Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Антония Диму

Cтарший консультант Института европейских и американских исследований (RIEAS) в Афинах (Греция) и научный сотрудник Центра стратегических исследований Иорданского университета

Джон Номикос

Директор Института европейских и американских исследований (RIEAS) в Афинах (Греция)

Разрешение конфликта на Кипре — сложная задача, поскольку проблема коренится не только в региональных распрях, но и, что важнее, в западных стратегиях обеспечения безопасности. Эти стратегии формировались после «арабской весны» в условиях сирийского конфликта, провала внешнеполитической доктрины Турции, построенной по принципу «никаких проблем с соседями», и появления радикальных группировок, таких как «Исламское государство», которые приобрели большое влияние в Восточном Средиземноморье.

Восточное Средиземноморье оказалось в самом центре борьбы за мир и экономическое развитие, и Кипр занимает в этой борьбе чрезвычайно важное место — как в географическом, так и в функциональном плане — с точки зрения обеспечения безопасности, в том числе энергетической. Благодаря роли, которую играет Кипр в сфере региональной безопасности, выступая в качестве стартовой площадки для проведения ряда военных операций, в том числе в Афганистане и Кувейте, и места размещения британских военных баз, он стал незаменимым партнером Запада. На Кипре проживают крупные диаспоры из континентальной части Греции, а также из России и Великобритании. Остров поддерживает активные экономические связи в ближневосточном регионе, но часть его территории до сих пор оккупирована Турцией, которая направила тысячи военнослужащих для защиты растущей турецкой диаспоры в северной части острова.

Разрешение конфликта на Кипре — сложная задача, поскольку проблема коренится не только в региональных распрях, но и, что важнее, в западных стратегиях обеспечения безопасности. Эти стратегии формировались после «арабской весны» в условиях сирийского конфликта, провала внешнеполитической доктрины Турции, построенной по принципу «никаких проблем с соседями», и появления радикальных группировок, таких как «Исламское государство», которые приобрели большое влияние в Восточном Средиземноморье. На фоне такой обстановки в 2014 году проявился беспрецедентный интерес к «кипрскому вопросу» — впервые за 52 года страну посетил действующий американский вице-президент Барак Обама, а также другие высокопоставленные чиновники из ЕС и США.

wikipedia.org

Разрешение конфликта может стать поворотной точкой для реализации потенциала Кипра в качестве крупнейшего поставщика энергоресурсов для Европы и Азии, а также создать прецедент для урегулирования других спорных ситуаций, таких как конфликт между Израилем и Палестиной, кульминацией которого стала война в Газе, разгоревшаяся летом 2014 года.

Обнаружение доказанных запасов газа в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) Республики Кипр определенно может способствовать сокращению зависимости острова от поставок энергии из-за рубежа и, кроме того, сулит экономическую выгоду, поскольку часть дохода от продажи природного газа поступает непосредственно в государственную казну в форме роялти и налогов, уплачиваемых поставщиками газа. Концессии на геологоразведочные работы на блоках 12, 2, 3 и 9 кипрского шельфа были предоставлены международным компаниям Noble Energy, ENI и KOGAS, а крупнейшие сервисные компании в нефтегазовой отрасли, такие как Halliburton и Schlumberger, расположили на Кипре региональные офисы. Все это вселяет уверенность, что у Кипра есть будущее в региональной энергетической системе.

Однако в попытках заработать на наличии запасов природного газа Кипр сталкивается с рядом трудностей, связанных с экспортными возможностями региона, в частности, в рамках проекта сооружения трубопровода от месторождений к побережью Турции. Такой вариант организации экспортных поставок предполагает необходимость разрешения конфликта на Кипре, поскольку трубопровод в любом случае придется выводить за пределы ИЭЗ Кипра. Даже без учета необходимости урегулировать этот давний конфликт, в отсутствие согласованных морских границ любая деятельность по разработке шельфовых месторождений энергоресурсов в этом регионе становится затруднительной. Кроме того, Турция, пользуясь своим военным превосходством, пытается форсировать решение энергетических вопросов силовым путем и придерживается противоречивой политики в отношении установления морских границ. Все эти обстоятельства стимулировали поиск выхода из стратегического тупика, в котором оказался остров, по-прежнему разделенный на «греческую» и «турецкую» части.

Заметим, что на энергетическую политику Анкары влияет ситуация в Эгейском море: если в ходе переговоров между Грецией и Турцией по поводу демаркации морских границ будет принято решение о проведении границы по медиане, Турция лишится доступа к значительному участку континентального шельфа Восточного Средиземноморья. Именно поэтому при решении вопроса о демаркации морских границ в Восточном Средиземноморье она предпочла бы использовать принцип справедливости, хотя в черноморском регионе придерживается принципа проведения границ по медиане.

Среди главных геополитических причин необходимости разрешения конфликта на Кипре, которые также могли бы составить основу урегулирования противостояния между Израилем и Палестиной, можно назвать следующие.

Во-первых, разделение Кипра не будет выгодно ни одной стране региона. Хорошим примером может служить разделение Индии и Пакистана в 1947 году. Хотя обе стороны приняли это решение, оно сопровождалось гонкой вооружений, которая в итоге переросла в ядерное соперничество. Памятуя об этом, нетрудно понять, что продолжение гонки вооружений на Кипре сделает ситуацию в регионе еще менее стабильной.

community.eldis.org

Серьезное беспокойство вызывает также вероятность появления исламских фундаменталистов на севере Кипра. Разделение государства может привести к экономическим или политическим беспорядкам и, как следствие, к радикализации исламских элементов в северной части страны, что противоречит интересам безопасности в регионе.

Кроме того, перспектива перманентного разделения столицы Кипра повредила бы попыткам урегулирования конфликта между Израилем и Палестиной, поскольку сейчас в Никосии сложилась ситуация, аналогичная той, что предшествовала разделению Иерусалима в 1967 году. Разделение Кипра создало бы нежелательный прецедент в свете претензий израильтян и палестинцев на объединенный Иерусалим — одного из главных вопросов, которые придется решать при любом варианте примирения враждующих сторон. И напротив, создание федерации позволило бы объединить Никосию и стало бы сильным аргументом в пользу достижения аналогичного решения по поводу итогового статуса Иерусалима.

Несмотря на различие обстоятельств, соглашение о совместном управлении Кипром также могло бы послужить моделью для создания расширенной региональной структуры меду Израилем и его ближайшими соседями — Палестиной и Иорданией.

Очевидно, активизация усилий западных дипломатов, направленных на разрешение «кипрского вопроса» путем достижения согласия по поводу политического будущего этого острова, положительно отразится на стратегиях, которые могут дать Восточному Средиземноморью безопасность и экономическую выгоду. Вне всякого сомнения, огромную роль здесь играет время...

(Нет голосов)
 (0 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся