Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
Анастасия Борик

Латиноамериканист, колумнист-эксперт журнала Brasil.ru, эксперт РСМД

15 декабря 2015 г. представители правительства Колумбии и Революционных вооруженных сил Колумбии (ФАРК) подписали коммюнике по согласованному «пятому пункту» повестки мирных переговоров, а именно — о положении жертв конфликта. Обе стороны уже назвали соглашение историческим, поскольку именно этот пункт считался едва ли не самым сложным для согласования. Достижение договоренностей по проблеме жертв конфликта открывает путь к подписанию всеобъемлющего мирного договора, призванного положить конец гражданской войне в Колумбии. Однако, как это часто бывает, гладкие построения на бумаге совсем не означают, что мир в Колумбии вот-вот настанет.

15 декабря 2015 г. представители правительства Колумбии и Революционных вооруженных сил Колумбии (ФАРК) подписали коммюнике по согласованному «пятому пункту» повестки мирных переговоров, а именно — о положении жертв конфликта. Обе стороны уже назвали соглашение историческим, поскольку именно этот пункт считался едва ли не самым сложным для согласования. Достижение договоренностей по проблеме жертв конфликта открывает путь к подписанию всеобъемлющего мирного договора, призванного положить конец гражданской войне в Колумбии. Однако, как это часто бывает, гладкие построения на бумаге совсем не означают, что мир в Колумбии вот-вот настанет.

В чем суть

Мирные переговоры между правительством Колумбии и леворадикальными повстанцами из ФАРК продолжаются уже три года и идут по пяти основным направлениям, включая проблему жертв конфликта.

Согласование позиций по последнему вопросу шло полтора года, в результате чего были достигнуты договоренности о создании всеобъемлющей системы восстановления в правах пострадавших в результате конфликта. Базовыми принципами системы стали гласность, правосудие, право на компенсацию и меры по противодействию повторению конфликта. В действительности, подписанные 15 декабря договоренности стали продолжением главного прорыва 2015 г. — сентябрьского соглашения о создании специальных трибуналов, которые будут рассматривать дела участников герильи, в особенности тех, кто замешан в масштабных нарушениях прав человека и других военных преступлениях. Для колумбийской общественности, а также для участвующих в переговорном процессе организаций, защищающих права пострадавших от конфликта, передача герильи в руки правосудия была принципиальным вопросом, и именно сентябрьское соглашение позволило продвинуться в согласовании «пятого пункта».

Президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос обещает завершить переговоры к 23 марта 2016 г. даже согласование «пятого пункта» не дает гарантий наступления мира в неспокойной латиноамериканской стране.

Не вдаваясь в детали 63-страничного документа, отмечу только, что речь идет о сочетании судебных и несудебных мер по возвращению жертвам конфликта их гражданских прав. Со стороны судебной системы это расследования и наказание причастных к нарушениям прав человека (включая нарушения со стороны официальных военных и «парамилитарес»). Среди несудебных — организация поисков пропавших без вести, оказание помощи жертвам, восстановление разрушенной инфраструктуры и сельскохозяйственных объектов, поиск и обезвреживание противопехотных мин, и многие другие.

В чем проблема

REUTERS/John Vizcaino
Анастасия Борик:
Маловероятный мир в Колумбии


Достигнутые договоренности не добавляют поводов для оптимизма. Сказать, что их содержание несколько размыто, означает существенно смягчить тон критики в их адрес.

Президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос обещает завершить переговоры к 23 марта 2016 г. Безусловно, такая уверенность внушает оптимизм. Представляется, однако, что даже согласование «пятого пункта» не дает гарантий наступления мира в неспокойной латиноамериканской стране, как минимум, по двум причинам.

Во-первых, существующая в колумбийском обществе оппозиция политике действующего руководства страны не позволит в полной мере воплотить достигнутые договоренности. Мира, разумеется, хотят все политические силы страны, однако пути его достижения расходятся. Оппозиция, в частности, обвиняет Х. М. Сантоса в излишней мягкости по отношению к герилье, которая, по мнению ряда оппозиционных политиков, останется безнаказанной за совершенные преступления.

Во-вторых, достигнутые договоренности не добавляют поводов для оптимизма. Сказать, что их содержание несколько размыто, означает существенно смягчить тон критики в их адрес. Например, в соглашении о судах над повстанцами не раскрывается порядок формирования трибуналов, что позволяет каждой стороне интерпретировать этот пункт в свою пользу. В соглашении по «пятому пункту» нет никакой конкретной информации о том, кто именно несет ответственность за осуществление несудебных мер, не уточняется, каков будет вклад правительства и РВСК, нет указаний на финансовые инструменты реализации этих положений.

Сторонам нужно приложить еще немало усилий для достижения мира.

Оба указанных фактора делают реализацию договоренностей после завершения переговоров непростой задачей. Но пока даже об этом говорить рано, поскольку с января 2016 г. правительство Х. М. Сантоса и представители герильи начинают в Гаване новый раунд переговоров, касающийся как раз процедур сдачи оружия, демобилизации и перехода к имплементации всех пяти согласованных положений рамочного соглашения. Представляется, что для достижения компромисса по этим финальным позициям также потребуется немало усилий.

Итого

Договоренности между официальными властями и герильей по проблематике жертв внутреннего вооруженного конфликта, безусловно, представляются важным шагом для мирного урегулирования. Это своего рода финишная прямая, однако слишком рано говорить о завершении конфликта, сторонам нужно приложить еще немало усилий для достижения мира.

Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся