Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Виктор Катона

Эксперт РСМД

Появление новых политических форматов сопровождается, как правило, недоверием со стороны критично настроенной экспертной среды. Однако возникновение блока Россия – Азербайджан – Иран, охватывающего западное побережье Каспийского моря, может стать мощным толчком для взаимопроникновения экономик трех стран и институционализации политического диалога. Заинтересованы ли в таком развитии сами участники саммита и если да, то при каких условиях?

Появление новых политических форматов сопровождается, как правило, недоверием со стороны критично настроенной экспертной среды. Однако возникновение блока Россия – Азербайджан – Иран, охватывающего западное побережье Каспийского моря, может стать мощным толчком для взаимопроникновения экономик трех стран и институционализации политического диалога. Заинтересованы ли в таком развитии сами участники саммита и если да, то при каких условиях?

8 августа 2016 г. в Баку состоялась первая трехсторонняя встреча президентов России, Азербайджана и Ирана. Лидеров прикаспийских стран объединяет ряд факторов: их экономики сильно зависят от поставок углеводородного сырья за рубеж, они борются с высокой инфляцией, а также эти страны пытаются трансформировать Ближний Восток и Прикаспийский регион по своим представлениям. Несмотря на схожие черты, страны подошли к саммиту с разным настроем и целями. Россия постепенно привыкает к жизни «после Крыма», продолжая противостоять международному политическому давлению; Азербайджан, по всей видимости, оказался в положении России 2015 г., в то время как Иран пытается всеми возможными способами запустить экономические реформы в стране, опасаясь роста инфляции и безработицы. Саммит проходил в преддверии переговоров В. Путина с Р. Эрдоганом, поэтому встреча могла не вызвать бурного ажиотажа, однако ее последствия могут быть далекоидущими для всего прикаспийского региона.

Снятие санкций с Ирана дало возможность России продвигать включение Ирана в интеграционные объединения евразийского пространства.

Россия существует в режиме санкций уже более двух лет. Несмотря на единичные случаи успеха — например, сельскохозяйственный сектор демонстрирует устойчивый рост (в 2016 г. Россия стала ведущим экспортером пшеницы в мире), — экономика страны страдает от отсутствия возможности в надлежащей мере включиться в мировую экономику, так как ведущим российским компаниям запрещено выходить на долгосрочные кредитные рынки западных стран. Рецессия последних двух лет и падение курса рубля на 60% сказались и на Азербайджане, так как по подсчетам МВФ, падение ВВП России на 1% приводит к падению валового продукта нефтеэкспортирующих стран Прикаспия на 0,4%. После того как цены на нефть стабилизировались выше отметки в 40 долл. за баррель, появились первые признаки возобновления роста, и, по прогнозам специалистов, экономическая рецессия в III-IV квартале 2016 г. должна подойти к концу. За неимением серьезных структурных реформ внутри страны руководство России готово более тщательно присмотреться к амбициозным проектам за ее пределами, на ее южных рубежах.

Armenian Presidential Press Service
Никита Смагин:
Армения и Иран: экономика превыше всего

На экономическом положении Азербайджана отрицательно сказались падение цен на нефть и рецессия российской экономики. Властям Азербайджана пришлось дважды девальвировать национальную валюту манат — на 30% в феврале и на 50% в декабре 2015 г. Впервые за последние 20 лет наблюдается дефицит торгового баланса — за первое полугодие 2016 г. он составлял 226 млн долл. ВВП страны за период январь — июнь 2016 г. сократился на 3,4%, и рядом международных финансовых институтов (МВФ, Standard & Poor’s, Fitch) ожидается, что к концу года экономика Азербайджана сможет лишь несущественно укрепиться, зафиксировав падение ВВП на уровне 3%. Принимая во внимание тот факт, что на фоне существенного роста цен на нефть в 2005-2008 гг. средний уровень роста ВВП в Азербайджане составлял 24% и страна не испытала экономической рецессии даже в последующих годах, стремительное падение экономики многих застало врасплох.

Иран, в свою очередь, находится на подъеме после урегулирования ядерной проблемы и победы умеренных политических сил на парламентских выборах в феврале 2016 г. Экономика растет быстрее общемирового уровня: предполагается, что в 2016 г. рост ВВП достигнет 4,2%, а в 2017 г. возрастет до 4,6%. Во многом это связано с возможностью свободно торговать ведущим экспортным товаром Ирана — углеводородами, однако благодаря довольно диверсифицированной структуре экономики, ВВП страны рос и в санкционные 2014–2015 гг. Стремления Ирана амбициозные — правительство Х. Рухани намеревается добиться роста ВВП в 8%, однако для этого потребуются существенные инвестиции — согласно данным иранских властей, порядка 150 млрд долл. Ирану необходимы инвестиции и большая вовлеченность в глобальные экономические процессы, поэтому каспийский саммит в Баку — для него хорошая возможность укрепить отношения с Азербайджаном и еще в большей степени с Россией.

Объединить Каспийский регион...

Активизация внешнеэкономической деятельности стала одним из основных лозунгов российско-азербайджанского трека переговоров.

Формат встречи сильно напоминает энергетические саммиты лидеров прикаспийских государств, последний из которых прошел в сентябре 2014 г. в Астрахани (следующий состоится в 2017 г. в Астане). Однако помимо измененного списка участников (встреча в Баку прошла без участия Казахстана и Туркменистана), новый формат обладает более широким спектром обсуждаемых вопросов. Транспорт, торговые режимы, экономика, глобальная безопасность — все это обсуждалось и будет обсуждаться в рамках нового раунда встреч (участники уже выразили заинтересованность в продолжении данного формата).

Снятие санкций с Ирана дало возможность России продвигать включение Ирана в интеграционные объединения евразийского пространства. Сначала Кремль стал выступать за присоединение Ирана к ШОС, сейчас В. Путин озвучил идею создания Зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и Ираном. Активизация внешнеэкономической деятельности стала одним из основных лозунгов российско-азербайджанского трека переговоров, так как товарооборот между двумя странами в I полугодии 2016 г. снизился. Торговые отношения России и Азербайджана с Ираном, наоборот, идут в гору после снятия санкций — предполагается, что товарооборот между Ираном и Азербайджаном в текущем году вырастет на 80%, в то время как российско-иранский товарооборот увеличится на 60-70%.

РЖД
Коридор «Север-ЮГ»

Примечательно, что инициативы экономического характера лидеры государств обсуждали в ходе двусторонних встреч, никаких общих предложений, помимо формальных призывов стимулировать торгово-экономическое сотрудничество, не наблюдалось. Иран, по всей видимости, сделал ставку на привлечение российских энергетических компаний в проекты на своей территории, в то время как с Азербайджаном Тегеран намеревается развивать транспортную инфраструктуру, а также промышленный и банковский секторы.

Согласно высказываниям министра экономики Азербайджана Ш. Мустафаева, совокупные инвестиции Ирана в экономику Азербайджана составляют 1,5 млрд долл. Эта цифра будет увеличиваться и впредь. Среди прочих, в рамках саммита на высшем уровне была закреплена сделка между иранским автопроизводителем Iran Khodro и азербайджанской компанией AzEuroCar о производстве иранских моделей автомобилей. На данный момент в Азербайджане действуют 450 компаний с иранским капиталом — во многом благодаря отсутствию серьезных политических разногласий между двумя государствами и наличию масштабной азербайджанской диаспоры в Иране.

В ходе саммита активно обсуждалась возможность строительства транспортного пути «Север-Юг».

В ходе саммита активно обсуждалась возможность строительства транспортного пути «Север-Юг», в перспективе прямого конкурента Суэцкого канала. Впервые о проекте «Север-Юг» заговорили в сентябре 2000 г., когда был подписан договор между Россией, Ираном и Индией о соединении Санкт-Петербурга и Мумбаи трансконтинентальным транспортным коридором. Интерес РЖД объясним — через территорию России проходит почти половина сухопутного коридора, однако Азербайджан и Иран также заинтересованы в транзитных перевозках. К 2019 г. должен быть достроен весь маршрут Астара – Казвин, объединяющий Азербайджан и Иран, вследствие чего появится полноценный транзитный путь по западному побережью Каспийского моря. В рамках транспортного коридора «Север-Юг» толчок будет дан и развитию транскаспийской торговли за счет расширения портовых мощностей Каспийского моря, в том числе Астраханского порта, более активного использования российского порта Оля и порта Нека в Иране.

…чтобы затем его поделить…

До сих пор нет понимания, является ли Каспийское море морем. Это существенный факт, так как если оно признается озером, то понятие шельфа сразу отпадает.

Несмотря на расширенную повестку переговоров лидеров России, Азербайджана и Ирана, энергетика не могла не играть серьезную роль в ходе обсуждений. Энергетика Каспийского региона неразрывно связана с политикой. Основной камень преткновения — распределение углеводородных ресурсов Каспийского моря и раздел акватории моря между пятью прибрежными странами. В ходе четырех предыдущих Каспийских саммитов, организованных с перерывами в 3-4 года, лидеры государств не смогли достичь всеобъемлющей договоренности по наиболее существенным вопросам. В ходе Астраханского саммита в 2014 г. были подписаны конвенции по гидрометеорологии, системе оповещения о стихийных бедствиях, сохранению и рациональному использованию морских биологических ресурсов, однако не было сделано никаких прорывов по распределению акваторий.

Иран придерживается точки зрения, что Каспийское море должно быть поделено на равные части (по 20% шельфа каждому) между Россией, Азербайджаном, Ираном, Туркменистаном и Казахстаном. Россия и Азербайджан, подписавшие в 2003 г. соглашение о разграничении сопредельных участков дна Каспийского моря, отстаивают принцип раздела согласно протяженности береговой линии. В то же время Азербайджан активно пытается продвинуть идею строительства Транскаспийского газопровода, который поставлял бы туркменский газ через территорию Азербайджана в Европу, однако Россия и Иран выступают против такого замысла. Ставки чрезвычайно высоки, так как глубоководные и подсолевые залежи Каспийского моря разведаны очень слабо — ни одной стране не хочется терять потенциальные месторождения из-за одного неудачного политического шага.

По всей видимости, инициативы по определению юридического статуса Каспийского моря в ближайшие годы не повлекут за собой ощутимых результатов. Пессимистический прогноз основывается в том числе и на том факте, что до сих пор нет понимания, является ли Каспийское море морем. Это существенный факт, так как если оно признается озером, то понятие шельфа сразу отпадает. С другой стороны, если признавать Каспийское море явлением sui generis, то потребуется не одно десятилетие на разграничение полномочий в рамках всеобъемлющей (и всех более-менее устраивающей) конвенции.

На переговорах в Баку в рамках встреч министров энергетики обсуждался и ряд других вопросов, например, весьма примечательный газовый проект — организация своповых поставок газа с Ираном. По предлагаемой схеме «Газпром» поставлял бы газ в северные регионы Ирана, не обладающими какими-либо существенными месторождениями. Взамен российская компания в сотрудничестве с иранской стороной или в одностороннем порядке получала бы сжиженый природный газ (СПГ) на Юге Ирана, который затем будет поставляться на рынки Азии, не в последнюю очередь на энергоемкий рынок Индии. Этот проект обсуждался вкупе с возможными нефтяными проектами, реализация которых стала возможной после снятия санкций. Целый ряд российских компаний заявил о своей заинтересованности участвовать в проектах на территории Ирана («Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Газпром Нефть», «Зарубежнефть»).

Финальные контуры также обретают проект строительства двух новых блоков АЭС «Бушер» (т.н. «Бушер-2»). Новые блоки будут построены по российским технологиям, ядерное топливо будет поставляться из России, а в обратном направлении будет осуществляться возврат отработанного топлива для вторичной переработки. Министр энергетики А. Новак заявил, что строительство двух новых блоков может начаться еще в 2016 г. АЭС «Бушер», первый блок которого был достроен лишь в 2011 г. после 36 лет санкционных тягот, будет способствовать диверсификации источников электроэнергии Ирана, так как на данный момент 92% электрогенерации страны приходится на газ и нефть. В свою очередь, «Росатом» укрепит свои позиции на рынках развивающихся экономик.

…и обезопасить

Минская группа ОБСЕ была фактически заменена личной дипломатией Кремля.

Безопасность Каспийского региона может также стать регулярным элементом повестки дня на саммитах Россия – Азербайджан – Иран. Как и в случае с экономикой, она обсуждается в основном в рамках двусторонних переговоров, на общий трехсторонний уровень выносятся лишь стандартные дипломатические формулировки. В рамках российско-азербайджанского трека упор делался на вопрос Нагорного Карабаха. Переговоры в Баку стали продолжением июньской встречи президентов России, Армении и Азербайджана в Санкт-Петербурге, ставшей переломным моментом на пути к нормализации положения в регионе и сведения к минимуму военных действий. Принимая во внимание, что 10 августа 2016 г. президент России В. Путин встретился с главой Армении С. Саргсяном, следует констатировать, что Минская группа ОБСЕ была фактически заменена личной дипломатией Кремля.

Российско-иранские переговоры касались в первую очередь противодействия ИГ в Сирии. На фоне того, как правительственные войска Сирии при мощной поддержке ВКС России пытаются сузить с каждым днем кольцо вокруг города Алеппо, Москва и Тегеран в очередной раз сверили часы. Иран также принимает активнейшее участие в сирийском конфликте — потеряв более тысячи членов Корпуса стражей исламской революции (КСИР) и ежегодно тратив, по информации С. де Мистуры, порядка 6 млрд долл. на поддержку сирийского режима, Тегеран не готов мириться с каким бы то ни было присутствием ИГ возле своих границ.

В целом саммиты Россия – Азербайджан – Иран обладают существенными перспективами. Энергетика региона будет на протяжении десятилетий основным критерием энергетической безопасности Европы, а также, возможно, и Южной Азии. Проект «Север-Юг» сможет в будущем стать сухопутным конкурентом Суэцкого канала, особенно если его удастся сделать равномерно загруженным в обоих направлениях. Неразведанный потенциал кроется в либерализации торговли услугами, гармонизации внешнеэкономических режимов и тарифов, регламентов и стандартов, прав интеллектуальной собственности. Главное, чтобы политическая воля укреплять прикаспийский вектор сотрудничества сохранялась и в будущем.

Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся