Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 32, Рейтинг: 2.38)
 (32 голоса)
Поделиться статьей
Глеб Ивашенцов

Чрезвычайный и Полномочный Посол России, вице-президент РСМД

Андрей Володин

Д.и.н., главный научный сотрудник Центра евразийских исследований Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России

17 июля 2017 г. в Индии прошли президентские выборы, результаты которых стали показателем значительных изменений в социально-политической жизни страны — активизировался процесс вовлечения в политику низших слоев населения. Глеб Ивашенцов, Чрезвычайный и Полномочный Посол России, член РСМД, и Андрей Володин, главный научный сотрудник Центра евразийских исследований Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России, эксперт РСМД, комментируют результаты выборов, а также анализируют значение межрегионального сотрудничества России и Индии.

Глеб Ивашенцов, Чрезвычайный и Полномочный Посол России, член РСМД

Новые тенденции в расстановке политических сил в Индии

Избрание Рам Натха Ковинда четырнадцатым президентом Индии отражает нарастание новых тенденций в расстановке политических сил в стране. Р. Н. Ковинд, кандидатура которого была выдвинута правящей Бхаратия Джаната парти (БДП), — выходец из общины далитов, так называемых неприкасаемых, занимающих самое низкое место в кастовой иерархии Индии. Он второй представитель неприкасаемых на посту главы индийского государства после К.Р. Нараянана, занимавшего пост президента Индии в 1997–2002 гг. Целый ряд выходцев из общины далитов входили ранее в число министров центрального правительства, губернаторов штатов, работали на других ответственных должностях.

Индийские традиции, однако, по-прежнему заставляют делить людей на «высших» и «низших». И в этом плане результаты нынешних президентских выборов показывают, что неприкасаемые и низшие касты, на которых приходится порядка двадцати процентов населения Индии, начинают играть все более весомую роль в политической жизни страны. Примечательно, что главным конкурентом Р.Н. Ковинда была Мира Кумар, тоже неприкасаемая, но представляющая оппозиционный Индийский Национальный Конгресс (ИНК).

Победа Р.Н. Ковинда — важное достижение правящей Бхаратия Джаната Парти. Выдвигая кандидатуру неприкасаемого на пост главы государства, она стремилась утвердиться в сознании народа как подлинно народная и демократичная партия, не только оберегающая религиозные и национальные ценности, но и защищающая интересы униженных и оскорбленных членов общества.

Кастовые предрассудки — серьезный тормоз на пути социального развития страны, а избрание уже второго неприкасаемого на пост президента Индии свидетельствует о том, что они постепенно отступают. Однако было бы, наверное, преждевременным утверждать, что с ними покончено.

Межрегиональное сотрудничество России и Индии: значение и возможности

Сотрудничество на уровне регионов имеет большое значение для развития торгово-экономических связей России и Индии. По мнению экспертов, для сохранения привилегированного статуса российско-индийских отношений необходимо нарастить товарооборот до показателей не ниже 17-18 млрд долл., поскольку только такой показатель задаст ощутимую позитивную динамику экономическим связям. Вместе с тем в течение последних десяти лет оборот двусторонней торговли держится на уровне менее 10 млрд долл. Нарастить его можно во многом за счет расширения межрегионального сотрудничества двух стран.

Дело в том, что в настоящее время в российско-индийской торговле с обеих сторон задействованы прежде всего крупные как государственные, так и частные компании, базирующиеся в центральных городах. Участие же малого и среднего бизнеса незначительно. Причина такой ситуации прежде всего в том, что потенциальные российские и индийские партнеры на периферии двух стран мало знают о возможностях друг друга. А в каждом из регионов России и штатов Индии можно найти возможности для сотрудничества. Такая работа ведется, между целым рядом регионов России и индийских штатов заключены соглашения о партнерстве. Но, к сожалению, серьезных подвижек пока нет, поскольку во многом такое сотрудничество носит декларативный характер.

Скажем, делегация Самарской области наносит визит в штат Карнатака, Татарстана в Андхра-Прадеш, Воронежской области — в штат Западная Бенгалия. Заключаются соглашения о партнерстве, однако официальные лица, которые подписывают эти соглашения, не могут давать указания бизнес-структурам заключать те или иные контракты. Поэтому чтобы развивать сотрудничество между регионами, прежде всего необходимо наводить мосты между торгово-промышленными палатами регионов России и Индии. Большую роль в сотрудничестве призван сыграть Российско-индийский деловой совет при Торгово-промышленной палате России.

Андрей Володин, д.и.н., главный научный сотрудник Центра евразийских исследований Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России

Результаты президентских выборов и социальные изменения в индийском обществе

Результаты президентских выборов в значительной степени отражают ситуацию, происходящую в индийском обществе. Сейчас мы наблюдаем процесс вовлечения в политику низших в социальном отношении слоев населения. Естественно, такая тенденция не может не влиять на результаты выборов на общенациональном уровне, в законодательное собрание штатов, а также на президентские выборы. Должность президента не является значимой с точки зрения отправления исполнительной власти. Однако президент выражает единство и территориальную целостность Индии.

Как правило, должность президента занимают лица, политики и общественные деятели, которые пользуются в Индии большим доверием среди различных групп населения. В частности, ушедший президент Пранаб Мукерджи был одним из наиболее опытных политиков. Он возглавлял Министерство финансов, Министерство иностранных дел и Министерство обороны. П. Мукерджи также считался одним из крупнейших финансистов-практиков Индии. Однако трудно сказать, что новый президент — фигура, равная по своему общенациональному политическому весу П. Мукерджи. Времена меняются, меняются и лица, приходящие к власти. Новый президент — опытный человек, прежде всего на региональном уровне политики. Сейчас отношения и внутри индийских штатов, и между индийскими штатами, и между штатами и центром являются одними из ключевых во всей социально-политической жизни Индии. С этой точки зрения можно рассматривать и президентские выборы в Индии.

Рекомендации по развитию российско-индийских отношений

Михаил Конаровский:
Важнейший рубеж в жизни ШОС

Российско-индийские отношения, которые можно охарактеризовать как «привилегированное стратегическое партнерство», не лишены двусторонних проблем. В свое время один из российских представителей министерства иностранных дел сказал, что в российско-индийских отношениях обнаружились «шероховатости». Дело в том, что сейчас происходит переформатирование мирового пространства и мировой политики на региональном уровне. Естественно, на это переформатирование повлиял и такой тектонический сдвиг, как распад СССР и перегруппировка сил в мировой политике в начале 2000-х и в 2010-ые гг. В ходе этого процесса возникают некоторые противоречия, проблемы между Индией и Россией. Если говорить обобщенно, Индия порой ожидает от России союзнических действий, хотя российско-индийские отношения — это отношения привилегированного стратегического партнерства, а не союзничества. Сама же Индия предпочитает учитывать во внешней политике только свои интересы. Однако сейчас начинается положительный процесс признания Индией права России иметь свои интересы, в частности, в Центральной Азии, в Южной Азии в отношениях с Пакистаном. Мы заинтересованы в единстве и территориальной целостности Пакистана, а также в том, чтобы отношения между Индией и Пакистаном все-таки сдвинулись с мертвой точки и начали развиваться по восходящей линии. После полноценного признания Индии и Пакистана в качестве членов ШОС этот процесс получит дополнительное ускорение.

Для дальнейшего развития сотрудничества необходимо поставить на постоянную основу не зависящие от центральной власти России и Индии отношения между регионами. Связи по линии «регион к региону» остаются незначительными. С нашей стороны приоритетным направлением является Астраханская область, имеющая давние партнерские отношения с родным штатом премьер-министра, Гуджарат, а также Сахалин, где приоритетными считаются отношения по поводу энергоносителей. Огромный потенциал отношений — это Урал, Зауралье, Восточная и Западная Сибирь, тем более там работают предприятия, которые связаны с Индией тесными кооперационными отношениями, в том числе по линии оборонно-промышленного комплекса. Если нам удастся разблокировать и превратить в реальность идею международного транспортного коридора «Север — Юг», тогда появится возможность увеличить товарооборот с примерно 8 млрд долл. до 20–25 млрд долл., о которых говорят руководители и России, и Индии.


(Голосов: 32, Рейтинг: 2.38)
 (32 голоса)

Прошедший опрос

  1. У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?
    Восстановление многостороннего переговорного процесса без предварительных условий со всех сторон  
     147 (32%)
    Решения не будет, пока ситуация выгодна для внутренних повесток Ким Чен Ына и Дональда Трампа  
     146 (32%)
    Демилитаризация региона, основанная на российско-китайском плане «заморозки»  
     82 (18%)
    Без открытого военного конфликта все-таки не обойтись  
     50 (11%)
    Ужесточение экономических санкций в отношении КНДР  
     18 (4%)
    Усиление политики сдерживания со стороны США — модернизация военной инфраструктуры в регионе  
     14 (3%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся