Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Владислав Белов

К.э.н., заместитель директора Института Европы РАН, заведующий Отделом страновых исследований, руководитель Центра германских исследований

В июне 2015 г. в рамках празднования 60-й годовщины вступления ФРГ в НАТО немецкие политики (министр обороны Урсула фон дер Ляйнен) впервые за долгие годы позитивно откликнулись на очередной призыв генерального секретаря Североатлантического альянса Йенса Столтенберга привести военные расходы Германии в соответствие с давно принятым решением. Речь идет об их увеличении до уровня 2% от размера ВВП. По состоянию на 2014 г. только пять стран-членов этой организации, включая США, соответствовали этому требованию. ФРГ, чьи военные расходы едва превышают 1% и существенно отстают от установленного уровня, на протяжении последних десятилетий игнорировала требование Альянса об увеличении военного бюджета.

В июне 2015 г. в рамках празднования 60-й годовщины вступления ФРГ в НАТО немецкие политики (министр обороны Урсула фон дер Ляйнен) впервые за долгие годы позитивно откликнулись на очередной призыв генерального секретаря Североатлантического альянса Йенса Столтенберга привести военные расходы Германии в соответствие с давно принятым решением. Речь идет об их увеличении до уровня 2% от размера ВВП. По состоянию на 2014 г. только пять стран-членов этой организации, включая США, соответствовали этому требованию. ФРГ, чьи военные расходы едва превышают 1% и существенно отстают от установленного уровня, на протяжении последних десятилетий игнорировала требование Альянса об увеличении военного бюджета.

Ситуация стала меняться с приходом к власти в декабре 2013 г. нового коалиционного правительства в составе блока ХДС/ХСС и СДПГ, которое приняло решение о переходе к новой внешнеполитической парадигме, опирающейся на «культуру ответственности», предусматривающей активное участие немецкого государства в урегулировании различных международных конфликтов в рамках существующих блоковых обязательств. Эти шаги были предприняты на фоне обострения в 2014–2015 гг. проблем с техническим обеспечением реформируемого бундесвера, украинского и ближневосточного кризиса, роста угрозы международного терроризма и усиления опасений/панических настроений по поводу российской угрозы. В 2015 г. было принято решение о постепенном повышении (правда, незначительном) оборонного бюджета в 2016 г. до 1,18% ВВП. К 2019 г. его абсолютный размер должен составить 35 млрд евро, что, однако, будет означать снижение до уровня 1,07%.



Сохранение присутствия США в Западной Европе во многом зависит от инвестиций их европейских партнёров по НАТО в собственные вооружённые силы и выполнения ими обязательств в рамках этой организации.

13 января 2016 г. Ангела Меркель впервые за последние десять лет посетила заседание комиссии нижней палаты парламента по вопросам обороны, на котором она выступила в поддержку повышения военных расходов. Среди прочего она подчеркнула, что сохранение присутствия США в Западной Европе во многом зависит от инвестиций их европейских партнёров по НАТО в собственные вооружённые силы и выполнения ими обязательств в рамках этой организации. Уполномоченный по делам военнослужащих Ханнс-Петер Бартельс 26 января 2016 г., передавая свой ежегодный доклад президенту бундестага Норберту Ламмерту, особо указал на проблемы с текущим оснащением бундесвера, плачевное состояние вооружений и необходимость увеличения военных расходов. На следующий день министр обороны представила комитету по обороне бундестага план перевооружения, согласно которому для модернизации вооружённых сил необходимо выделить дополнительные 130 млрд евро в течение последующих 15 лет. При этом, по её мнению, надо отказаться от подхода, при котором устанавливалось точное количество определенных систем оружия и перейти к заказу необходимого вооружения, исходя из реальных потребностей Министерства обороны. А 29 января 2016 г. Й. Столтенберг в интервью газетам немецкой медийной группы Funke вновь призвал ФРГ привести свои военные расходы в соответствие с нормативами НАТО. Как и в прошлые годы, это было похоже на хорошо спланированную PR-кампанию.

На сегодняшний день можно констатировать следующее:

реформа бундесвера предполагает повышение эффективности его технического оснащения, системы и механизмов военных заказов и, соответственно, его вооружения;

Для оправдания увеличения военных расходов Германия активно использует тезис о росте угрозы со стороны России.

— по всей видимости, вооружённые силы ФРГ сохранят универсальный характер и возможность их использования в любых ситуациях, в т.ч. в различного рода операциях за рубежом;

— государство заинтересовано в увеличении оборонного бюджета и роста военных заказов, что позволит повысить загрузку мощностей отечественных компаний военно-промышленного комплекса и снизит их зависимость от заказов из проблемных стран (например, Саудовской Аравии);

REUTERS/Ints Kalnins
Юрий Надточей:
Возвращение к Лафайету

— наряду с обязательствами перед НАТО ФРГ заинтересована в дальнейшем развитии внутриевропейского вектора военной интеграции и взаимодействия, что также требует дополнительного финансирования;

— для оправдания увеличения военных расходов Германия активно использует тезис о росте угрозы со стороны России, особенно для прибалтийских государств, входящих в НАТО (что не соответствует действительности);

— отношения между Берлином и Вашингтоном в рамках евроатлантических механизмов военного сотрудничества отличаются непрозрачностью: из всех партнеров по НАТО США делает ставку именно на ФРГ, которая, обладая мощным народнохозяйственным комплексом, вполне способна выполнить требуемый норматив;

— непонятно, насколько в современных условиях обосновано требование двухпроцентного уровня, в том числе с точки зрения целевого использования национальных военных расходов в рамках НАТО;

— обозначенную цель в два процента Германия может достичь только в долгосрочной перспективе, постепенно увеличивая соответствующую расходную часть бюджета;

Государство заинтересовано в увеличении оборонного бюджета и роста военных заказов, что позволит повысить загрузку мощностей отечественных компаний военно-промышленного комплекса и снизит их зависимость от заказов из проблемных стран.

— сложно представить, что в течение нескольких лет немецкое государство сможет позволить себе удвоение оборонных расходов и довести их до уровня почти в 60 млрд евро;

— ФРГ испытывает необходимость в существенном росте государственного финансирования ряда важнейших задач на федеральном, земельном и коммунальном уровнях, в т.ч. связанных со стимулированием инвестиционной деятельности, развитием транспортной и коммуникационной инфраструктуры, разрешением миграционного кризиса;

— увеличение бюджета на оборону будет сталкиваться не только с сопротивлением со стороны традиционно оппозиционных партий, но и с альтернативными мнениями в партиях, которые составят будущие правительственные коалиции.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся