Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 5)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Илья Комаров

Аспирант ИМЭМО РАН

Два глобальных торговых блока – Транстихоокеанское партнерство (ТТП) и Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ТТИП), работа по созданию которых ведется уже несколько лет с переменным успехом, позволят выстроить выгодную для США и их партнеров архитектуру регионального экономического сотрудничества, исключив Россию и Китай.

Перспектива девальвации экономического присутствия России в мире посредством её исключения за рамки глобальных торговых соглашений создает необходимость поиска альтернативных сценариев сохранения влияния.

Два глобальных торговых блока – Транстихоокеанское партнерство (ТТП) и Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ТТИП), работа по созданию которых ведется уже несколько лет с переменным успехом, позволят выстроить выгодную для США и их партнеров архитектуру регионального экономического сотрудничества, исключив Россию и Китай.

Начало переговорам о Транстихоокеанском партнерстве было положено в марте 2010 года в Мельбурне. В переговорном процессе участвуют 12 стран, ВВП которых приближается к $28 трлн, что равно приблизительно 40% мирового ВВП, и которые генерируют 1/3 мировой торговли. Сегодня ТТП занимает одно из ключевых мест в американской внешнеэкономической повестке не только по причине возможных торговых выгод, но и вследствие политического желания Барака Обамы преподнести Транстихоокеанское партнерство в качестве собственного достижения до ухода с поста президента. ТТП – одно из его предвыборных обещаний, способ реализации стратегии возвращения в Азию, которая нацелена на ограничение роста влияния Китая.

Текущий месяц обещает стать напряженным и многообещающим для переговорщиков из США. Делегация под руководством Торгового представителя Майкла Фромана на этой неделе направилась на переговоры с Малайзией и Сингапуром для выхода, как многие надеются, на «финишную прямую» ТТП. После этих двусторонних встреч ключевые переговорщики 12 стран-участниц Транстихоокеанского партнерства соберутся на Гавайях с 24 июля 2015 г., а 28–31 июля к встрече присоединятся профильные министры, чтобы постараться завершить длящиеся 5 лет переговоры итоговым соглашением.

Несмотря на скептические оценки, предрекающие срыв подписания из-за ряда разногласий между странами-участницами и нехватки информации по двусторонним переговорам США, достигнутый прогресс в унификации правил торговли 12 стран показывает, что рано или поздно данное соглашение увидит свет. Как и соглашение о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве, идея которого в различных формах существует с 1990-х годов.

Официальный старт переговорам о ТТИП дан в июне 2013 года, оно должно связать экономики, генерирующие больше трети мировой торговли, с суммарным объемом ВВП, превышающим $35 трлн., что составляет около 45% мирового ВВП. Трансатлантическое соглашение таит больше угроз для России, поскольку способно существенно осложнить доступ для отечественных товаров и услуг на общий американо-европейский рынок. Гармонизация торговых стандартов между США и ЕС может привести к появлению новых нетарифных ограничений для товаров извне, потребуются время и средства для соответствия им со стороны третьих стран. Планируемое соглашение унифицирует экономическую политику США и ЕС в отношении России, в случае продолжения санкционного давления принимаемые меры будут носить более скоординированный характер. Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство, в случае решения вопроса о поставках сжиженного природного газа и нефти из США в ЕС, снизит возможности диверсификации российской экономики за счет снижения доходов от экспорта энергоресурсов.

Согласно экспертным оценкам в США и в Европе, подписание ТТИП возможно до ухода президента Б. Обамы с поста президента, то есть до начала 2017 года. В настоящее время проходит десятый раунд переговоров в Брюсселе, ожидания от которого остаются сдержанными. Переговорщики из США и ЕС представят пересмотренные «гибридные» правила доступа на рынки услуг, а также впервые обсудят правила происхождения товаров по отдельным секторам. Отсутствие видимого прогресса на трансатлантическом направлении не означает, что переговоры зашли в тупик, но демонстрирует сложность стоящих задач и подчеркивает актуальную сосредоточенность США на заключении Транстихоокеанского партнерства.

Это, казалось бы, дает России временную отсрочку для осознания собственной роли в глобальной системе торговых отношений и создает необходимость поиска сценариев интеграции в создаваемые блоки и выхода на новые рынки. Однако возможности интеграции ограничены нежеланием Запада видеть Россию в качестве равноправного торгового партнера, а новые рынки представлены лишь странами, не попавшими в глобальные блоки.

Существует ли у России возможность развития за рамками ТПП и ТТИП? Однозначный ответ может быть дан только со временем, а двум уже использующимся механизмам – Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) и кооперации стран БРИКС ещё предстоит доказать свою экономическую эффективность.

При этом товарооборот США с Китаем ($590 млрд), Индией ($67 млрд), Бразилией ($73 млрд) и с ЮАР ($14,5 млрд) по состоянию на 2014 год в разы превышает товарооборот с России с этими странами (Китай — $88,1 млрд; Индия — $9,5 млрд; Бразилия — $5,7 млрд в 2013 году; ЮАР — $1 млрд в 2013 году), что создает необходимость в рамках БРИКС учитывать мнение Соединенных Штатов и станет помехой в ситуации выбора направлений дальнейшей торговой интеграции.

В случае промедления формирования рынка ЕАЭС, либо неэффективности его функционирования, доступ к зоне свободной торговли США и ЕС и 800 миллионам потребителей станет более предпочтительной альтернативой евразийскому 180-миллионному рынку. Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство стимулирует приграничные страны к подписанию аналогичных документов с США и ЕС, что будет способствовать дальнейшей экономической изоляции России.

Заключение ТТИП способно ограничить доступ на рынок Европы и США для России и стран ЕАЭС и, таким образом, превратить Евразийский экономический союз в исключительно рынок сбыта для уже присутствующих здесь западных компаний, которые, поняв новые границы дозволенного в условиях санкций, за редким исключением продолжают успешно работать.

Вышеперечисленные аспекты ослабят не только экономическую, но и политическую роль России. Россия и КНР наряду с Ираном и КНДР фигурируют в новой национальной военной стратегии США в числе стран, которые «подрывают региональную безопасность напрямую и через третьи силы». В их отношении на различных этапах уже вводились ограничения в формате санкций, а новые соглашения призваны лимитировать экономическое присутствие в интересующих США регионах.

Заключение Транстихоокеанского партнерства способно подтолкнуть Китай к более тесному взаимодействию с Россией и странами БРИКС не только в экономическом, но и в политическом смысле, что в актуальных условиях выглядит привлекательно. Однако аналогичное соглашение с Европой скажется на России сугубо негативно.

Запад получит возможность усилить свою роль в системе политического порядка посредством экономических механизмов. Соглашение послужит новой основой трансатлантической кооперации — геополитическим механизмом ослабления России.

С точки зрения политиков и военных стратегов США, как Джеймс Ставридис (James Stavridis), ТТИП способно стать «символом единства США и Европы во всех смыслах, включая ценностный аспект, безопасность, политику и торговлю». Союз США-ЕС станет проводником и образцом западных ценностей и стандартов, включая права человека и систему политического устройства, что ускорит отдаление России от стран, исповедующих западную идеологию.

На этом фоне способом сохранения имеющегося влияния и укрепления политико-экономических позиций в дополнение к ЕАЭС и БРИКС представляется более гибкий и лояльный подход России к вопросу о ТТИП, основанный на постепенной унификации с ним внутриевразийских торговых правил. Соглашение между США и Евросоюзом может стать эталоном открытого рынка, и, чем ближе к «эталону» окажутся ЕАЭС и Россия, тем проще и эффективнее будет протекать процесс экономического взаимодействия в новых условиях.

Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 5)
 (3 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся