Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 20, Рейтинг: 1.95)
 (20 голосов)
Поделиться статьей
Джеймс Браун

Политолог, доцент университета Темпл в Токио, специалист по российско-японским отношениям

Апрельский визит в Москву — риск для премьер-министра Японии. Это будет семнадцатая встреча между С. Абэ и В. Путиным, но усилия по укреплению отношений с Россией так и не принесли Японии никакой пользы. С подходом С. Абэ к России не согласны многие японские политики. Премьер более уязвим, чем кажется, и его общественная поддержка может быстро исчезнуть. Если главы стран снова не смогут достичь конкретных договоренностей, кроме смутных заявлений о важности двусторонних отношений, С. Абэ подвергнется еще большему давлению, связанному с критикой его «нового подхода» к России.

От визита С. Абэ необходимо добиться значительного результата, и если Россия хочет, чтобы позитивная тенденция в отношениях сохранялась, было бы разумно сделать хоть какие-то уступки для Японии.

Как правило, премьер-министры в Японии недолго занимают свою должность. После окончания Второй мировой войны на посту сменились 33 политика. Для сравнения, в Великобритании за тот же период на этой должности один за другим работали только 14 человек.

Традиционно слабая политическая позиция японских премьер-министров объясняется системой мощных фракций внутри Либерально-демократической партии (ЛДП), которая, за исключением четырех лет, управляет Японией с 1955 г. Каждая фракция хочет, чтобы премьер-министром стал ее представитель, поэтому для поддержания гармонии внутри ЛДП необходимо, чтобы должность премьера регулярно переходила от одной из фракций к другой. Кроме того, полномочия премьер-министров ограничивают влиятельные японские чиновники, которые, как правило, играют ведущую роль в процессе разработки политического курса. Эти две причины затрудняют попытки японских лидеров реализовывать свои внешнеполитические амбиции, поэтому на протяжении длительного периода после Второй мировой войны японская внешняя политика довольно пассивна.

С. Абэ отличается от большинства своих предшественников. С сентября 2006 г. он был довольно непримечательным лидером и оставался в должности всего 365 дней. Он будто переродился, когда неожиданно вернулся к власти в декабре 2012 г., подчинив своему влиянию фракции ЛДП и сосредоточив власть в Кантэе, администрации премьер-министра. С. Абэ удалось ослабить влияние и противников внутри партии, и чиновников, а также он смог убедить членов ЛДП изменить правила партии, касающиеся срока пребывания своего лидера в должности. Такая реформа позволит ему остаться главой партии в течение девяти лет, в отличие от прежнего максимального срока в шесть лет. Это дало С. Абэ возможность руководить Японией до сентября 2021 г. Получается, что он один из самых сильных лидеров в послевоенной Японии.

Подобная политическая сила сочетается с относительно высоким уровнем общественной поддержки, по крайней мере по сравнению с лидерами других демократических стран. Эти факторы позволяют С. Абэ проводить смелую политику, которая включает в себя так называемую абэномику — его радикальный план по оживлению национальной экономики. Он также пытается превратить Японию в более активного игрока на арене международной безопасности. В частности, в 2013 г. правительство С. Абэ создало новый Совет Национальной Безопасности по образцу США. Кроме того, в 2015 г. они внедрили ряд новых законов, позволяющих прибегать к «коллективной самообороне», т. е. к праву использовать войска сил самообороны не только для защиты Японии, но также для защиты союзников. Это значит, что теперь японские военные силы могут быть применены за рубежом, впервые с 1945 г. Все эти меры вызывают критику внутри страны, и реализовать их мог только сильный лидер.

Непопулярный «новый подход»

Аналогичная ситуация наблюдается и в сфере политики Японии по отношению к России. С. Абэ считает отношения с Россией своим приоритетом и особенно с начала 2016 г. старается укреплять сотрудничество с Москвой в областях экономики, политики и безопасности. Он назвал этот набор мер «новым подходом» к России. В рамках его реализации С. Абэ дважды посетил Россию в 2016 г. и в декабре того же года принял президента В. Путина в своей родной префектуре — Ямагути. Он также создал новую должность министра по делам сотрудничества с Россией в области экономики и согласился перезапустить переговоры в формате «два плюс два» (между министрами иностранных дел и обороны обеих стран), которые были приостановлены после начала кризиса в Украине в 2014 г. В 2017 г. С. Абэ опять собирается посетить Россию дважды: с 27 по 28 апреля, чтобы встретиться с В. Путиным в Москве, и в сентябре, чтобы принять участие в Восточном экономическом форуме во Владивостоке. Однако в Японии энтузиазм премьер-министра по сотрудничеству с Россией разделяют далеко не все.

Каждая фракция хочет, чтобы премьер-министром стал ее представитель, поэтому для поддержания гармонии внутри ЛДП необходимо, чтобы должность премьера регулярно переходила от одной из фракций к другой.

Во-первых, большинство японцев к России относятся негативно. Согласно опросу, проведенному японским правительством в 2016 г., 76,9% респондентов по отношению к России настроены совсем недружелюбно или частично недружелюбно. Попытка С. Абэ достичь сближения с Россией не пользуется популярностью, более того, после визита В. Путина в Японию в декабре 2016 г. рейтинг поддержки японского премьер-министра упал на 5,9%.

Во-вторых, с подходом С. Абэ к России не согласны и многие японские политики. Рэнхо Мурата, лидер оппозиционной Демократической партии, заявила, что визит В. Путина в декабре был полным поражением для Японии. Даже Тосихиро Никаи, генеральный секретарь партии премьер-министра, был разочарован результатами саммита.

Александр Панов:
Ни дать, ни взять

Намерения С. Абэ сталкиваются со значительной оппозицией внутри министерства иностранных дел Японии. Японский МИД известен своей решительной поддержкой отношений с США, и, кажется, что дипломаты боятся, что попытки С. Абэ улучшить связи с Россией могут вызвать проблемы с Вашингтоном. Кроме того, хоть премьер-министр и выступает за гибкий подход к территориальному спору с Россией, многие дипломаты, особенно принадлежащие к так называемой русской школе МИД Японии, продолжают требовать, чтобы Россия признала суверенитет Японии над всеми четырьмя островами. Из-за этих разногласий возникла напряженность между высокопоставленными чиновниками министерства и Кантэй. Есть мнение, что Тикахито Харада, спецпредставитель Японии по отношениям с Россией, ушел в отставку в марте именно по этой причине.

Критика политики С. Абэ значительно усилилась после химической атаки в Сирии 4 апреля и ответных ударов США. Вашингтон и Лондон решительно требовали, чтобы Москва отказалась от поддержки режима Б. Асада и даже угрожали ввести новые санкции против Сирии и России. Б. Джонсон также отменил свой визит в Москву, запланированный на 10 апреля. На этом фоне в японских социальных сетях произошел всплеск ожесточенной критики по отношению к России, многие аналитики в СМИ призывали С. Абэ отменить поездку в Россию в конце апреля.

Такому давлению способен противостоять только очень влиятельный лидер. Но даже политическая сила С. Абэ имеет свои ограничения. Уровень общественной поддержки кабинета С. Абэ по-прежнему превышает 50%, несмотря на то, что в марте его рейтинг упал на 10% из-за скандала, связанного с одиозной начальной школой «Моритомо Гакуэн» в Осаке. В этой школе детям преподаются националистические ценности и, по сообщениям СМИ, поощряется дискриминация в отношении китайцев и корейцев. Эта школа смогла купить землю всего за 14% от ее оценочной стоимости благодаря поддержке влиятельных политиков. Считается, что с этой сделкой связан и сам премьер-министр, что вызвало острую критику оппозиционных партий в парламенте и в большинстве японских СМИ.

Таким образом, общественная поддержка С. Абэ не так сильна, как кажется на первый взгляд. Большинство японцев выступают против многих политических инициатив, особенно в области ядерной энергетики и национальной безопасности. Поддержка С. Абэ объясняется тем, что сейчас в Японии не так много альтернативных претендентов на его пост, а также тем, что у него есть план оживить экономику страны. Это значит, что С. Абэ более уязвим, чем кажется, и его общественная поддержка может быстро исчезнуть.

Визит в Москву — политический риск

Апрельский визит в Москву — риск для премьер-министра Японии. Это будет семнадцатая встреча между С. Абэ и В. Путиным, но, как утверждают критики, усилия по укреплению отношений с Россией так и не принесли Японии никакой пользы. Также есть опасность того, что во время визита С. Абэ в Москву в Сирии будет вновь применено химическое оружие, что приведёт к осуждению администрации В. Путина и тех, кто поддерживает с ней хорошие отношения. Если в такой напряженной атмосфере главы стран снова не смогут достичь конкретных договоренностей, кроме смутных заявлений о важности двусторонних отношений, С. Абэ подвергнется еще большему давлению, связанному с критикой его «нового подхода» к России. Возможно, новой волны противостояния он выдержать не сможет.

В Японии энтузиазм премьер-министра по сотрудничеству с Россией разделяют далеко не все. Намерения С. Абэ сталкиваются со значительной оппозицией внутри министерства иностранных дел Японии.

От апрельского визита С. Абэ необходимо добиться значительного результата, и если Россия хочет, чтобы позитивная тенденция в отношениях сохранялась, было бы разумно сделать хоть какие-то уступки для Японии.

Токио в первую очередь заинтересован в продвижении по вопросу совместного развития спорных южных Курильских островов. Стороны провели первый раунд переговоров на эту тему 18 марта 2017 г., и японское правительство считает такое сотрудничество шагом к потенциальному разрешению территориального спора. Противоречие заключается в том, что пока непонятно, под какой правовой юрисдикцией будет осуществляться совместная хозяйственная деятельность. Японская сторона хочет создать нейтральную правовую базу, потому что пытается избежать признания суверенитета России над островами. Российские официальные лица ответили, что любая хозяйственная деятельность на островах должна соответствовать российскому законодательству.

​Маловероятно, что лидеры смогут решить этот юридический вопрос во время встречи. Более возможным вариантом представляется упрощение процесса посещения островов бывшими японскими жителями, депортированными после Второй мировой войны. Безвизовая система действует с 1990-х гг., но бывшие жители и связанные с островами люди могут посетить территории только летом на специальном корабле, который ходит в Кунашир. Предлагалось добавить круглогодичные рейсы между Японией и не только Кунаширом, но и Итурупом. Это соглашение может быть достигнуто относительно легко и принесет выгоду обеим сторонам. Это могло бы способствовать экономическому развитию островов и, в частности, стать конкретным достижением С. Абэ, которое он сможет использовать, чтобы оправдать свою политику в отношении России перед японцами.

​Кроме того, было бы очень полезно добиться прогресса в осуществлении плана экономического сотрудничества из восьми пунктов, представленного С. Абэ в мае 2016 г. Многие японцы считают, что такое сотрудничество похоже на благотворительность и несет мало реальных экономических выгод для Японии. Чтобы противостоять такой трактовке программы, было бы идеально добиться прогресса до заключения сделки, у которой есть явные экономические преимущества для Японии. Одним из вариантов может стать газопровод между Сахалином и Японией. Этот проект позволил бы Японии импортировать газ по более низкой цене, чем сжиженный природный газ, на импорт которого страна опирается сейчас. Однако во время визита в Японию в начале апреля Александр Медведев, заместитель председателя «Газпрома», объявил, что компания не считает газопровод в Японию привлекательным проектом из-за сомнений относительно будущего спроса на газ в стране.

Заключить конкретные политические и экономические сделки во время апрельского визита С. Абэ в Москву будет сложно. Тем не менее если российское правительство хочет продолжать сближение с Японией, необходимо подарить японскому премьеру «сувенир», который он сможет показать японским и западным критикам как доказательство того, что его российская политика не будет провальной. Если в конце апреля он так ничего и не достигнет, С. Абэ должен будет занять более жесткую позицию по отношению к России.

Оценить статью
(Голосов: 20, Рейтинг: 1.95)
 (20 голосов)
Поделиться статьей
array(4) {
  ["Внешняя политика России"]=>
  string(44) "Внешняя политика России"
  ["Экономика"]=>
  string(18) "Экономика"
  ["Восточная Азия и АТР"]=>
  string(37) "Восточная Азия и АТР"
  ["Россия и Япония: пути решения проблем двусторонних отношений"]=>
  string(112) "Россия и Япония: пути решения проблем двусторонних отношений"
}

Текущий опрос

У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?

Прошедший опрос

  1. Развиваем российско-китайские отношения. На какое направление Россия и Китай вместе должны обратить особое внимание?
    Необходимо ускорить темпы евразийской интеграции в рамках сопряжения ЕАЭС и «Одного пояса — одного пути»  
     71 (28%)
    Развивать сферу двусторонних экономических отношений и прикладывать больше усилий для роста товарооборота между странами  
     71 (28%)
    Развивать гуманитарные связи, чтобы народы обеих стран лучше понимали друг друга  
     45 (18%)
    Создавать новые двусторонние политические механизмы для более тесного политического сотрудничества  
     32 (13%)
    Повысить эффективность координации действий в многосторонних международных организациях  
     30 (12%)
    Ваш вариант (в комментариях)  
     3 (1%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся