тройку лучших. Устранение препятствий для предпринимательской деятельности — один из приоритетов национальной политики. Сингапурцы всегда перенимают передовой опыт, непрерывно стремятся к прогрессу и совершенствуются, никогда не останавливаясь на достигнутом. Едва ли не каждый год в Сингапуре проводится очередная реформа в сфере регулирования бизнеса. Там всегда задаются вопросом: «Как можно сделать то-то и то-то более эффективно?», «Как мы можем помочь своим гражданам?» Сингапурские чиновники — одни из наиболее высококвалифицированных к мире. Они имеют хорошее образование, обширные познания в своей области, постоянно отслеживают примеры успешных нововведений в других странах. Регулярно проводятся опросы общественности, чтобы выяснить возможные направления для дальнейшего развития государственных услуг.

Влияет ли высокий уровень развития и эффективность управления Сингапура на то, насколько другим странам региона удобно с ним сотрудничать?

Главная заслуга Ли Куан Ю состоит в том, что всего за одно поколение ему удалось превратить Сингапур из морского порта, лишенного природных ресурсов, в одно из наиболее богатых, безопасных и законопослушных государств мира.

Рита Рамало: Насколько я знаю, Сингапур делится своим опытом с другими странами. Партнерам как в рамках региона, так и за его пределами, передают передовую практику и объясняют, как ее внедрить. Сингапур также занимается распространением опыта в рамках АТЭС и других международных организаций. Кроме того, предприниматели из других стран сами приезжают в Сингапур, чтобы научиться новым методам управления.

Нань (Шарлотта) Цзян, специалист по развитию частного сектора, Всемирный банк

Из третьего мира в первый за одно поколение

Шарлота Цзян

Нескончаемый поток слез и всенародное горе в течение трех недель после кончины Ли Куан Ю продемонстрировали всему миру, каким уважением и любовью пользовался первый премьер-министр и отец-основатель Сингапура. Харизматичный лидер, «стратег мирового класса» и «гигант истории» — это лишь некоторые из эпитетов, которыми его щедро одаривали в прощальных речах.

Главная заслуга Ли Куан Ю состоит в том, что всего за одно поколение ему удалось превратить Сингапур из морского порта, лишенного природных ресурсов, в одно из наиболее богатых, безопасных и законопослушных государств мира.

Посетив в 1960 году Сингапур, чтобы оценить его потенциал к индустриализации, голландский экономист Альберт Винсемиус дал вялой экономике страны довольно мрачную характеристику: «бедный маленький рынок в темном углу Азии». Забастовки рабочих, утечка капитала, отсутствие гарантий политической стабильности после прихода к власти Партии народного действия (ПНД), во главе которой тогда стоял всего лишь 35-летний Ли Куан Ю — все это вызывало сомнения в благополучии дальнейшей судьбы островного государства.

Ли Куан Ю и ПНД совместно с Альбертом Винсемиусом разработали для страны ряд амбициозных экономических стратегий, нацеленных на развитие производственного сектора, в том числе за счет привлечения прямых иностранных инвестиций и создания промышленных комплексов (таких как комплекс Цзюйжун, построенный на месте бывших болот). Расположенный на берегу узкого южного входа в Малаккский пролив, Сингапур служит для богатых ресурсами земель континента воротами к мировым торговым путям. Благоприятное географическое расположение обеспечило местным производителям доступ на международный рынок, а по мере индустриализации страна занимала все более высокое место в мировой цепи поставок. Ли Куан Ю также предложил развивать тесные экономические связи с соседними странами; построенный в 1990-х китайско-сингапурский промышленный парк Сучжоу стал образцовым примером участия Китая в международном экономическом сотрудничестве. К тому же под руководством ПНД национальный сектор услуг, еще недавно состоявший из мелких семейных предприятий, успешно перешел к оказанию высококвалифицированных услуг в сфере финансов и информационных технологий, и тем самым обрел конкурентоспособность в рамках новой мировой экономики.

Сегодня Сингапур занимает первые места в мировых рейтингах по различным аспектам образования, включая успеваемость студентов, равенство возможностей образования, наличие образовательных ресурсов, активность и заинтересованность учащихся.

Другая важная экономическая стратегия, по словам Ли Куан Ю, заключалась в «развитии единственного природного ресурса Сингапура — людей». На базе образовательной системы, созданной британцами в колониальную эпоху, в Сингапуре были построены такие учреждения мирового класса, как Национальный университет Сингапура и Институт Раффлза. Ли Куан Ю также учредил национальную систему стипендий, в рамках которой лучшим студентам страны щедро выделялись средства на образование в ведущих вузах мира. Кроме того, именно Ли Куан Ю в 1960—1970-х годах инициировал развитие в Сингапуре образования на английском языке, а в 2000-х, по мере роста влияния Китая, — и на китайском. Сегодня Сингапур занимает первые места в мировых рейтингах по различным аспектам образования, включая успеваемость студентов, равенство возможностей образования, наличие образовательных ресурсов, активность и заинтересованность учащихся. Несмотря на то, что город-государство насчитывает всего 5,4 миллиона жителей, здесь расположены два из ста лучших университетов мира, согласно рейтингу университетов мира журнала Times Higher Education. Ли Куан Ю также выступал за организацию программ обмена: благодаря им Сингапур стал региональным образовательным центром для молодых ученых стран Азии и центром обучения государственных служащих Китая. В 2011 году вице-председатель КНР Си Цзиньпин отметил в беседе с Ли Куан Ю в Пекине, что «десятки тысяч китайских чиновников различного уровня посещают Сингапур и проходят там обучение», и что это «играет важную роль в развитии двусторонних отношений и способствует реализации курса Китая на модернизацию».

Flickr / Jennifer Le
Anton Tsvetov:
The Great Lee Forward

Стремясь поддержать экономический рост, Ли Куан Ю и ПНД объявили войну бюрократии и сделали все возможное, чтобы создать идеальную среду для предпринимательской деятельности. В ежегодном докладе Всемирного банка «Ведение бизнеса» нормативно-правовая среда Сингапура раз за разом признается наиболее благоприятной для бизнеса. Сегодня для учреждения предприятия в Сингапуре необходимо всего 2,5 дня, для оформления экспорта партии товаров — всего 6 дней; аналогичные сроки в странах ОЭСР с высоким уровнем дохода составляют 9 и 10,5 дней соответственно. Другим фактором привлекательности Сингапура для предпринимателей служат выгодные условия налогообложения. Доля прибыли компаний, идущая на уплату налогов и социальные взносы, составляет всего 18,4% — по сравнению с 41,3% в странах ОЭСР с высоким уровнем дохода. Эффективное регулирование, способствующее развитию бизнеса, и прочная образовательная база в совокупности с высокими технологиями и опытом иностранных компаний позволили стране стать главным центром инноваций, технологий и предпринимательства в Азии. В течение последних десятилетий ПНД последовательно расширяет инвестиции в научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). Недавний пример — план научных исследований, инноваций и развития бизнеса, объявленный премьер-министром Ли Сяньлуном в 2010 году, согласно которому за 2011—2015 гг. в НИОКР будет вложено 16,1 млрд сингапурских долларов. Возможно, за этим планом также стоит стратегическая мысль Ли Куан Ю, который в тот момент занимал пост министра-ментора, — ведь это все тот же неизменный курс на построение наукоемкой инновационной экономики, ориентированной на развитие бизнеса, создание привлекательных возможностей занятости и содействие процветанию граждан. Лишь за последние 10 лет число сингапурцев, имеющих свое дело, выросло в два раза, благодаря чему город-государство занимает второе место по числу предпринимателей на душу населения, уступая по этому показателю только США.

Критики могут расценить инициативы Ли Куан Ю в области социальной инженерии как попытки контроля, целью которых являлось насаждение порядка и создание общества послушных граждан, управлять которыми должна небольшая группа лидеров, выведенных путем селекции из интеллектуальной элиты. Однако вполне возможно, что Ли Куан Ю просто хотел улучшить жизнь в Сингапуре, изменив социально-экономические условия, чтобы помочь стране процветать.

При этом Ли Куан Ю также был тем человеком, который, по его собственным словам, пытался «вмешиваться в частную жизнь граждан». В особенности он пытался оказать влияние на принятие ими решений о вступлении в брак и рождении детей в 1980-е годы, после того как перепись населения показала, что женщины, имеющие высокий уровень образования, выходят замуж позже и имеют меньше детей. Для решения этой проблемы Ли Куан Ю инициировал создание служб по подбору пар для одиноких лиц с высшим образованием, работающих на гражданской службе, в правительственных ведомствах и государственных компаниях, а также ввел систему, которая поощряла замужних женщин с высоким уровнем образования рожать больше детей за счет предоставления налоговых льгот и приоритетного зачисления их детей в школы. Позднее эти меры были отменены в связи с негодованием общественности — в том числе самих женщин с высшим образованием. Критики могут расценить инициативы Ли Куан Ю в области социальной инженерии как попытки контроля, целью которых являлось насаждение порядка и создание общества послушных граждан, управлять которыми должна небольшая группа лидеров, выведенных путем селекции из интеллектуальной элиты. Однако вполне возможно, что Ли Куан Ю просто хотел улучшить жизнь в Сингапуре, изменив социально-экономические условия, чтобы помочь стране процветать. В конце концов, он не раз использовал модель управления, во многом основанную на азиатских ценностях — иначе говоря, ставящую общественное благо выше личного.

В настоящее время Сингапур уже не является тем бедным маленьким рынком, который увидел Альберт Винсемиус 55 лет назад. Напротив, страна стала одной из самых богатых, заняв девятое место по ВВП на душу населения и второе место в мире по уровню дохода на душу населения. Создав условия, которые сделали возможным переход страны из третьего мира в первый всего за одно поколение, Ли Куан Ю оставил ей богатое наследие, которое позволит ей уверенно войти в новую эпоху.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся