Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Анастасия Борик

Латиноамериканист, колумнист-эксперт журнала Brasil.ru, эксперт РСМД

3 мая 2016 г. король Испании Филипп VI подписал указ о роспуске обеих палат парламента и проведении новых парламентских выборов, которые состоятся 26 июня. В современной истории Испании (с момента перехода к демократии в 1978 г.) это первый случай назначения выборов по причине неспособности народных избранников договориться о формировании коалиции и создании работоспособного правительства.

3 мая 2016 г. король Испании Филипп VI подписал указ о роспуске обеих палат парламента и проведении новых парламентских выборов, которые состоятся 26 июня. В современной истории Испании (с момента перехода к демократии в 1978 г.) это первый случай назначения выборов по причине неспособности народных избранников договориться о формировании коалиции и создании работоспособного правительства.

Еще в декабре 2015 г. стало ясно, что электоральный цикл, стартовавший со всеобщих выборов 20 декабря, откроет новую страницу в истории испанского парламентаризма. Тогда всерьез пошатнулась казавшаяся еще недавно прочной и устойчивой «почти двухпартийная система», в которой тон политической борьбе задавали две крупнейшие партии — Народная партия и левоцентристская Испанская социалистическая рабочая партия. Напомним, что формально победу одержала Народная партия (28,72% голосов), которой, однако, не хватило мандатов для единоличного формирования правительства. Второе место заняли социалисты с 22,01%, а третье — партия-прорыв электоральной кампании левая популистская «Мы можем» («Подемос») с 12,67% голосов. Неплохого результата добилась и правоцентристская «Граждане» («Сьюдаданос»), набрав 13,93%. Таким образом, состав парламента впервые получился настолько разнородным, и традиционные силы потеряли свой практически монопольный контроль над политическим процессом, оказавшись вынужденными идти на переговоры с теми, кого еще вчера считали аутсайдерами гонки.

Конфигурации возможных союзов были настолько разными и полными противоречий, что в какой-то момент громкие слова политиков и высокопарная риторика стали казаться просто театром абсурда.

Именно с этого момента и начинается отсчет политического кризиса, который достиг своего апогея с подписанием указа о назначении новых выборов. Едва успев отпраздновать электоральный успех, лидеры партий оказались перед необходимостью переговоров о коалиции. Конфигурации возможных союзов были настолько разными и полными противоречий, что в какой-то момент громкие слова политиков и высокопарная риторика стали казаться просто театром абсурда. Вдаваться в детали переговоров нет никакого смысла: не случилось ни «большой коалиции» из ИСРП и НП, ни «левого фронта» из всех левых и левоцентристских сил, ни «правого фронта», ни даже сомнительных вариаций на тему право-лево-националистических союзов, включающих миноритарные региональные партии.

Гораздо важнее понять, почему испанская политическая система не прошла первую серьезную проверку на способность к широкому диалогу и консенсусу, которые так необходимы стране, где «кризис» — до сих пор едва ли не самое употребляемое слово. Представляется, что есть несколько возможных «виновников» провала межпартийных переговоров.

«Политически бескультурные»

BBC
Результаты выборов 2015 года

Одна из самых распространенных версий заключается в том, что именно новые и неопытные политические силы не дали механизмам демократии сработать как надо и открыть пространство для формирования коалиции. Речь, в частности, идет о партии-новичке «Подемос», чьи представители не раз демонстрировали пренебрежение к сложившимся правилам игры, последовательно отвергая многие основополагающие принципы взаимодействия как архаичные. Чтобы проиллюстрировать это достаточно отметить, что еще неделю назад в испанских медиа не утихали разговоры о том, что лидер партии — одиозный молодой преподаватель Мадридского Комплутенсе Пабло Иглесиас — не просто опоздал на встречу с королем на 20 минут, но и в очередной раз нарушил официальный дресс-код, представ перед Филиппом VI в джинсах и джемпере. «Политическая бескультурность» «Подемос» и их лидера вообще очень популярная в Испании тема: в таких, казалось бы, мелочах и проявлялось отсутствие опыта, которое не может быть компенсировано популистскими лозунгами и которое неизменно заводило в тупик переговоры других партий с движением Иглесиаса. В поддержку этой версии говорит и тот факт, что, согласно последним опросам, «Подемос» — единственная партия, которая подрастеряла электорат с декабря 2015 г. (по данным Центра социологических исследований, за прошедший период партия потеряла 3% голосов).

Теория заговора



Сама политическая система Испании несет в себе характерный для всех парламентских систем конфликтный потенциал, который проявляется именно в периоды наибольшей поляризации предпочтений избирателей.

Другое возможное объяснение, наоборот, связано с традиционными партиями: доминируя в политике столь долгий период, ИСРП и НП оказались явно не готовы к радикальным переменам политического ландшафта Испании. Нежелание и неспособность ИСРП и НП договариваться с конкурентами также могли сыграть негативную роль в процессе переговоров. Так, председатель Народной партии Мариано Рахой вообще отказался от выдвижения своей кандидатуры на пост председателя потенциального коалиционного правительства, мотивируя это отсутствием широкой поддержки избирателями его партии. Не говоря уж о том, что на переговорах между Рахоем и Педро Санчесом (главой ИСРП) первый демонстративно не пожал руку гостю, фактически поставив крест на возможности создания «большой коалиции».

ИСРП, вторая крупнейшая сила, проявила гораздо больше интереса к поиску союзников и даже заключила исторический пакт со своими идейными противниками из «Сьюдаданос», однако этого все равно было недостаточно для создания коалиционного правительства. В дальнейшем ИСРП не продемонстрировала достаточной гибкости в переговорах, отвергнув союз с «Подемос» и не согласившись на компромиссную инициативу блока левых миноритарных партий Валенсии «Компромисс» («Компромис»).

ИСРП и НП выбрали разные стратегии поведения в условиях институционального тупика, однако обе партии не смогли или не захотели воспользоваться своим политическим влиянием для разрешения кризиса. Это наталкивает на мысль о том, что на предстоящих выборах в июне они надеются поправить свое положение и получить больше мест, чем в декабре 2015 г.

Фактор Короля и политической системы

Есть и еще один важный для понимания нынешнего кризиса нюанс. Сама политическая система Испании несет в себе характерный для всех парламентских систем конфликтный потенциал, который проявляется именно в периоды наибольшей поляризации предпочтений избирателей. В этом смысле для Испании всегда большое значение имела фигура Короля Испании — Хуана Карлоса I, отца Филиппа VI, который не раз выступал посредником в конфликтных ситуациях. Его авторитет и влияние помогали сглаживать наиболее острые противоречия между социально-политическими силами. Нынешний кризис наглядно демонстрирует, что Филипп VI пока подобными возможностями не располагает. Фактически свое первое серьезное «королевское» испытание он не прошел, не сумев и, в сущности, не попытавшись предотвратить институциональный паралич.

Так или иначе, Испанию ждут новые выборы. Главная интрига этой кампании в том, как пойдут переговоры после оглашения результатов, ведь опросы общественного мнения показывают, что по сравнению с декабрем 2015 г. электоральные предпочтения практически не изменились, а значит, стоит ожидать новый этап большого политического торга.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся