Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Григорий Лукьянов

Научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований ИВ РАН, старший преподаватель Факультета социальных наук НИУ ВШЭ, эксперт РСМД

27–28 февраля В. Путин совершил краткое «центральноазиатское турне», посетив с официальным визитом Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан. Начавшаяся в южной столице Казахстана и завершившаяся в Бишкеке серия переговоров на высшем уровне оценивается в Москве как успешная, несмотря на отсутствие громких заявлений о прорывных результатах и судьбоносных решениях. Чем визит в Кыргызстан запомнился с точки зрения развития российско-кыргызских отношений? Какие тенденции в двустороннем сотрудничестве двух стран он обозначил?

27–28 февраля 2017 г. президент России В. Путин совершил краткое «центральноазиатское турне», последовательно посетив с официальным визитом Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан. Все три государства — стратегические партнеры России в Центральной Азии. Каждое из них связало себя с Москвой рядом фундаментальных двусторонних соглашений, за которыми стоит не только общее историческое прошлое, но также и обоюдное доверие в настоящем и прагматическое видение общего будущего. При этом все три государства входят в состав Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), а Казахстан и Кыргызстан также участвуют в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). В этой связи поездка президента России привлекла к себе внимание наблюдателей как в самом регионе, так и за его пределами задолго до своего начала. Отсутствие в плане турне посещения президентом России Туркменистана и Узбекистана породило ряд предубеждений в адрес текущего состояния отношений Москвы с Ашхабадом и Ташкентом, а также способствовало возникновению отчасти завышенных ожиданий от запланированных переговоров в Алматы, Душанбе и Бишкеке.

В минувшем 2016 г. В. Путин дважды посетил Узбекистан и Казахстан, а также не единожды проводил переговоры в двустороннем формате с президентами Казахстана, Кыргызстана и Туркменистана в Москве, встречался со всеми лидерами стран ЦА в формате многосторонних встреч, в том числе на саммитах ведущих интеграционных объединений в регионе (ЕАЭС, ОДКБ, ШОС, СНГ). Что касается Кыргызстана, то последний официальный визит президента России в эту страну состоялся в период проведения в Бишкеке саммита СНГ 16–17 сентября 2016 г. Тогда Владимир Путин вручил президенту страны Алмазбеку Атамбаеву орден Александра Невского «за большой вклад в укрепление многопланового сотрудничества между Россией и Киргизией в духе взаимного доверия и стратегического партнерства».

Официальный визит 28 февраля был приурочен к 25-летию установления дипломатических отношений между Россией и Кыргызстаном (отмечается 20 марта), что добавило ему определенного символизма на фоне еще одного важного события в современной истории этой страны, которое ей только предстоит пережить в 2017 г. Речь идет о запланированных на 19 ноября президентских выборах, в которых нынешний президент А. Атамбаев не намерен участвовать, выдвигая собственного кандидата [1].

Таким образом, электоральная кампания 2017 г. может войти в историю современного Кыргызстана как первая, способная привести к реальной передаче власти первого лица в соответствии с действующей конституцией «без революционных потрясений». Данный вопрос наиболее актуален и значим для внутренней политики Кыргызской Республики (КР), а потому ему будет подчинена и внешнеполитическая деятельность действующего руководства страны в 2017 г. Поэтому неизменной константой политики президента А. Атамбаева и его команды может стать стремление максимально гармонизировать ситуацию в стране, избегая возможных рисков как изнутри, так и извне в преддверии выборов.

С этой точки зрения переговоры А. Атамбаева и В. Путина 28 февраля подтвердили существующее взаимопонимание между двумя президентами и готовность Москвы пойти навстречу официальному Бишкеку по целому ряду направлений.

Во-первых, продолжается и развивается стимулирование двустороннего экономического сотрудничества. По естественным причинам оно всегда было и остается ассиметричным и зависимым от политической воли Москвы. Определяющими составляющими этого взаимодействия являются такие меры со стороны России, как:

  • действия, направленные на создание эксклюзивных возможностей для деятельности кыргызских экономических агентов и поступления кыргызских товаров на российский рынок (отмена таможенных, санитарных и фитосанитарных барьеров);
  • целенаправленная финансовая поддержка кыргызской экономики через Российско-Кыргызский Фонд развития и иные двусторонние институты;
  • прямые финансовые вливания в кыргызский государственный бюджет через систему грантов и льготных кредитов;
  • последовательное списание государственного долга Кыргызстана;
  • материальная поддержка производственного сектора экономики путем осуществления беспошлинного экспорта нефтепродуктов из России;
  • прямые инвестиции в развитие транспортной и газотранспортной инфраструктуры;
  • содействие адаптации кыргызского законодательства и инфраструктуры к техническим и иным требованиям ЕАЭС.
Отсутствие в плане турне посещения президентом России Туркменистана и Узбекистана породило ряд предубеждений в адрес текущего состояния отношений Москвы с Ашхабадом и Ташкентом, а также способствовало возникновению отчасти завышенных ожиданий от запланированных переговоров в Алматы, Душанбе и Бишкеке.

Во-вторых, Москва оказала поддержку Бишкеку в процессе дальнейшей интеграции КР в ЕАЭС с учетом его эксклюзивных требований, не находящих понимания не только со стороны Казахстана как наиболее требовательного по отношению к Кыргызстану участника Союза, но и институтов ЕАЭС как таковых. В частности, были внесены изменения и дополнения в межправительственное российско-кыргызское соглашение об оказании технического содействия КР в рамках процесса ее присоединения к ЕАЭС, которые учли ряд спорных моментов, на которых кыргызские представители настаивали ранее. Данные действия представляются знаковыми ввиду того, что в 2017 г. Кыргызстан председательствует в Союзе.

В-третьих, Москва содействует обеспечению государственной безопасности, осуществляемой по трем основным направлениям:

  • содействие качественному развитию вооруженных сил КР (поставки вооружений, подготовка кадров и т. д.);
  • содействие развитию под эгидой ОДКБ единой системы региональной безопасности, направленной на отражение внешних угроз военной безопасности государств Центральной Азии;
  • присутствие военного контингента ВС России на территории Кыргызстана с целью оказания содействия местным вооруженным силам и органам правопорядка в отражении внешних угроз.
Неизменной константой политики президента А. Атамбаева и его команды может стать стремление максимально гармонизировать ситуацию в стране, избегая возможных рисков как изнутри, так и извне в преддверии выборов.

Один из вопросов итоговой пресс-конференции лидеров двух государств, привлекший впоследствии наибольшее внимание СМИ, касался пребывания российской авиабазы в кыргызском Канте. А точнее — ее (не)далекого будущего, остающегося в значительной мере неопределенным на протяжении всего периода ее существования с начала 2000-х гг. Спустя более 15 лет с момента ввода ограниченного контингента базы в страну для отражения угрозы вторжения радикальных исламистов пребывание в Кыргызстане российской авиабазы сегодня — скорее политический вопрос, чем вопрос обеспечения государственной безопасности. Он играет крайне важную роль в политическом противостоянии власти и оппозиции, особенно в период мощных политических потрясений, как, например, во время революционных событий 2005 и 2010 гг. Будучи крайне острым для значительной части кыргызской общественности, он является краеугольным камнем, в отношении которого существуют только два диаметрально противоположенных мнения — однозначно «за» или однозначно «против».

Играет крайне важную роль в политическом противостоянии власти и оппозиции, особенно в период мощных политических потрясений.

Анонсированная 28 февраля российской стороной готовность вывести базу с территории Кыргызстана в случае, если на то будет решение властей и народа этой страны, имела стратегическое значение для предстоящего предвыборного периода и преследовала цель ослабить позиции кыргызских националистов. Присутствие последних во власти никак не отвечает интересам Москвы, потому как ставит под вопрос все достижения построения региональной интеграции за предыдущие годы. В условиях неразрешенности великого множества социально-экономических проблем в Кыргызстане и уязвимости общества перед популистскими лозунгами радикалов, данный шаг более чем разумен. Особенно учитывая то, что если решение о выводе базы и будет принято, то маловероятно, что администрацией А. Атамбаева в 2017 г.




Для Москвы в нынешних условиях база в Канте скорее определенный символ, чем реальный инструмент влияния на кыргызскую политику или военную безопасность в регионе.

Тем не менее необходимо принимать во внимание то, что и для Москвы в нынешних условиях база в Канте скорее определенный символ, чем реальный инструмент влияния на кыргызскую политику (без ущерба для собственной репутации) или военную безопасность в регионе. Собственные военные возможности базы не так велики, в отличие от затрат на ее содержание. В долгосрочной перспективе в интересах России вывести собственный военный контингент из Канта, передав объект ВС Кыргызстану (или в крайнем случае структурам ОДКБ), и получить в лице хорошо подготовленной и оснащенной кыргызской армии, управляемой лояльным по отношению к Москве правительством, надежного союзника по обеспечению региональной безопасности.

В-четвертых, Россия способствует развитию культурного взаимодействия. В сентябре 2016 г., когда в Кыргызстане на государственном уровне прошли мероприятия, посвященные столетней годовщине Среднеазиатского восстания 1916 г., выступая на открытии Мемориала памяти погибших, президент А. Атамбаев построил свою речь таким образом, что в центре внимания оказалась не тема исторической памяти, разделяющей народы, а сюжет кыргызско-российской дружбы, сумевшей пережить эту черную страницу общей истории. Данное послание было услышано и должным образом оценено не только в Кыргызстане. В этом отношении для российского общества и государства данный опыт видится крайне ценным, особенно на фоне событий на Украине, нанесшим удар не только по межгосударственным контактам, но и отношениям между двумя народами.

В своем итоговом выступлении на пресс-конференции президент России подчеркнул особое значение роли культуры в двусторонних отношениях и приветствовал проведение Дней кыргызской культуры в России в 2017 г.

Политика Москвы на кыргызском направлении в среднесрочной перспективе направлена на укрепление фундаментальных основ для долгосрочного сотрудничества с Бишкеком после выборов 2017 г.

Суммируя вышесказанное, политика Москвы на кыргызском направлении в среднесрочной перспективе направлена на укрепление фундаментальных основ для долгосрочного сотрудничества с Бишкеком после выборов 2017 г. Ожидаемый результат и цель движения навстречу А. Атамбаеву, нередко осуществляемые ценой ущемления среднесрочных интересов российско-казахстанского взаимодействия по нормализации функционирования институтов и механизмов ЕАЭС, видятся куда более значимыми и стратегически оправданными.

В существующих условиях у Москвы нет оснований напрямую вмешиваться в ход президентских выборов в Кыргызстане, чтобы обеспечить преемственность в целом благоприятного для нее внешнеполитического курса развития страны. Добиться этого можно, действуя куда более тонко с оглядкой на будущее. А именно:

  • продолжая оказывать экономическую поддержку для недопущения острых кризисных явлений в кыргызской экономике, способных повлиять на рост протестных настроений и вероятность дестабилизации ситуации в стране, росту этноконфессиональной и социальной напряженности;
  • выстраивая и совершенствуя комплексное взаимодействие с Бишкеком на пути совершенствования и развития такой системы реагирования на вызовы региональной безопасности, ключевым элементом которой станет равное участие и ответственность всех государств региона;
  • создавая благоприятный политический климат, уважая, поддерживая и укрепляя суверенитет Кыргызской Республики и высокий авторитет российско-кыргызской дружбы, чтобы не допустить усиления националистических (в том числе антироссийских и антирусских) и изоляционистских настроений в обществе.

1. Эксперты и наблюдатели выделяют несколько основных сценариев развития ситуации и базовых стратегий, которым могут последовать президент и его окружение в условиях электоральной кампании 2017 г. Так, речь идет о возможности проведения досрочных выборов и изменении позиции А. Атамбаева в отношении своего собственного участия в них, а также о различных кандидатурах на место «преемника» при сохранении утвержденной даты голосования 19 ноября.

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся