Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 4.83)
 (6 голосов)
Поделиться статьей
Елена Кузьмина

К.полит.н., зав. сектором Центра постсоветских исследований НИ ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова, эксперт РСМД

В середине мая 2018 г. в Сочи состоялся очередной саммит ЕАЭС. В ходе переговоров был принят целый ряд важных для государств — членов ЕАЭС решений. Прежде всего речь идет о создании нового формата сотрудничества — института государств-наблюдателей при ЕАЭС. Первым наблюдателем стала Молдова.

На саммите обсуждались результаты работы ЕАЭС в 2016–2017 гг. Были приняты решения в сферах макроэкономики, торговли, цифровизации, рынка услуг, транспорта, агропромышленного комплекса, технического регулирования. ВЕЭС утвердил создание Советов руководителей уполномоченных органов государств-членов в сферах аккредитации, стандартизации, агропромышленного комплекса и транспорта.


Заседание Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС), состоявшееся 14 мая 2018 г., на первый взгляд, было просто имиджевым мероприятием. Точнее так его преподносили многие СМИ, описывая в основном два пункта встречи — принятие Республики Молдовы в качестве наблюдателя и знакомство с новым премьер-министром Армении. Однако повестка саммита ЕАЭС была более широкой и практичной. Рассмотрим основные мероприятия и документы, которые были приняты на этой встрече в верхах.

Начнем с условно «имиджевых». Во-первых, был создан новый формат сотрудничества в рамках ЕАЭС — институт государств — наблюдателей при ЕАЭС. На Высшем экономическом совете было утверждено Положение о статусе государства-наблюдателя при ЕАЭС, согласно которому представители государства с таким статусом могут присутствовать по приглашению на заседаниях органов ЕАЭС без права участия в принятии решений и получать принимаемые органами Союза документы, не носящие конфиденциальный характер. Но главное — государство-наблюдатель обязано воздерживаться от любых действий, способных нанести ущерб интересам Союза или стран-участниц. Первым официальным наблюдателем стала Молдова. Несмотря на внутриэлитарные сложности в Молдове, необходимые документы были подписаны и механизм запущен. Это дает возможность расширения круга стран, заинтересованных в сотрудничестве с ЕАЭС. Что касается Молдовы, учитывая позицию ее проевропейского правительства и географическую зажатость страны между Украиной и Румынией, углубление интеграции, по мнению экспертов, будет непростым для республики и, возможно, ускорится только после парламентских выборов.

Во-вторых, в заседании ВЕЭС принял участие новый премьер-министр Армении Н. Пашинян, который пришел к власти в результате уличных протестов и будучи оппозиционным политиком негативно высказывался о членстве страны в Союзе. Однако уже во время выступления в парламенте Армении в ходе второго тура выборов он подтвердил намерение проводить внешнеполитический курс страны на евразийскую интеграцию и стратегическое сотрудничество с Россией. Еще более важными оказались результаты его переговоров с лидерами государств — членов ЕАЭС и председателем Союза на саммите, что подтвердило его понимание важности для Армении участия в едином экономическом пространстве и подтверждения приверженности этому сотрудничеству.

Что касается Молдовы, углубление интеграции будет непростым для республики и, возможно, ускорится только после парламентских выборов.

Но не менее важными были подписанные в ходе встречи документы, о которых СМИ практически не писали. Формирование общего евразийского законодательного поля и есть основная работа по обеспечению функционирования полномасштабного единого экономического пространства и углублению интеграции. На данном саммите это были решения в сферах макроэкономики, торговли, цифровизации, рынка услуг, транспорта, агропромышленного комплекса, технического регулирования. Но предварительно были рассмотрены результаты деятельности ЕАЭС в 2017 г. Главам государств и правительств были представлены как результаты развития отдельных отраслей сотрудничества, так и итоги двухгодичного членства Армении и Кыргызстана в Евразийском союзе.

Учитывая сложную экономическую ситуацию последних лет в государствах-членах, особую важность обретают утвержденные на встрече «Основные ориентиры макроэкономической политики государств ЕАЭС на 2018–2019 годы», которые направлены на активизацию процесса восстановления экономического роста и создание базиса для устойчивого экономического развития государств — членов Союза. Документ предполагает сочетание реализации совместных мер в рамках ЕАЭС и национальных мер для стимулирования инвестиционной активности, улучшения делового климата, создания условий для повышения производительности в реальном секторе экономики.

Одним из самых перспективных направлений сотрудничества в последние два года стала цифровизация национальных экономик. И сегодня идет работа над актуализацией цифровой повестки Союза до 2025 г. При уже сформированной нормативной базе создается среда для проработки цифровых преобразований по приоритетным направлениям. С учетом интересов бизнеса и органов власти государств-членов сейчас идет работа над развитием системы цифровой прослеживаемости (в том числе идентификации); внедрением электронных сопроводительных документов и их взаимного признания в странах ЕАЭС; созданием Евразийской электронной биржи труда, специализированного венчурного фонда отраслевых цифровых платформ, цифрового Евразийского транспортного коридора, сети промышленной кооперации и субконтрактации и т. д. Одним из основных вопросов встречи был вопрос внедрения и взаимного признания электронных сопроводительных документов. Начата работа по пилотным проектам, касающимся создания и развития системы цифровой прослеживаемости движения товаров. Это важно для прозрачности движения товаров и услуг, а также рабочей силы, сокращения их серых потоков, пресечения коррупции в этих сферах. Создание цифрового сопровождения товаров и транспортно-логистических услуг сокращает время их передвижения, а значит, и цены на них.

Необходимо понимать всю сложность согласования столь серьезных блоков вопросов сразу пятью государствами. Однако именно эти действия подтверждают нацеленность государств — членов Совета на сотрудничество и согласованное развитие.

Следующим важным вопросом стало принятие решений о дальнейшей либерализации рынка услуг в ЕАЭС. Внесены изменения в перечень секторов (подсекторов) услуг, по которым в Союзе функционирует единый рынок [1]. К уже согласованным 43 секторам услуг были добавлены соглашения еще по девяти секторам: услугам по производству и распространению кино- и видеофильмов, по демонстрации видеофильмов; услугам, связанным с собственным или арендуемым недвижимым имуществом; услугам по аренде и лизингу прогулочных судов без оператора. В перечень также включены услуги в области рекламы, научные консультативные услуги в части геологии, туристические услуги, услуги по проведению научно-исследовательских работ. Учитывая, что многие из них связаны с туризмом, культурно-просветительскими услугами, то речь идет об улучшении условий развития малого и среднего бизнеса, который наиболее представлен в этих сферах, а также о большем удобстве для простых граждан — основных потребителях этих услуг.

Не менее важным является для государств-членов сотрудничество с третьими странами; и на ВЕЭС было одобрено «Соглашение о порядке заключения, прекращения и приостановления действия международных договоров Союза с третьими государствами, международными организациями или международными интеграционными объединениями». Основным принципом заключения подобных договоров признан принцип консенсусного решения. Перед возможным заключением преференциального торгового соглашения проект проанализирует совместная исследовательская группа, а решение о подписании, прекращении или приостановлении действия международных договоров принимает только Высший Евразийский экономический совет.

ВЕЭС также утвердил создание Советов руководителей уполномоченных органов государств-членов в сферах аккредитации, стандартизации, агропромышленного комплекса и транспорта в лице соответствующих национальных министерств и ведомств, а также министров (членов Коллегии) ЕЭК, курирующих эти направления деятельности. Они необходимы для координации работы в названных сферах экономики стран ЕАЭС.

Необходимо понимать всю сложность согласования столь серьезных блоков вопросов сразу пятью государствами. Однако именно эти действия подтверждают нацеленность государств — членов Совета на сотрудничество и согласованное развитие. Естественно, что в ходе встречи обсуждались и проблемы, возникающие в ходе реализации евразийского проекта, о чем достаточно много говорилось в СМИ, и нередко эти вопросы освещались негативно. Но именно честное обсуждение возникающих проблем дает импульс к их решению.

Хотелось бы отметить подписание еще двух документов, которые вышли за рамки встречи Высшего экономического совета, но являются важнейшим результатом работы ЕЭК и правительств государств-членов. Речь идет о «Временном соглашении о создании Зоны свободной торговли между Ираном и ЕАЭС» и «Соглашении о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и его государствами-членами с одной стороны и КНР с другой стороны», подписанных на полях Астанинского экономического форума. Эти документы имеют стратегическое значение для развития Евразийского союза. Китай — крупнейший торговый партнер для большинства государств – членов Союза. Подписание подобного документа определяет общие условия непреференциальной торговли между ними, снимает ряд торговых противоречий и способствует дальнейшему развитию отношений с Поднебесной. Согласно временному соглашению (его срок ограничен тремя годами) с Тегераном, страны ЕАЭС предоставят Ирану уступки по 502 кодам товарной номенклатуры [2]. ЗСТ ЕАЭС — Иран также может подстегнуть участие российских компаний в нефтегазовых проектах на территории Исламской Республики и дать новый толчок развитию приграничного сотрудничества Армении и Ирана.

Таким образом, встреча глав государств и правительств Евразийского союза прошла в рабочем режиме, который предусматривал согласование и решение текущих, но важнейших вопросов развития сотрудничества и интеграции, а значит, и для бизнес-сообщества, и для простых граждан государств-членов.

1. Эти услуги, согласно союзному законодательству, предоставляются в странах ЕАЭС без ограничений, изъятий и дополнительных требований и условий; без дополнительного учреждения в форме юридического лица на территории любого государства-члена; на основании разрешения на поставку услуг, полученного поставщиком услуг в своей стране-участнице; с автоматическим и безусловным признанием профессиональной квалификации персонала поставщика услуг.

2. Всероссийская академия внешней торговли Российский центр компетенций анализа стандартов ОЭСР. 16 мая 2018 г. Мониторинг актуальных событий в области международной торговли № 11. С.4.


Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 4.83)
 (6 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся