Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Елена Дунаева

К.и.н., ст.н.с. Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН, доцент кафедры экономики и экономической географии стран Азии и Африки ИСАА МГУ им. М.В. Ломоносова

Проведенный экспертный анализ состояния российско-иранских отношений может представить интерес для практических организаций, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, для специалистов, работающих с Ираном, и бизнесменов, интересующихся увеличением своей активности. Не вызывает сомнения, что всесторонний анализ возможностей расширения отношений России и Ирана требует углубления.

Коллектив экспертов РСМД предпринял попытку провести анализ современного состояния российско-иранских отношений, выявить факторы, способствующие углублению взаимодействия двух стран, и обозначить причины, ограничивающие и затрудняющие развитие двусторонних контактов, а также оценить перспективы сотрудничества.

История российско-иранских отношений насчитывает несколько веков. Территориальная близость этих стран стала основным фактором, обусловившим их заинтересованность во взаимодействии. Несмотря на утрату общей сухопутной границы (после 1991 г.), оба государства продолжают рассматривать друг друга как соседей, партнеров по региону, сталкивающихся с общими угрозами. Не вызывает сомнений утверждение о том, что для России и в настоящее время, и в будущем отношения с Ираном останутся важным внешней политики. Сохранение и расширение связей России с этим государством должно рассматриваться как один из способов обеспечения ее национальных интересов: без учета позиций такого крупного соседа и весьма перспективного регионального игрока она не сможет поддерживать уровень своего влияния в сопредельных государствах Кавказа и Центральной Азии, а также на Ближнем Востоке.

Общие геополитические интересы, которые подробно проанализированы авторами, и экономический потенциал двух стран могут стать базой для их активного взаимодействия. В то же время, как справедливо отмечается в работе, этот потенциал на сегодня реализован далеко не в полной мере.

Авторы, отвечая на вопрос, почему обе стороны не удовлетворены уровнем развития двусторонних связей, рассматривают внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на уровень их отношений. Большое внимание уделено анализу наиболее актуальной проблемы - ситуации вокруг урегулирования ядерной программы Ирана и снятия международных санкций, а также отмечена позитивная роль России в этом процессе. Отдельно рассматривается влияние международных и региональных игроков на российско-иранские отношения – США, арабских государств, Китая.

В рабочей тетради проведен детальный анализ сотрудничества России и ИРИ в экономической сфере. Авторы отмечают снижение товарооборота в последние годы, ограниченность номенклатуры поставляемых товаров, свертывание многих проектов, уход из Ирана крупных компаний, резкое сокращение доли услуг в торговом обмене.

Основной причиной низкого уровня экономического сотрудничества называется «финансово-экономический кризис в Иране, возникший … из-за международных санкций», следствием чего стало «превращение Ирана в зону, неблагоприятную для бизнеса». Однако изменение внешнеполитического курса ИРИ, в основе которого лежит стремление нового правительства к урегулированию вопроса о ядерной программе, снятию санкций и разрядке напряженности с Западом, если оно будет реализовано, окажет благоприятное воздействие на индустриальное, ресурсное и человеческое развитие Ирана и будет способствовать его превращению в региональную супердержаву. Россия должна использовать все возможности для укрепления потенциала добрососедства. Авторы неоднократно подчеркивают важность нынешнего момента для интенсификации внешнеэкономической деятельности, поскольку параллельно со снятием санкций начинает разворачиваться «конкурентная борьба за Иран».

Современные российско-иранские
отношения: вызовы и возможности.
Рабочая тетрадь

Хотя в настоящее время «у России практически нет мощных конкурентных возможностей на иранском рынке» (и этот факт обоснован в работе), а также существуют сложности на пути укрепления экономических связей между Россией и Ираном, авторами выявлен ряд конкретных направлений, по которым может идти диалог и развиваться взаимодействие. Особенно обещающим может быть сотрудничество в области инфраструктурного обеспечения процессов развития в обоих государствах и в третьих странах. Это касается добычи и транспортировки углеводородов, создания международных транспортных коридоров, перевозки и транзита как национальных, так и иностранных грузов с помощью всех видов сообщений.

Россия может использовать Иран в качестве емкого потребителя ее капитальных товаров, инвестиций и технологий. Совместная работа в этой и в иных нишах крайне выгодна и России, и Ирану. Свою привлекательность для обоих государств сохраняют и такие традиционные сферы, как ВТС, электроэнергетика (включая атомную), аэрокосмическая отрасль, а также геологоразведка, водное хозяйство, поставки российских металлов, материалов и оборудования, пиломатериалов, бумаги, зерна. Есть хорошие перспективы в развитии экономического сотрудничества на уровне регионов (южные районы России, Дагестан, Татарстан и останы ИРИ), в том числе по линии совместных сельскохозяйственных проектов. Возможно развитие контактов и связей в области региональных структур: прикаспийское сотрудничество, ШОС.

Перечислена и номенклатура высокотехнологичных товаров, которые могут пользоваться спросом на иранском рынке.

Приведены конкретные рекомендации, упрощающие выход российского бизнеса, особенно мелкого и среднего, на иранский рынок. Можно полагать, что констатирующая часть достаточно обоснована. Авторы ставят вопрос о необходимости разработки комплексной программы сотрудничества России и Ирана.

Можно согласиться с авторами, что Россия и Иран могут расширять экономическое сотрудничество в разных сферах, и при выраженной политической воле взаимодействие между двумя государствами можно значительно расширить.

В тексте работы авторы высказывают различные взгляды на перспективы отношений двух стран. Они считают, что межгосударственные связи могут развиваться по направлениям, которые характеризуются как «настороженное партнерство», «прагматичное партнерство» или даже «привилегированное партнерство». На основе этих схем приводится несколько стратегических сценариев. Хотя в работе не дается конкретных пояснений, от чего зависит выбор того или иного сценария, авторы считают, что «настало время для вступления в силу сценариев, основу которых составляют не геополитические проекты, а статусно-технологическое взаимодействие», которое предполагает «эффективный диалог с внешним миром в рамках региональной интеграции».

Проведенный экспертный анализ состояния российско-иранских отношений может представить интерес для практических организаций, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, для специалистов, работающих с Ираном, и бизнесменов, интересующихся увеличением своей активности.

Не вызывает сомнения, что всесторонний анализ возможностей расширения отношений России и Ирана требует углубления. Как представляется, форма «рабочей тетради» в определенной степени ограничила авторов и не позволила провести более детальное исследование целого ряда факторов, воздействующих на двусторонние отношения, и специфики отношений двух стран.

heritage.org

Большее внимание стоило бы уделить динамике геополитических процессов и последних мировых трендов, которые оказывают существенное влияние на политическую и экономическую среду, в которой функционируют субъекты мировых хозяйственных отношений, включая Иран и Россию.

Представляется, что в рамках основного сюжета недостаточно проанализирована нынешняя экономическая ситуации в Иране. Ввиду отсутствия достоверных статистических данных в Иране в период М. Ахмадинежада, приводимая статистика, даже взятая из авторитетных международных источников, может не в полной мере отражать реальное положение вещей. Более детального исследования требует вопрос об экспортных возможностях иранской промышленности.

Вопросам, связанным с оценкой внутриполитических ситуаций в обоих государствах, должно быть уделено более пристальное внимание. Так, показанная в работе структура государственного управления ИРИ сведена исключительно к институту «велаят-е факих» и не учитывает существования других элементов политической машины, которые реально присутствуют в политической жизни страны и оказывают определенное влияние на принятие решений.

Скорее всего, была бы уместна детальная проработка вопроса о препятствиях на пути углубления взаимодействия двух стран, коренящихся в политической, социальной, психологической, идеологической сферах.

Также желательно проанализировать, почему представители иранских элит часто подчеркивают ненадежность России как партнера, характеризуют ее иранскую политику как производную от российско-американских отношений, упрекают в неискренности, а в молодежной среде иранского населения растет неприятие России.

В этой связи было бы интересно привлечь работы иранских экспертов в области международных отношений для лучшего понимания процессов внутри иранского общества и его психологических установок при оценке внешних партнеров или противников. Отсутствие ссылок на иранские источники и исследования в определенной мере понижает значимость работы, которая при их наличии воспринималась бы как более фундированная.

Особое внимание следовало бы уделить изучению не рассмотренной в издании культурной составляющей в комплексе отношений двух стран во всех ее многочисленных проявлениях и, возможно, предусмотреть ряд мер для формирования позитивного образа России в Иране, без чего будет невозможно расширение двусторонних негосударственных связей.

Особый формат аналитического материала – рабочая тетрадь – предоставил авторам возможность включить в состав работы дополнительные статьи, не связанные с основным текстом общей идеей. Подготовленные материалы о ядерной программе Ирана и деталях переговорного процесса, а также о региональной политике ИРИ представляют определенный интерес, однако перегружены излишней фактологической информацией и уводят читателя от темы современного взаимодействия двух стран. Возможно, оценки роли Ирана в регионе излишне категоричны, не учитывают новой направленности внешнеполитического курса ИРИ после прихода к власти Х. Роухани и постоянных изменений региональной ситуации, и в основном относятся к периоду президентства М. Ахмадинежада.

В целом материалы рабочей тетради дают достаточно полное представление о предмете исследования, но в то же время тема едва ли может считаться исчерпанной и должна быть дополнена дальнейшими исследованиями с учетом быстро меняющихся международных и региональных реалий.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся