Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

После того как В. Путин подписал договор о присоединении Крыма к России, возросла вероятность ужесточения санкций США и ЕС в отношении России. Мы попросили Владимира Барановского, заместителя директора ИМЭМО РАН, Валерия Гарбузова, заместителя директора ИСКРАН, и Сергея Кулика, руководителя дирекции по международному развитию ИНСОР, высказать свое мнение о дальнейшем развитии российско-американских отношений и прокомментировать стратегию США по урегулированию украинского кризиса.

После того как 18 марта 2014 года В. Путин подписал договор о присоединении Крыма к России, возросла вероятность ужесточения санкций США и ЕС в отношении России. Мы попросили экспертов высказать свое мнение о дальнейшем развитии российско-американских отношений и прокомментировать стратегию США по урегулированию украинского кризиса.

Владимир Барановский (ИМЭМО РАН): Главное – это не допустить, чтобы конъюнктура полностью доминировала в отношениях России с США

Сергей Кулик (ИНСОР): Президент США оставляет поле для ужесточения своего курса

Валерий Гарбузов (ИСК РАН): Россия и США вряд ли будут стратегическими партнерами в урегулировании украинского кризиса

 


Владимир Барановский: Главное – это не допустить, чтобы конъюнктура полностью доминировала в отношениях России с США

Заместитель директора ИМЭМО РАН, академик РАН, член РСМД

Кризисы нередко открывают новые возможности, в том числе, и в отношениях между государствами. На Ваш взгляд, существуют ли какие-либо возможности для положительной динамики в российско-американских отношениях на фоне украинского кризиса?

Любой кризис, даже очень острый, всегда имеет положительную сторону в том смысле, что заставляет мобилизоваться и находить выход из этого кризиса. В данном случае пока мы видим серьезные проблемы и в отношениях России с США, и с Европой, и ввод санкций, и возможность деградации очень важных аспектов наших отношений с этими странами. Однако это может стать толчком для того, чтобы начать более серьезный разговор о том, что не получалось еще до украинского кризиса. Это серьезная и важная работа, по-хорошему ее надо было делать еще вне контекста украинского кризиса. Кризис ее осложняет, так как создает плохую атмосферу, учитывая, что есть текущие, конъюнктурные моменты. Надо мобилизоваться, сосредоточить внимание на том, что является главным. Главное – это не допустить, чтобы конъюнктура полностью доминировала в отношениях, чтобы мы видели перспективу, понимали, каковы стратегические цели  России. Есть важные вещи, требующие обязательного внимания и в отношениях с Украиной, и в отношениях с США.

Беседовала Наталья Евтихевич, программный менеджер РСМД

 

Сергей Кулик

Сергей Кулик: Президент США оставляет поле для ужесточения своего курса

Руководитель дирекции по международному развитию ИНСОР

Когда В. Янукович был готов подписать Соглашение об ассоциации с ЕС в Вильнюсе (казалось, что Евросоюз "побеждает"), США стали подавать сигналы, что ЕС должен самостоятельно нести за это ответственность. Таким образом, Вашингтон дал понять, что если на Украине будут проблемы с правами человека, политическими и другими реформами, то США будут за этим наблюдать и действовать только доступными законными методами.

Однако когда В. Янукович не подписал Соглашение, несмотря на то что на Украине начались волнения, американцы вынуждены были вступить в серьезную игру и помочь Европейскому союзу. Вовлеченность Вашингтона стала возрастать, когда в украинский кризис вмешалась Россия.

Таким образом, когда Украина склонялась к западному пути развития, США держались в стороне. Но стоило Киеву отказаться от Ассоциации с ЕС, как Вашингтон вмешался.

Единая позиция Евросоюза по отношению к России, политике Украины, возможным санкциям стала более-менее обозначаться. Значит, сейчас мы должны действовать.

Кроме того, нельзя забывать, что в США произошло определенное изменение сил. Пророссийские американские политики сейчас не у власти, как и в России проамериканские политики уже не на первых ролях. Поэтому Б. Обама может стать заложником ситуации: даже если он не хочет предпринимать более серьезные шаги для урегулирования ситуации на Украине, он будет вынужден действовать. Пока в санкционном списке Б. Обамы некоторые неприятные для России моменты выглядят завуалированно, но если их прочитать внимательнее, становится понятно, что президент США оставляет поле для ужесточения своего курса.

Например, если обратить внимание на последний указ, датированный 17 марта 2014 года, то в нем расшифровано слово "persons" - это не только люди, это также относится к организациям. Там также расшифровано, что понимается под российским правительством, что под американским.

В этот указ включен пункт, касающийся вопросов, связанных с военно-промышленным комплексом. То есть, в принципе, США могут принять санкции и в сфере технологий, причем необязательно военных.

Сейчас формулировки завуалированы, но если ситуация действительно будет ухудшаться и не будут приняты дополнительные договоренности, то все, даже эти, казалось бы, прописанные в мягкой форме, завуалированные положения, могут быть приняты к действию.

 

Валерий Гарбузов: Россия и США вряд ли будут стратегическими партнерами в урегулировании украинского кризиса

Заместитель директора Института США и Канады РАН

Украинская проблема еще находится в стадии развития, и очень многое меняется прямо на наших глазах. Поэтому говорить о какой-то стратегической линии, которая была бы выработана нынешней американской администрацией, вряд ли сейчас стоит. Пока мы видим реакцию в виде санкций, и что эти санкции носят точечный характер, касающийся только конкретных лиц из внешнеполитического руководства России.

Я думаю, что на выработку стратегической линии в отношении России у Соединенных Штатов уйдет какое-то время. Я думаю, что она будет представлять собой смесь из политических и экономических санкций.

Применение санкций приведет к тому, что Россия и США вряд ли будут стратегическими партнерами в урегулировании украинского кризиса. Скорее всего, возникнет стратегическая конфронтация, но вместе с тем сохранится избирательное сотрудничество по ряду направлений, без которого на сегодняшний день обе страны не могут обойтись. Это касается экономического сотрудничества и сотрудничества по решению ряда проблем, связанных с региональными конфликтами.

Я не думаю, что в нынешней ситуации можно соорудить какой-то «забор» вокруг России и достигнуть стопроцентной изоляции. Скорее всего, разумная реакция – это сочетание санкций с избирательным сотрудничеством.

Однако сейчас важно, какой будет внешнеполитическая линия России. Крым – начало ли это объединения русскоязычных меньшинств и территорий, где они проживают, в России, или это единичный случай?

Но, во всяком случае, пока реакция администрации Б. Обамы, которая отличается мягкостью, будет нацелена на применение санкций. Другой вопрос, что будет, когда к власти придет республиканская администрация. Там, наверное, разговор будет гораздо более жесткий, потому что республиканцы всегда отличались гораздо большей твердостью и тем, что за словами следовали дела. Б. Обама в этом смысле – противоположность. Республиканцы всегда упрекали администрацию Б. Обамы и его лично в мягкости, в мягкотелости, в слабости. Сейчас они упрекают его в том, что этим пользуются Путин и Россия.

Беседовала Дарья Хаспекова, программный координатор РСМД

 

Смотрите также:

 

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся